Уход за больными

Под уходом за больными следует понимать оказание больному помощи в удовлетворении им различных потребностей - еда, питьё, умывание, движение, освобождение кишечника и мочевого пузыря. Уход за больными подразумевает также создание больному оптимальных условий пребывания в стационаре или дома - тишины и покоя, удобной и чистой постели, свежего нательного и постельного белья и т.д.

В медицине понятие "уход за больными" трактуется более широко. Уход за больнымивыделяется в самостоятельную дисциплину и представляет собой целую систему мероприятий, включающих в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений (например, выполнение внутривенных инъекций, внутримышечных инъекций, постановка банок,горчичников

и т.д.), проведение некоторых диагностических манипуляций, подготовку к определённым исследованиям, наблюдение за состоянием больного, оказание больному первой доврачебной помощи, ведение необходимой медицинской документации. При уходе за больным многие манипуляции выполняют медицинские сестры.

уход может быть разделен на специализированный и общий. Общий уход за больными – это, в первую очередь, создание благоприятной психологической и бытовой обстановки на всех этапах лечения пациентов. Также в понятие общего ухода входит контроль над выполнением предписаний врача (а также помощь в их исполнении – клизмы, уколы, капельницы, принятие лекарств и так далее), наблюдение за изменениями в самочувствии больного. Специализированный – при каждом заболевании свой

В основе организации хирургических отделений лежит один из основных принципов асептики – разделение на "чистых” и "гнойных” больных. Любые современные способы профилактики и борьбы с инфекцией окажутся неэффективными, если рядом в одной палате будет находиться чистый послеоперационный (юльной и пациент с гнойносептическим заболеванием. Правило разделения больных на “чистых” и “гнойных” применяется как при поступлении больного в стационар, так и в ходе лечения, при определении очередности операций, перевязок или других манипуляций. В зависимости от вида лечебного учреждения этот вопрос решается разными способами, но основополагающим является максимальной разделение этих категорий больных. Если в больнице одно хирургическое отделение, то в нем специально выделяются палаты для гнойных больных. Обязательно организуют две перевязочные: чистую и гнойную, причем гнойную распола- гают в том же крыле, где находятся палаты для гнойных больных. Для работы с этой категорией больных выделяют специальный персонал, организуют отдельный сестринский пост. В случае если в больнице несколько хирургических отделений, то обязательно выделяют гнойное отделение. Соответственно уже при госпитализации, происходит" разделение больных, что препятствует взаимному инфицированию среди них. Разделение больных на “чистых” и “гнойных” происходит и внутри отделения. В первую очередь выполняются более чистые оперативные вмешательства, перевязки проводятся с учетом инфицированности больных.

В операционном блоке обязательно необходима идеально благоприятная обстановка для операций. Поэтому месторасположение операционного блока, его обустройство и обеспечение должны обеспечивать содержание его в такой аккуратности, чтобы предотвращать возможность инфицирования, а также построить спокойные условия для выполнения операций.

Операционный блок должен находиться максимально удаленно от палат и иных помещений хирургического стационара, прежде всего от санитарных узлов. Операционный блок располагается под надзором старшей медицинской сестры, которая обязана повседневно обеспечивать его состояние, своевременной уборкой и обязательным соблюдением правил асептики. Объем и количество комнат операционного блока зависят, прежде всего, от объема хирургических операций. Следовательно, типовые проекты учреждений здравоохранения, предусматривают целую систему помещений операционного блока для различных стационаров. А именно: на 25 коек хирургического отделения необходимо наличие операционной истерилизационной

, на 50 коек необходимо наличие операционной, предоперационной и стерилизационной, на 75 коек необходимо наличие операционной, предоперационной, стерилизационной, кабинета хирурга. Желательно иметь 3 операционных, соответственно: для «чистых» операций, «экстренных» и «гнойных». Если таковой возможности нет, тогда чистые экстренные операции необходимо проводить чистой операционной, а гнойные операции проводят в перевязочной. По возможности необходимы: автоклавная, комната для хранения инструментов и материальное помещение. Перевязочная должна размещаться за пределами операционного блока.

Под операционную всегда отводиться самая большая и светлая комната, высота должна быть не менее 4 метров, с гладкими, покрашенными эмалевой краской стенами, а в идеале стены должны быть обложены кафельной плиткой. Операционная должная быть обеспечена хорошей вентиляцией. Для обеспечения идеального света окна операционной необходимо располагать на северной стороне. С помощью специального, обязательно закрывающегося окна, операционная должна сообщаться со стерилизационной комнатой, это весьма упрощает подачу инструментов. На стенках операционной устанавливают несколько розеток для электрических приборов, ламп и прочих приспособлений, причем электрический провод необходимо скрыть, внутрь стен операционной. Пол операционной комнаты должен быть покрыт кафелем или линолеумом. Мебель операционной комнаты должна быть гладкой, легко моющиеся, а лучше всего покрашена светлой краской.

Температура комнате не должна быть больше 21–23°. Оснащение операционной: операционный стол. операционные лампы, мобильная лампа-рефлектор, винтовые стулья, стерильный стол для инструментария, подвижный поднимающийся столик для инструментария, столик для лекарственных средств, стерильные биксы с подставками, аппарат для наркоза, тазы для использованных инструментов и материалов, баллоны с кислородом, прибор для отсасывания жидкости, аппарат ИВЛ. Аварийное освещение, термометр, валики, ремни для фиксации больного, держатель для ног больного, ножные скамеечки. Также необходимы бактерицидные лампы для осуществления стерилизации воздуха операционной комнате и другой специализированный инструментарий для проведения более сложных операций.

Также, в операционной комнате необходимо все для местного обезболивания и общего наркоза, гемотрансфузии, а также следующие медикаменты: этиловый спирт, йодный раствор, антибиотики и антисептики, сердечные препараты, лобелин и другие препараты необходимые для экстренной помощи больным в случае возникновения осложнений. Текущая уборка операционной комнаты проводится сразу же по окончании оперативного вмешательства и заключается в вымывании пола и притирании всей мебели. Перед операцией мебель, лампы протирают слегка влажными салфетками, смоченными в любом имеющемся дезинфицирующем растворе. Один раз в 8–9 дней проводят генеральную уборку, при этом: тщательно вымывают все предметы, стены, пол и потолок дезинфицирующими растворами и простой горячей водой с моющими средствами. Не реже 1, а лучше 2, раза в месяц воздух в операционной должен быть подвергнут бактериологическому исследованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: