РАБОТА НАД СОБОЙ И ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ.
То, что я собираюсь сказать,— это взгляд ученого, по базовому образованию историка, по основной профессии — психолога и педагога. В моих размышлениях нет претензии на истину в последней инстанции. Да реально ее и быть не может, особенно сейчас, когда слишком зыбок еще нарождающийся новый мир, слишком пестра и противоречива современная история.
И все же каждому предстоит ответить на
вопрос: каков мир, в котором мы живем?
Иначе не ответить и на другие вопросы:
В чем смысл жизни,
Каким идеалам следовать,
Каким образом воспитывать себя и
что именно в себе самом создавать и развивать.
В палитре освещения нашего времени преобладает черный цвет. На самом деле: религиозные, национальные и иные конфликты длятся десятилетиями, исчезает защитный озонный слой, моря и океаны, реки и озера отравлены, ежеминутно гибнет от голода десять человек, и в эту же минуту миллион долларов тратится на вооружение. СПИД и наркомания стали бедствием для многих народов.
|
|
В нашей стране тоже немало проблем:
наряду с перестройкой существуют
Теневая экономика,
Рэкет,
Проституция,
Спекуляция,
Мафиозность власть имущих,
дефицит товаров и т. п.
Эти явления порождают отнюдь не радужные мысли: коммунизм — утопия, социализм — лжедемократия, Октябрь — ошибка, перестройка — отказ от наших идеалов.
Так что же происходит в мире? Каков его реальный облик?
Во все времена самым трудным вопросом была гамлетовская проблема «быть или не быть?» И сегодня все понимают, что человечество стоит на краю пропасти, что вопрос звучит именно так: будет существовать дальше человечество или исчезнет? Эту задачу не решить в одиночку, страны и народы объединяются для того, чтобы сохранить Землю — наш общий дом. Во имя жизни на Земле жили наши предки, это и задача всех ныне живущих и будущих поколений. Жизнь сама по себе —главная цель и самоценность. Любовь к жизни — вот точка опоры, которая спасла мир, она и сейчас наша сила.
Прожить достойно свое время — вот смысл жизни. |
Но жизнь — это борьба за нее, за прекрасное в ней. Люди смотрят с надеждой на будущее, потому что в подавляющем большинстве они мир любят больше, чем войну («Худой мир лучше доброй ссоры»), внуков - больше, чем детей и самих себя; радость для них предпочтительнее страдания, добро лучше, чем зло; дружбу они ценят выше, чем вражду, и т. д. По натуре своей человек — оптимист и гуманист, иначе он просто не выжил бы ни в прошлые времена, ни сейчас.
Главная надежда на лучшее будущее — это все возрастающий потенциал жизнеспособности объединенного человечества.
|
|
То, что не могут Гении и Герои, страны и народы, сможет единая мировая цивилизация. Она создается на наших глазах. Чем же характеризуется наше время?
Цивилизация объединенного человечества рождается в невероятных трудностях и борьбе.
Первый этап развития цивилизации был связан с биологической эволюцией человека. Миллионы лет видоизменялась природа людей, наконец, человек выделился из животного мира, стал homo sapiens — существом разумным, научился говорить, думать, изобрел топор, лук, колесо, овладел огнем, стал передавать опыт последующим поколениям через письменность, воспитание и общение.
На втором этапе развития цивилизации, длившемся тысячелетия, человечество искало формы наилучшего социального переустройства, сосуществования. Были испробованы первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический строй. И каждая новая общественная система оказывалась более целесообразной с экономической точки зрения и в то же время давала больший простор для развития сил и способностей человека. Сегодня человечестно постигло великую истину: все общественные системы могут существовать, если используют достижения НТР, мировую науку и культуру, приобщаются к ценностям цивилизации.
В наше время начинается третий этап развития человечества — создание единой мировой общности с единой экономической и культурной базой. Мы еще не знаем, какой должна быть новая социальная формация, которая окажется приемлемой для всех стран и народов, и все же она неизбежно будет создаваться в первой четверти XXI века. Если мы остаемся марксистами, то признаем главную истину марксизма: развитие базиса
определяет развитие надстройки. А реально всеми странами мира взят курс на создание единой мировой экономики. Каждая страна сама определит свое социальное развитие, но в конечном счете будет вынуждена принять следующие
ценности цивилизации:
1) ненасильственный мир, решение всех социальных проблем мирным путем;
2) плановое развитие экономики, единый мировой рынок, основанный па передовой технике, технологии, максимальном использовании достижений IITP;
3) общечеловеческие духовные ценности, независимо от социальной системы и страны (в том числе права человека, ценности каждой национальной культуры, ее гармоническая связь с мировой культурой);
4) приоритет науки, культуры, образования и здравоохранения по сравнению с военными, производственными и иными сферами;
5) максимальное развитие и применение творческого потенциала каждого человека в интересах его самого и общества в целом (реализация коммунистического принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям» уже происходит сегодня во многих странах);
6) объединение усилий человечества для сохранения природы, решения злободневных экологических проблем, помощи развивающимся странам, благотворительной деятельности по отношению к нуждающимся в социальной защите — бедным, престарелым и др.
Применительно к каждой общественной системе создается единая материальная база — современная техника и технология; она в идеале общечеловеческая, a не социально-классовая.
В человеческой истории возникает новая ситуация. Нынешний капитализм применяет элементы плановой экономики, стремится к социальной справедливости, охране прав и свобод людей, а социализм использует опыт капитализма в аспекте управления обществом, постигает его экономическую и техническую культуру, новую технику и технологию.
Феодализм, который мог выжить лишь благодаря религиозному фанатизму, военной диктатуре при крайней бедности жизни людей, теперь благополучно существует в Омане, Саудовской Аравии и других странах именно потому, что создаёт условия для роста благосостояния, развития образованности и расцвета национальной культуры. Феодализм плюс НТР обеспечили новые резервы системе, явно обреченной на вымирание. Без их союза история неизбежно давным-давно выбросила бы на свалку феодальные порядки. То же самое можно сказать о капитализме, который породил две мировые войны, массовую безработицу и кризисы, но благодаря НТР дает высший уровень жизни в Швеции и Финляндии, образцы производительности труда в Японии и т. д.
|
|
Социализм как общественный строй оказался по темпам роста производства, производительности труда и по уровню жизни позади капитализма. Экономически капиталистические страны быстрее нас использовали достижения НТР для социального прогресса и укрепления своих общественных порядков.
Я верю в победу идеалов коммунизма. Но это произойдет не раньше, чем завершится идущая сейчас мировая революция во всех странах мира. Она неизбежна и неотвратима, поскольку имеет дело с новыми экономическими отношениями, перестройкой всей мировой системы производства и обмена, предполагает взаимодействие и сотрудничество различных стран и общественных систем, новое мышление и новую политику,
глобальную информатизацию человечества.
Сегодня же каждый народ вправе выбрать общественную систему, развивать свою культуру, реализовать свои возможности с учетом времени, эпохи, исторического прошлого, накопленного материального и духовного потенциала нации. Реальный вклад в мировой революционный прогресс могут внести все классы и все слои населения, все социальные группы и каждый конкретный человек. Всё больше завоевывает умы людей идея мирного сотрудничества во имя науки и культуры, сохранения биосферы планеты, во имя жизни миллионов людей, терпящих бедствие в развивающихся странах.
Основная черта нашей эпохи — революционные перемены во всех сферах жизни человечества.
Мировой революционный процесс сметает с Земли остатки колониализма, усиливает борьбу за мир, за социальную справедливость и национальное освобождение. Социальный прогресс осуществляется во всех странах. И в капиталистическом мире в том числе. Иногда, вопреки главной тенденции мирового развития, то здесь, то там происходят реакционные перевороты, утверждается диктатура вместо демократии, уничтожаются лучшие представители человечества, один народ натравливается на другой, возникают гражданские войны, устанавливается чужеземное иго, возрождается фашизм, процветает национализм или религиозный фанатизм. Но это — предсмертные судороги агрессивного мира. Прогресс и насилие несовместимы. Чем выше уровень культуры общества и человека, тем чаще люди идут на компромисс, согласие, мирное урегулирование при столкновении интересов. Поэтому
|
|