Дефицит товаров и т. п

РАБОТА НАД СОБОЙ И ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ.

То, что я собираюсь сказать,— это взгляд ученого, по базовому образованию историка, по основной про­фессии — психолога и педагога. В моих размышлениях нет претензии на истину в последней инстанции. Да реально ее и быть не может, особенно сейчас, когда слишком зыбок еще нарождающийся новый мир, слишком пестра и противоречива современная исто­рия.

И все же каждому предстоит ответить на

вопрос: каков мир, в котором мы живем?

Иначе не ответить и на другие вопросы:

В чем смысл жизни,

Каким идеалам следовать,

Каким образом воспитывать себя и

что имен­но в себе самом создавать и развивать.

В палитре освещения нашего времени преобладает черный цвет. На самом деле: религиозные, национальные и иные конфликты длятся десятилетиями, исче­зает защитный озонный слой, моря и океаны, реки и озе­ра отравлены, ежеминутно гибнет от голода десять че­ловек, и в эту же минуту миллион долларов тратится на вооружение. СПИД и наркомания стали бедствием для многих народов.

В нашей стране тоже немало проблем:

наряду с перестройкой существуют

Теневая экономика,

Рэкет,

Проституция,

Спекуляция,

Мафиозность власть имущих,

дефицит товаров и т. п.

Эти явления порождают отнюдь не радужные мысли: коммунизм — утопия, социализм — лжедемократия, Октябрь — ошибка, пере­стройка — отказ от наших идеалов.

Так что же происходит в мире? Каков его реальный облик?

Во все времена самым трудным вопросом была гамле­товская проблема «быть или не быть?» И сегодня все по­нимают, что человечество стоит на краю пропасти, что вопрос звучит именно так: будет существовать дальше человечество или исчезнет? Эту задачу не решить в оди­ночку, страны и народы объединяются для того, чтобы сохранить Землю — наш общий дом. Во имя жиз­ни на Земле жили наши предки, это и задача всех ныне живущих и будущих поколений. Жизнь сама по себе —главная цель и самоценность. Любовь к жизни — вот точка опоры, которая спасла мир, она и сейчас наша сила.

Прожить достойно свое время — вот смысл жизни.

Но жизнь — это борьба за нее, за прекрасное в ней. Люди смотрят с надеждой на будущее, потому что в по­давляющем большинстве они мир любят больше, чем войну («Худой мир лучше доброй ссоры»), внуков - больше, чем детей и самих себя; радость для них пред­почтительнее страдания, добро лучше, чем зло; дружбу они ценят выше, чем вражду, и т. д. По натуре своей человек — оптимист и гуманист, иначе он просто не выжил бы ни в прошлые времена, ни сейчас.

Главная надежда на лучшее будущее — это все воз­растающий потенциал жизнеспособности объединенного человечества.

То, что не могут Гении и Герои, страны и народы, сможет единая мировая цивилизация. Она со­здается на наших глазах. Чем же характеризуется наше время?

Цивилизация объединенного человечества рождает­ся в невероятных трудностях и борьбе.

Первый этап развития цивилизации был связан с биологической эволюцией человека. Миллионы лет видоизменялась природа людей, наконец, человек выделился из животного мира, стал homo sapiens — существом разумным, научился говорить, думать, изо­брел топор, лук, колесо, овладел огнем, стал передавать опыт последующим поколениям через письменность, воспитание и общение.

На втором этапе развития цивилизации, длившем­ся тысячелетия, человечество искало формы наилучшего социального переустройства, сосуществования. Были испробованы первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй. И каждая новая общественная система оказы­валась более целесообразной с экономической точки зрения и в то же время давала больший простор для развития сил и способностей человека. Сегодня человечестно постигло великую истину: все общественные системы могут существовать, если используют достижения НТР, мировую науку и культуру, приобщаются к ценностям цивилизации.

В наше время начинается третий этап развития человечествасоздание единой мировой общности с единой экономической и культурной базой. Мы еще не знаем, какой должна быть новая социальная формация, которая окажется приемлемой для всех стран и наро­дов, и все же она неизбежно будет создаваться в первой четверти XXI века. Если мы остаемся марксистами, то признаем главную истину марксизма: развитие базиса

определяет развитие надстройки. А реально всеми стра­нами мира взят курс на создание единой мировой экономики. Каждая страна сама определит свое социальное развитие, но в конечном счете будет вынуждена принять следующие

ценности цивилизации:

1) ненасильственный мир, решение всех социаль­ных проблем мирным путем;

2) плановое развитие экономики, единый мировой рынок, основанный па передовой технике, технологии, максимальном использовании достижений IITP;

3) общечеловеческие духовные ценности, независи­мо от социальной системы и страны (в том числе права человека, ценности каждой национальной культуры, ее гармоническая связь с мировой культурой);

4) приоритет науки, культуры, образования и здра­воохранения по сравнению с военными, производствен­ными и иными сферами;

5) максимальное развитие и применение творческо­го потенциала каждого человека в интересах его самого и общества в целом (реализация коммунистического принципа «от каждого по способностям, каждому по по­требностям» уже происходит сегодня во многих странах);

6) объединение усилий человечества для сохранения природы, решения злободневных экологических про­блем, помощи развивающимся странам, благотворитель­ной деятельности по отношению к нуждающимся в соци­альной защите — бедным, престарелым и др.

Применительно к каждой общественной системе создается единая материальная база — современная техника и технология; она в идеале общечеловеческая, a не социально-классовая.

В человеческой истории возникает новая ситуация. Нынешний капитализм применяет элементы плановой экономики, стремится к социальной справедливости, охране прав и свобод людей, а социализм исполь­зует опыт капитализма в аспекте управления общест­вом, постигает его экономическую и техническую куль­туру, новую технику и технологию.

Феодализм, который мог выжить лишь благодаря религиозному фанатизму, военной диктатуре при край­ней бедности жизни людей, теперь благополучно су­ществует в Омане, Саудовской Аравии и других странах именно потому, что создаёт условия для роста благосостояния, развития образованности и расцвета нацио­нальной культуры. Феодализм плюс НТР обеспечили новые резервы системе, явно обреченной на вымирание. Без их союза история неизбежно давным-давно выбро­сила бы на свалку феодальные порядки. То же самое можно сказать о капитализме, который породил две мировые войны, массовую безработицу и кризисы, но благодаря НТР дает высший уровень жизни в Швеции и Финляндии, образцы производительности труда в Японии и т. д.

Социализм как общественный строй оказался по тем­пам роста производства, производительности труда и по уровню жизни позади капитализма. Экономически капи­талистические страны быстрее нас использовали дости­жения НТР для социального прогресса и укрепления своих общественных порядков.

Я верю в победу идеалов коммунизма. Но это про­изойдет не раньше, чем завершится идущая сейчас миро­вая революция во всех странах мира. Она неизбежна и неотвратима, поскольку имеет дело с новыми эконо­мическими отношениями, перестройкой всей мировой системы производства и обмена, предполагает взаимо­действие и сотрудничество различных стран и общест­венных систем, новое мышление и новую политику,

гло­бальную информатизацию человечества.

Сегодня же каждый народ вправе выбрать общественную систему, развивать свою культуру, реализовать свои возможно­сти с учетом времени, эпохи, исторического прошлого, накопленного материального и духовного потенциала нации. Реальный вклад в мировой революционный про­гресс могут внести все классы и все слои населения, все социальные группы и каждый конкретный человек. Всё больше завоевывает умы людей идея мирного сотрудни­чества во имя науки и культуры, сохранения биосферы планеты, во имя жизни миллионов людей, терпящих бедствие в развивающихся странах.

Основная черта нашей эпохи — революционные пе­ремены во всех сферах жизни человечества.

Мировой революционный процесс сметает с Земли остатки колониализма, усиливает борьбу за мир, за социальную справедливость и национальное освобожде­ние. Социальный прогресс осуществляется во всех стра­нах. И в капиталистическом мире в том числе. Иногда, вопреки главной тенденции мирового развития, то здесь, то там происходят реакционные перевороты, утверждается диктатура вместо демократии, уничтожаются луч­шие представители человечества, один народ натрав­ливается на другой, возникают гражданские войны, устанавливается чужеземное иго, возрождается фашизм, процветает национализм или религиозный фанатизм. Но это — предсмертные судороги агрессивного мира. Прогресс и насилие несовместимы. Чем выше уровень культуры общества и человека, тем чаще люди идут на компромисс, согласие, мирное урегулирование при столкновении интересов. Поэтому


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: