К чему стремиться

с какими духовными ценно­стями входить в XXI век?

И сегодня нам прежде всего нужен глубокий истори­ческий анализ прошлого, основанный на максимально полной и предельно объективной информации. Думаю, её уже достаточно, чтобы сделать некоторые выводы, извлечь уроки из истории.

И главный урок прост как правда: мы все — про­дукты исторического развития человечества, сыновья и дочери советского социалистического Отечества. И, если мы начали перестройку, дав толчок к революционным изменениям в мире, значит, не такая уж у нас история, чтобы ее стыдиться.

Да, история противоречива,— это первый ее закон. Известно, что движущая сила всякого развития, будь то человек или общество,— это его собственные внутрен­ние противоречия. Оценить историю можно только тог­да, когда определены ее движущие силы, т. е. основные социальные противоречия. Каждая новая общественная система сменяла другую, уже исчерпавшую себя, рево­люционным путем. Несомненно, движущей силой исто­рии была классовая борьба, а всякая революция носила социально-классовый характер. Причинами смены об­щественных формаций были кризис социальных отно­шений, застой в экономике, всё возрастающий парази­тизм господствующих групп и классов, крайнее обни­щание, бедственное положение трудящихся.

Но известна еще одна причина, которая определяла смену общественных формаций: существовавшие об­щественные и производственные отношения не позволя­ли реализовать творческие силы народа, раскрыть каж­дому человеку его способности. Духовный потенциал нации был скован законами, запретами, опутан услов­ностями, традициями, правами, обычаями. Человек труда был задавлен обязанностями, которые не хотел выполнять, унижен нищенским существованием и поло­жением исполнителя чужой воли, он испытывал повседневно страшный пресс бюрократии, полиции, церкви, других общественных институтов. На любое движение его ума, души, на каждую его инициативу накладыва­лось вето: «Нельзя!» Ограничения и запреты исполь­зует любая система, обреченная на гибель. И это стано­вится невыносимым для всякого здравомыслящего чело­века. Революции не случайно отменяют старые законы и создают новые, провозглашают Конституции, Мани­фесты, Декреты, расширяющие права и свободы челове­ка. Но нередко революция слишком опережает время, и тогда история пятится назад: происходит контррево­люция, реставрация монархии, установление диктатуры, уничтожаются лучшие умы, лучшие представители науки, и культуры. И даже тогда, когда революция по­беждает, во главе ее часто становятся диктаторы: в Анг­лии — Кромвель, во Франции — Наполеон, в России — Сталин, в Китае — Мао Цзэдун. Диктатура народа, клас­са в таких случаях завершается диктатурой личности. Горькие уроки и сегодня извлекает мир из этой неопро­вержимой истины: эйфория демократии нередко завер­шается диктатурой военных (в Чили, Индонезии, Уругвае) или иностранной интервенцией (в Панаме, Гренаде, Ливане).

Революция может победить, если она устанавливает демократию, правовое государство в политическом строе, если, как говорил В. И. Ленин, обеспечивается «творчество масс» в практической, производственной деятельности людей, гуманизм в человеческих отноше­ниях.

Первый и основной закон социального прогресса гласит:

общественный строй может существовать, раз­виваться, совершенствоваться только в том случае, если он создает всё более благоприятные условия для прояв­ления, воплощения в различных сферах жизни твор­ческого потенциала личности. В контексте этого закона и надо рассматривать проблемы общественного и лично­го, прав и свобод человека, правового государства и демократии. История, веками определяемая социальным развитием, нуждами общества, его потребностями, классовой борьбой, ушла в прошлое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: