VII. Излишество

Единое, истинное благо человека в любви. Лишается же человек этогоблага, когда он, вместо того чтобы увеличивать в себе любовь, увеличивает всебе потребности тела, потакая им. ВСп ЛИШНЕЕ ДЛЯ ТЕЛА ВРЕДНО И ТЕЛУ И ДУШЕ Служить телу надо только тогда, когда оно требует этого. Употреблять жесвой разум на то, чтобы придумывать удовольствия телу, - значит житьнавыворот: не тело заставлять служить душе, а душу телу. Чем меньше потребностей, тем счастливее жизнь, но далеко не признаннаявсеми людьми старая истина. Чем больше ты приучаешь себя к роскоши, тем больше подвергаешьсярабству: потому что чем в большем ты будешь нуждаться, тем больше сократишьсвою свободу. Совершенная свобода в том, чтобы вовсе ни в чем не нуждаться,а следующая за нею - нуждаться в немногом. Иоанн Златоуст Есть грехи против людей и есть грехи против себя. Грехи против людейбывают оттого, что человек не уважает дух Божий в другом человеке. Грехипротив себя - оттого, что человек не уважает дух Божий в самом себе. Хочешь жить спокойно и свободно - отучай себя от того, без чего можешьобойтись. Все, что точно нужно для тела, легко добывается. Трудно добываетсятолько то, что не нужно. Хорошо иметь то, чего желаешь, но еще лучше ничего не желать, крометого, что имеешь. Менедем Если ты здоров да поработал до усталости, то хлеб с водой тебе слащепокажется, чем богачу все его приправы, солома для постели мягче всякихпружинных кроватей и кафтан рабочий приятнее на теле всяких бархатных имеховых одежд. Будешь слишком угождать телу, - ослабишь его; будешь слишком утруждатьего, - тоже ослабишь. Если уж выбирать одно из двух, то лучше изнурять, чемнежить, тело, - потому лучше, что, если не доел, не доспал, переработал,тело сейчас же покажет тебе ошибку. Если же слишком изнежил тело, то оно, несейчас, но гораздо позже, покажет тебе твою ошибку тем, что будет слабое ибольное. Сократ сам воздерживался от всего того, что едят не для утоленияголода, а для вкуса, и уговаривал своих учеников делать так же. Он говорил,что не только для тела, но и для души большой вред от лишней еды или питья,и советовал выходить из-за стола, пока еще есть хочется. Он напоминал своимученикам сказку о мудром Улиссе: как волшебница Цирцея не могла заколдоватьУлисса оттого только, что он не стал объедаться, а товарищей его, как толькоони набросились на ее сладкие кушанья, всех обратила в свиней. Казалось бы, ученым, богатым людям, тем, кто называет себяпросвещенными, надо бы понимать, что в обжорстве, в пьянстве, в нарядах нетничего хорошего; а именно эти-то люди и придумывают сладкие кушанья, пьяныенапитки и всякие наряды и, кроме того, что этим сами себя портят, развращаютсвоим примером и рабочих людей. "Если ученые люди находят радость в роскошной жизни, то значит, что таки надо", - говорят рабочие люди, и портят свою жизнь, подражая богатым. В наше время большая часть людей думает, что благо жизни в служениителу. Это видно из того, что самое распространенное в наше время учение этоучение социалистов. По этому учению, жизнь с малыми потребностями есть жизньскотская, и увеличение потребностей это первый признак образованногочеловека, признак сознания им своего человеческого достоинства. Люди нашеговремени так верят этому ложному учению, что только глумятся над темимудрецами, которые в уменьшении потребностей видели благо человека. Посмотрите на то, как хочет жить раб. Прежде всего он хочет, чтобы егоотпустили на волю. Он думает, что без этого он не может быть ни свободным,ни счастливым. Он говорит так: если бы меня отпустили на волю, я сейчас быбыл вполне счастлив, я не был бы принужден угождать и прислуживаться моемухозяину, я мог бы говорить с кем угодно, как с равным себе, мог бы идти,куда хочу, не спрашиваясь ни у кого. А как только отпустят его на волю, он сейчас же разыскивает, к кому быподольститься, чтобы получше пообедать. Для этого он готов идти на всякиемерзости. А пристроившись к какому-нибудь богатому человеку, он попадаетопять в то рабство, из которого так хотел выйти. Если такой человек начнет богатеть, то он заводит себе любовницу ипопадает к ней, к этой любовнице, в еще худшее рабство. Если он разбогатеет,то у него еще меньше свободы. И вот он начинает страдать и плакать. Когда жеему приходится особенно трудно, он вспоминает о прежнем своем рабстве иговорит: А ведь мне недурно было у своего хозяина! Не я о себе заботился, а меняодевали, обували, кормили; и когда я болен бывал, заботились обо мне. Да ислужба была нетрудная. А теперь сколько дел! Был у меня один хозяин, атеперь сколько их стало у меня! Скольким людям должен я угождать! Эпиктет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: