№
занятия
| Наименование разделов, тем занятий
| Количество часов
| Вид занятия
| Содержание занятий
| ОК
ПК
| | Наглядные пособия, дидактический материал, ТСО
|
Т
| п
| т
| П
| с/р
| | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.1: Введение. Методологические основы биологии и медицинской генетики.
|
|
|
| Вводная лекция
| 1. Биология в общей системе подготовки средних медицинских работников.
2. Медицинская генетика - наука о наследственности и изменчивости.
3.Основные этапы, современный период развития генетики и его достижения. Значение генетики для практики медицины.
4. Многообразие существующих форм живого. Неклеточные формы. Прокариоты. Эукариоты. Усложнение форм жизни и степени их организации. Целостность и дискретность живого.
5. Уровни организации органического мира. Значение представлений об уровнях организации живого для понимания основных принципов медицины.
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.; ОК11.
ПК1.1;
ПК2.1;
ПК2.6.;
| Учебники: О1- 6-13;
О2 -1 глава,
пособие – введение;
Самостоятельная работа
1. Изучение основной и дополнительной литературы по теме.
2. Составление хронологической таблицы: «Этапы развития медицинской генетики. Открытия в области биологии и генетики».
| Таблицы:
-Строение ДНК
-Механизм реализации наследственной информации;
Модель ДНК;
Презентация.
|
|
| Тема 2.1: Цитологические основы наследственности
|
|
|
| Комбинированный урок
| 1. Основные этапы развития клеточной теории (М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Современное состояние клеточной теории.
2. Современные методы изучения морфологии и физиологии клетки: оптическая и электронная микроскопия, методы биохимии и цитохимии, дифференциальное центрифугирование, рентгено-структурный анализ, микроманипуляция.
3. Структура и функция компонентов клетки. Хромосомы, их форма, строение и число хромосом. Понятие о кариотипе. Кариотип и идиограмма (С.Г. Навашин, Г.Н.Левитский).
4. Аутосомы и половые хромосомы. Диплоидные и гаплоидные наборы хромосом.
5. Основные типы деления эукариотических клеток. Биологическое значение митоза.
Биологическое значение мейоза. Развитие сперматозоидов и яйцеклеток человека.
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебники: О1– 1 глава
О2 –2, 3 гл.,
Пособие-Раздел 1;
Д -1- 1 раздел
Д-2 с. 165 – 174;
Фильм:
«Живая клетка»
К №1/ 2
Самостоятельная работа
1.Составить таблицу: «Морфология и функции основных компонентов клетки»
2. Зарисовать в альбом кариотип человека
3. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
4. Составление словаря терминов и понятий.
5. Составление презентаций по классификации хромосом.
| 1.Таблицы:
- Хромосомы
- Митоз
- Мейоз
- Половые клетки
- Кариотип человека;
2. Презент № 1
|
|
| Тема 2.1
Цитологические основы наследственности
|
|
|
| Практическое занятие
| Практическое занятие
1. Изучение и анализ микрофотографий цитогенетических исследований,
митоза, мейоза.
- составление кариотипа путем раскладки хромосом по фотографиям;
- запись кариограммы.
2. Изучение и определение полового хроматина:
- определение полового хроматина в буккальном эпителии, лейкоцитах крови человека;
3. Изучение и анализ препаратов хромосом.
Контрольная точка № 1. Тестирование. Устный опрос.
| ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
-
| Учебники:
О2 –2, 3 гл., Пособие-Раздел 1;
Д -1- 1 раздел
Д-2 с. 165 – 174;
Самостоятельная работа
1.Составить таблицу: «Морфология и функции основных компонентов клетки»
2. Зарисовать в альбом кариотип человека
3. 4. Составление словаря терминов и понятий.
| 1.Таблицы:
- Хромосомы
- Митоз
- Мейоз
- Половые клетки
- Кариотип человека;
2. В/ф к. 1(2);
3. Учебно-метод. Пособие для самостоятельной работы
|
|
| Тема 2.2: Биохимические основы наследственности
|
|
|
| Комбинированный урок
| 1. Генетический аппарат клетки. Ген-единица наследственной
информации. Свойства гена.
2. ДНК, состав и структура молекулы. Матричная функция ДНК в процессах репарации, репликации и транскрипции. Структура оперона.
3. Механизм реализации наследственной информации.
4. Генетический код и его свойства.
5. Геном человека. Современные понятия о геномике. ДНК- диагностика наследственных болезней.
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК11.; ПК1.1.; ПК2.1.; ПК 2.6.;
| Учебники: О1-2 глава,
О2 – 4 глава,
Пособие-Раздел 2;
Д -1- 2 раздел
Д-2 с. 174- 180;
Самостоятельная работа
1. Подготовка рефератов
«Регуляция активности генов», «Значение расшифровки генома для медицины»
2. Составление презентаций по структуре ДНК и геномике.
| 1.Таблицы:
- Нуклеиновые кислоты
- Репликация ДНК
- Биосинтез белка
- Генетический код;
2. Презентация №2
|
|
| Тема 2.2:
Биохимические основы наследственности
|
|
|
| Обобщающий семинар
| Практическое занятие
1. Обсуждение теоретических вопросов по теме 2.2.
2. Решение задач, моделирующие процессы редуплкации, транскипции, трансляции, репарации.
3. Применение генетического кода при решении задач. Свойства генетического кода.
Контрольная точка № 2. Тестирование. Решение задач и рефлексия.
| ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебники: О1-2 глава,
О2 – 4 глава,
Пособие-Раздел 2;
Д -1- 2 раздел
Д-2 с. 174- 180;
1. Анализ и оценка внеаудиторной работы.
2. Решение задач.
| 1.Таблицы:
-Нуклеиновые кислоты
-Репликация ДНК
-Биосинтез белка
-Генетический код;
2. Презентация №2;
3. Учебно-методическое пособие для СР
|
|
| Тема 3:
Индивидуальное развитие организмов
|
|
|
| Частично - поисковый семинар
| 1. Биология развития, как наука о законах и механизмах онтогенеза; роль отечественных ученых.
2. Онтогенез, как процесс реализации генетической информации зиготы в конкретных условиях среды.
3. Эмбриональный период его особенности. Дробление, его молекулярно-генетический механизм. Молекулярно-генетические механизмы гистогенеза, органогенеза.
4. Критические периоды онтогенеза. Аномалии развития, их частота. Тератогенез.
5. Постэмбриональный период, его особенности.
6. Возрастные периоды человека. Контрольная точка № 3.
Терминологический диктант.
Оценка рефератов, презентаций.
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник Д1- Ст.59-62,
Метод. Пособие,
Д-3 ст. 85 -107;
Учебник Анатомия чел. – Самусев;
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка рефератов:
1) «Роль отечественных ученых в развитии эмбриологии»,
2 «Тератогенные факторы окружающей среды».
2. Составление кроссворда по основным терминам и понятиям темы.
| Презентация,
в/ф - Размножение
|
|
| Тема 4.1.1:
Наследование признаков при моногибридном, дигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами.
|
|
|
| Обзорный семинар
| 1. Сущность законов Г. Менделя о наследовании признаков.
2. Связь между генотипом и фенотипом. Основные понятия при доказательстве законов наследования признаков.
3.Типы наследования менделирующих признаков у человека.
4. Формы взаимодействия аллельных генов: полное и неполное доминирование, свехдоминирование, кодоминирование.
5. Пенетрантность и экспрессивность генов, плейотропия.
| ОК 2.; ОК 4.; ОК 5.; ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1–3.1- 3.2.4 глава,
Учебник О2–5 глава,
Пособие-Раздел 3;
Д -1 - 3 раздел;
Самостоятельная работа
1. Составление словаря терминов и понятий.
2. Решение задач, моделирующих наследование признаков при моногибридном, дигибридном скрещивании.
4. Написание реферата:
«История открытия Г. Менделем законов о наследственности».
| 1.Таблицы:
- Закон единообразия,
- закон расщепления,
- типы наследования признаков;
2.Динамические магнитные пособия.
3 Презентация №3.
4. Учебно-методическое пособие для СР
|
|
| Тема 4.1.1:
Наследование признаков при моногибридном, дигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами.
|
|
|
| Обзорный семинар
| Практическое занятие
1. Обсуждение основных теоретических вопросов по теме:
1) Менделирующие признаки человека.
2) Отклонения от законов Г. Менделя.
2. Решение задач, моделирующих моногибридное, дигибридное, полигибридное скрещивание с полной и неполной пенетрантностью.
Контрольная точка № 4.
Устные ответы, решение задач, анализ ответов.
| ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
-
| Учебник О2–5 глава,
Пособие-Раздел 3;
Д -1 - 3 раздел;
Самостоятельная работа
1. Составление словаря терминов и понятий.
2. Решение задач, моделирующих наследование признаков при моногибридном, дигибридном скрещивании.
| 1.Таблицы:
- Закон единообразия,
- закон расщепления,
- типы наследования признаков;
- Группы крови;
2.Динамические магнитные пособия.
3 Презентация №3.
|
|
| Тема 4.1.2 Множественные аллели. Наследование групп крови.
|
|
|
| Частично- поисковый семинар
| 1. Множественные аллели. Кодоминирование. Наследование групп крови.
2. Система групп крови АВО. Генетический механизм наследования групп крови по системе АВО.
3. Наследование системы резус-фактора крови. Причины резус-конфликта у матери и плода.
4. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенное наследование.
Контрольная точка № 5
Терминологический диктант
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О2–5.6; 5.7 глава,
Самостоятельная работа обучающихся
1. Решение задач, моделирующих наследование групп крови по системе АВО и резус - фактору.
2. Работа с учебником и методическими пособиями;
3. Написание рефератов, составление презентации по теме:
«История открытия групп крови»;
| 1.Таблицы:
- Закон единообразия,
- закон расщепления,
- типы наследования признаков;
2.Динамические магнитные пособия.
3 Презентация №3.
4. Учебно-методическое пособие для СР
|
|
| Тема 4.2: Хромосомная теория наследственности. Сцепленные гены.
|
|
|
| Комбинированное занятие
| 1. Сцепленное наследование. Хромосомная теория Т. Х. Моргана.
2. Сцепленные гены, кроссинговер.
3. Карты хромосом человека. Полное и неполное сцепление.
4. Наследование пола. Типы наследования признаков, сцепленных с половыми хромосомами;
5. Международная программа «Геном человека».
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О2–5.8 глава,
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями.
3. Написание рефератов, докладов:
«Современные положения хромосомной теории»;
4. Решение задач, моделирующих наследование сцепленных с половыми
хромосомами признаков.
| 1.Таблицы:
- Закон единообразия,
- закон расщепления,
- типы наследования признаков;
2.Динамические магнитные пособия.
3 Презентация №3.
4. Учебно-методическое пособие для СР
|
|
| Тема 4.2: Хромосомная теория наследственности. Сцепленные гены.
|
|
|
| Обобщающий семинар
| Практическое занятие
1. Проверка письменного домашнего задания тема 4.1.2; 4.2
2. Обсуждение основных теоретических вопросов:
1) Аллельное и неаллельное взаимодействие генов;
2) Генетический механизм наследования групп крови по системе АВО, резус-системе;
3) Количественная и качественная специфика проявления генов в признаках.
3. Решение задач, моделирующих наследование группы крови по системе АВО, резус-фактора; сцепленных с половыми хромосомами признаков.
Контрольная точка № 6. Контрольная работа по 4 разделу.
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О2–5.6; 5.7 глава,
Учебно-методическое пособие;
Практикум с. 49-54;
Решение задач, моделирующих наследование группы крови АВО, резус-фактора, сцепленных с половыми
хромосомами признаков.
| 1.Таблицы:
- Закон единообразия,
- закон расщепления,
- типы наследования признаков;
2.Динамические магнитные пособия.
3 Презентация №3.
4. Учебно-методическое пособие для СР
|
|
| Тема 5.1: Генеалогический метод. Особенности родословных при различных типах
наследования.
Дерматоглифичес-кий метод. Биохимический метод.
|
|
|
| Частично- поисковый семинар
|
1.Особенности изучения наследственности у человека.
2. Генеалогический метод. Особенности сбора сведении о родословной, анализ.
3. Особенности родословных при аутосомно-доминантном, аутосомно-
рецессивном и сцепленном с половыми хромосомами типах наследования признаков.
4. Метод дерматоглифики. Применение метода в экспресс-диагностике.
5. Биохимический метод. Диагностика нарушений обмена веществ.
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1–3.5 глава,
Учебник О2–6 глава,
Пособие-Раздел 5;
Д -1- 4 раздел;
Д-2 с. 43-55;
Самостоятельная работа
1. Собрать сведения о своей родословной.
2. Найти родословные выдающихся людей.
3. Подготовить реферат:
1)«Применение биохимического метода в диагностике наследственных болезней»,
| 1.Таблицы:
- Схемы родословных
- Символы для составления родословных
2. Динамические магнитные пособия.
3. Презентация №4
|
|
| Тема 5.2: Методы изучения наследственности человека. Методы генетики соматических клеток.
|
|
|
| Обзорная лекция
| 1. Близнецовый метод, роль наследственности и среды в формировании признаков.
2. Цитогенетический метод. Основные показания для цитогенетического исследования.
3. Кариотипирование - определение количества и качества хромосом.
Методы экспресс-диагностики определения X и Y-хроматина.
4. Методы генетики соматических хромосом.
5. Популяционно-статистический метод.
6. Иммуногенетический метод, проблемы СПИДа.
7. Методы пренатальной диагностики, виды, показания.
Контрольная точка № 7.
Графологический диктант
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учеб. О1– 6.5.4 -7 гл.,
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучение основной и дополнительной литературы по теме;
2. Работа с обучающими и контролирующими электронными пособиями;
3. Составление конспекта-таблицы «Методы диагностики наследственных заболеваний»;
4. Подготовка реферативных сообщений, составление электронных презентаций.
| Таблицы,
Альбомы, презентации;
Учебно-методическое пособие для СР студентов.
|
|
| Тема 5.1: Генеалогический метод. Особенности родословных при различных типах
наследования.
Дерматоглифичес-кий метод. Биохимический метод.
|
|
|
| Комбинированное занятие
| Практическое занятие
Форма проведения занятия: комбинированное
1. Тестирование.
2. Работа в малых группах в форме деловой игры:
· Сбор сведений о родословной.
· Составление и анализ родословных схем.
3. Решение и анализ ситуационных задач по теме. Проверка и анализ внеаудиторной самостоятельной работы.
4. Знакомство с лабораторными методами диагностики наследственных заболеваний.
Контрольная точка № 8. Тестирование. Комплексная оценка знаний и умений.
| ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1–3.5 глава,
Учебник О2–6 глава,
Пособие-Раздел 1;
Д -1- 4 раздел;
Д-2 с. 43-55;
Практикум с. 80 -84.
Самостоятельная работа
1.Собрать сведения о своей родословной, составить легенду к практическому занятию.
2.Найти родословные выдающихся людей.
| 1.Таблицы:
- Схемы родословных
- Символы для составления родословных
2. Динамические магнитные пособия.
3. Презентация №4, Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
|
|
| Тема 6: Наследственность и среда. Изменчивость.
|
|
|
| Вводная лекция
|
1. Роль генотипа и внешней среды в проявлении признаков.
2. Роль близнецового метода в выявлении роли наследственности и среды в формировании признаков человека.
3. Норма реакции генетически детермированных признаков. Фенокопии.
4. Комбинативная изменчивость. Причины. Механизмы. Значение.
5. Мутационная изменчивость. Экзомутагены. Эндомутагены. Классификация мутаций. Мутагенез, его виды.
Контрольная точка № 9. Тестирование. Устные ответы.
| ОК 1.;
ОК 2.; ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О2–7 глава,
Пособие-Раздел 1;
Д -1- 5 раздел;
Д-2 с. 12-23;
Самостоятельная работа
1. Написание рефератов, докладов: «Мутагенные факторы внешней среды. Антимутагены»
2. Составление словаря терминов и понятий.
3. Составление таблицы «Виды мутаций».
| 1.Таблицы:
- строение ДНК;
- Хромосомы
- Митоз
- Мейоз
- Кариотип человека
2. Модель ДНК;
3. Презентация №5
|
|
| Тема 7.1.1 Хромосомные болезни.
|
|
|
| Обзорная лекция
| 1. Наследственные болезни и их классификация.
2. Хромосомные болезни. Классификация. Причины. Патогенез.
Диагностика. Профилактика.
3. Количественные аномалии аутосом: синдром Дауна, синдром Эдвардса, синдром Патау – клиника, цитогенетические варианты, диагностика, профилактика.
4. Структурные аномалии аутосом: синдромы, их клинические проявления, цитогенетические варианты, диагностика, профилактика.
Контрольная точка № 10.
Терминологический диктант
| ОК 1.;
ОК 2.; ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учеб. О1-Ст.133 -148;
Учебник О2–8 глава,
Пособие-Раздел 1,
Д -1- 6.1, 6.2 разделы
Д-2 с. 101-131.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление словаря терминов и понятий по теме.
2. Составление планового конспекта – таблицы «Хромосомные болезни».
3. Составление проекта сестринской помощи при синдроме Дауна.
| 1.Таблицы:
- Хромосомы
- Митоз
- Мейоз
- Кариотип человека
2. Презентация №6
|
|
| Тема 7.1.2 Хромосомные болезни
|
|
|
| Обзорная лекция
| 1. Хромосомные болезни с изменением числа половых хромосом. Причины. Патогенез. Диагностика.
2. Основные признаки и механизмы возникновения синдромов, вызванных структурными аномалиями половых хромосом;
3. Количественные аномалии Х-хромосом (синдром Шерешевского-Тернера, синдром трисомии - Х): клиника, цитогенетические варианты, диагностика, профилактика.
4. Синдром Клайнфельтера – клиника, цитогенетические варианты, диагностика, профилактика.
Контрольная точка № 11.
Оценка таблицы
| ОК 1.;
ОК 2.; ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1
Ст. 142- 149;
Учебник О2–8 глава,
Пособие-Раздел 7,
Д -1- 6.1, 6.2 разделы
Д-2 с. 101-131
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление словаря терминов и понятий.
2. Продолжение составления конспекта - таблицы «Хромосомные болезни».
| 1.Таблицы:
- Хромосомы
- Митоз
- Мейоз
- Кариотип человека
2. Презентация №6
|
|
| Тема 7.2.1
Генные болезни.
|
|
|
| Обзорная лекция
| 1. Причины моногенных наследственных заболеваний. Генные мутации и их фенотипические проявления у человека. Наследственный полиморфизм признаков. Эпидемиология генных болезней.
2. Классификация моногенных наследственных заболеваний.
3. Наследственные заболевания, связанные с нарушением обмена веществ: Причины, классификация, патогенез, клинические проявления, диагностика, профилактика.
4. Нарушение обмена аминокислот, углеводов, липидов.
Контрольная точка № 12. Терминологический диктант
| ОК 1.;
ОК 2.; ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1-
Ст. 113 -129; Учебник О2–9 глава,
Пособие-Раздел 7,
Д -1- 6.4, 6,5 разделы
Д-2 с. 58-93; с.136—140; 145-147-
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить сравнительную таблицу генных наследственных заболеваний.
Работа проверяется на практическом занятии, а также во время итогового собеседования.
2. Составить карту наблюдения и план ухода при фенилкетонурии.
| 1.Таблицы:
- строение ДНК;
- Хромосомы
2. Модель ДНК;
3. Презентация №7
|
|
| Тема 7.2.2
Генные болезни.
|
|
|
| Проблемная лекция
| 1. Мукополисахаридозы. Классификация. Основные проявления, диагностика.
2. Нарушение обмена гормонов. Основные проявления, диагностика, профилактика.
3. Наследственные синдромы нарушенного всасывания. Муковисцидоз. Особенности ухода.
4. Сцепленные с Х-хромосомой рецессивные и доминантные заболевания, У- сцепленные.
5. Особенности ухода и наблюдения за пациентами с наследственными нарушениями обмена гормонов щитовидной железы.
Контрольная точка № 13.
Оценка карты сестринского процесса.
| ОК 1.;
ОК 2.; ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1
Ст. 130 -133;
Учебник О2–9 глава,
Пособие-Раздел 7,
Д -1- 6.4, 6,5 разделы,
Д-2с. 58-93; с.136—140;
145-147.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить сравнительную таблицу генных наследственных заболеваний.
2. Составить карту наблюдения и план ухода при гипотиреозе, муковисцидозе.
| Таблицы:
- строение ДНК;
- Хромосомы
2. Модель ДНК;
3. Презентация №7
|
|
| Тема: 7.1 -.7.3
Хромосомные болезни.
Генные болезни.
|
|
|
| Комбинированное занятие
| Практическое занятие
1. Работа с обучающе-контролирующими учебными пособиями
2. Обсуждение реферативных сообщений, презентаций по теме «Генные болезни».
3. Изучение аномальных фенотипов и клинических проявлений генных заболеваний по рисункам и фотографиям больных.
4. Работа в малых группах по оценке состояния пациентов с наследственными нарушениями обмена веществ, составлению сестринских планов ухода и наблюдения.
4. Решение ситуационных задач.
Контрольная точка № 14. Тестирование. Устные ответы. Решение ситуационных задач.
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1 - Ст. 133-150;
Учебник О2–8 глава,
О3 Пособие- Стр. 84-87
Д -1 разделы - 6.1, 6.2, 6.4, 6,5
Д-2 с. 58-93; с.136—140, 145-147.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить сравнительную таблицу генных наследственных заболеваний.
2. Составить карту наблюдения и план ухода при наследственных нарушениях обмена веществ
| 1.Таблицы:
Хромосомные синдромы
2. Наборы фотоснимков больных с наследственными заболеваниями
3. Методические пособия, задачи
4. Рисунки.
5. Кариотипы в норме и патологии
|
|
| Тема 7.3. Наследственное предрасположение к болезням
|
|
|
| Обзорный семинар
| 1. Особенности болезней с наследственной предрасположенностью.
Моногенное и полигенное наследование.
2. Виды мультифакториальных признаков. Изолированные врожденные пороки развития. Причины. Классификация.
3. Особенности наследования мультифакториальных заболеваний.
Наиболее часто встречающиеся болезни с наследственной
предрасположенностью.
4. Роль медицинской сестры в уходе, диагностике и профилактике
болезней с наследственной предрасположенностью.
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1
Ст. 149 -159;
162-165;
Учебник О2–10 глава;
| 1.Таблицы:
- Схемы родословных
- Символы для составления родословных
2.Динамические пособия.
3. Презент. № 8
|
|
| Тема 7.4.
Диагностика наследственных заболеваний
|
|
|
|
| 1. Принципы клинической диагностики наследственных заболеваний.
2. Лабораторные методы диагностики наследственных заболеваний: цитогенетические, биохимические, молекулярно-генетические.
3. Показания. Подготовка пациентов.
Контрольная точка № 15.
Терминологический диктант
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1
Ст. 168- 195;
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление сравнительной таблицы по описанию методов диагностики;
2. Работа с обучающе-контролирующей компьютерной программой.
| 1.Таблицы:
- Схемы родословных
- Символы для составления родословных
2.Динамические пособия.
3. Презент. № 8
|
|
| Тема 7.5.
Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.
|
|
|
| Комбинированное занятие
| 1. Виды профилактики наследственных заболеваний.
2. Медико-генетическое консультирование как профилактика
наследственных заболеваний. Проспективное и ретроспективное
консультирование.
3. Показания к медико-генетическому консультированию.
4. Этапы медико-генетического консультирования.
5. Роль медицинской сестры (акушерки, фельдшера) при проведении медико-генетического консультирования.
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1-Гл.8,9;
Учебник О2–10,11 глава,
Пособие-Раздел 1,
Д -1- 7 раздел,
Д-2-с. 216-246,
Internet – сайт МГК
Самостоятельная работа обучающихся
1. Создание презентаций, реферативных сообщений, докладов по теме:
«Значение медико-генетического консультирования в профилактике
наследственных заболеваний».
| 1.Таблицы:
- Схемы родословных
- Символы для составления родословных.
3. Презент. № 9
|
|
| Тема 7.6:
Массовые, скринирующие методы выявления наследственных заболеваний.
|
|
|
| Итоговая конференция
| 1. Скрининговые программы, их значение в диагностике наследственных болезней. Массовые методы выявления наследственных заболеваний и врожденных пороков развития.
2. Пренатальная диагностика. Методы пренатальной диагностики. Показания к инвазивной пренатальной диагностике
3. Неонатальный скрининг. Значение в профилактике тяжелых осложнений при наследственных нарушениях обмена.
Контрольная точка 16.
1. Итоги конференции, анализ самостоятельной работы студентов.
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1 – 8 глава;
Учебник О2– 11 глава
Ст. 274 -294
През.№ 10
Internet – сайт МГК
Самостоятельная работа обучающихся
Написание рефератов, создание презентаций по теме:
«Неонатальный скрининг», «Планирование семьи», «Биоэтические аспекты пренатальной диагностики».Защита рефератов, презентаций.
| 1. Учебно- методический комплекс по теме.
2. Задачи, слайды, рисунки.
3. Схемы обследования, бланки анализов.
|
|
| Тема: 7.5.
Медико-генетическое консультирование.
|
|
|
| Итоговое занятие
| Практическое занятие
1. Итоговое тестирование.
2. Устное обсуждение вопросов по темам 7.5.; 7.6.:
- Показания к медико-генетическому консультированию. Этапы консультирования;
- Массовые методы профилактики наследственных заболеваний.
3. Защита и анализ рефератов, презентаций по теме 7.5.; 7.6.
Контрольная точка № 17.
Тестирование. Устные ответы.
| ОК 1.;
ОК 2.;
ОК 4.;
ОК 5.;
ОК 11.; ПК 1.1.; ПК 2.1.; ПК 2.6.;
| Учебник О1 - Глава 8;
Учебник О2–10,11 гл.,
О3 Пособ.-Стр. 87-107.
Д -1- 7 раздел
Д-2 с. 216-246;
През.№ 8, 9
Internet – сайт МГК
| 1. Учебно- методический комплекс по теме.
2. Задачи, слайды, рисунки.
3. Схемы обследования, бланки анализов.
|
|
| Итоговое занятие
|
|
|
|
| Индивидуальное собеседование
|
|
|
|
|
| Всего часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | |