Непрерывное нытье по поводу существующих недостатков

Если бы можно было с помощью критики накормить, одеть, обеспечить жильем весь народ... Но вечна истина: всё создается трудом.

Как работаем, так и живем.

Поэтому молодому человеку, вступающему в жизнь, надо видеть будущее и всем своим существованием приближать его. А будущее вытекает из истории общественной системы, в ко­торой мы живем. В ней надо объективно разобраться, чтобы знать, что нас ждет, к чему стремиться, а следова­тельно,

каким быть.

История, как социальное движение, и развитие чело­века, как индивидуальное движение, в рамках своего времени совершаются в тесной взаимосвязи, взаимоза­висимости; они оказываются двумя сторонами одной сущности — производства и воспроизводства непосред­ственной жизни. Человек остается частью природы, неразрывно с ней связан, и всё же его природная сущ­ность неизбежно детерминируется социальной действи­тельностью, поскольку природа и общество, место, где человек творец и созидатель, где рядом осознанное и создаваемое, взятое из прошлого и устремленное в бу­дущее, а также то, что создается в данный момент,— всё это мир человека. Отсюда — третий закон истори­ческого развития человечества: в интересах своего су­ществования оно преобразует не только себя, но и окру­жающий мир. Как писал К. Маркс, «в революционной деятельности изменение самого себя совпадает с преоб­разованием обстоятельств». Поскольку все виды преоб­разования общества и личности связаны с социальным устройством и развитием, можно сказать, что самораз­витие людей обусловлено социальным прогрессом и их собственными потенциями.

Не изменив к лучшему стра­ну, мы никогда не изменимся сами. Но есть и обратная зависимость: если каждый из нас станет луч­ше, то все вместе мы быстрее изменим не удовлетворяю­щий нас мир.

Нельзя сводить саморазвитие к усвоению и прелом­лению человеком социального начала. Конечно же, из­менение внешнего мира неминуемо приводит к изме­нению внутреннего. Однако источником саморазвития является не только «социальное в субъекте», но и «субъективное в субъекте». Человек «строит» себя, вби­рая из прошлого и настоящего то, что именно ему необ­ходимо.

Главный вывод таков: история сегодня определяется не борьбой социализма и капитализма, не классовыми противоречиями, а общечеловеческими ценностями и интересами. Уже одно это означает пересмотр всех идеологий, перестройку человеческого сознания и общест­венного мнения во всем цивилизованном мире. Филосо­фы не случайно говорят, что социализм и капитализм — две ветви жизни на древе социального развития человечества. А дерево с одной ветвью нежизнеспособно. Значит, надо понимать и принимать мир таким, какой он есть, сообща делать жизнь лучше.

XX век характеризуется обострением борьбы про­гресса и реакции, добра и зла. Самые кровопролитные войны прошли в наше время, самые опасные провока­ции, авантюры, кризисы, национальные трагедии проис­ходят на наших глазах. И в то же время в борьбе с мили­таризмом объединилось все человечество, нормы нрав­ственности во всех странах одинаково обязательны для простого человека и бизнесмена или политического ли­дера. Вспомним судебные процессы в США, связанные с нарушением общественной морали, вспомним отчаян­ную борьбу с мафией в Италии, с наркомафией в Ла­тинской Америке, с мафией в нашей стране, и мы пой­мем: любой социальной системе сегодня нужны борцы за социальную справедливость. Значит, надо каждому с молодых лет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: