Дана опора измерительного устройства, выполненная на основе двух подшипников по схеме "в распор":
4-25, в дальнейшем условно именуемый “левым“ (с индексом l).
4-1000097, именуемый “правым“ (с индексом r).
В оси правого подшипника имеется отверстие диаметром d T = 2.5 мм для монтажных проводов.
Номинальное расстояние между центрами дорожек качения подшипников L = 70 мм; число участков, на которых температурные коэффициенты линейного расширения материалов корпуса и вала различны, n = 1 и длина этого участка l = 10 мм.
Исходные данные имеют следующие значения:
Геометрические данные подшипника 4-25:
d 1= 5 мм, D 1= 16мм, Dw1 =3.175 мм, r 1= 1.63 мм, 2 R 21 = 6.825 мм,
2 R 11 = 13.175 мм, z 1= 6, B 1=5 мм, Dpwl =10 мм, f l= 0.5134;
Геометрические данные подшипника 4-1000097:
d r= 7 мм, Dr = 17 мм,, Dwr = 3 мм, rr = 1.55 мм, 2 R 2= 9 мм, 2 R 1= 15 мм,
zr = 7, Br = 5 мм, Dpwr =12 мм, fr = 0.5167;
Геометрические данные посадочных мест:
· у подшипника 4-25:
· у подшипника 4-1000097:
Данные по материалам и их параметрам:
· подшипники: сталь ШХ-15, lП= 11.9 x 10-6 1/К, E П= 2.11 x 105 М Па, mП= 0.3;
· материал вала (полуосей): lВ= 11.9 x 10-6 1/К, E В= 2.18 x 105 М Па, mВ= 0.3;
|
|
· материал корпуса: сплав АЛ-9, lk= 23.5 x 10-6 1/ К, E к= 0.71 x 105 М Па, mВ= 0.3;
Данные по температурам:
t0 = 20 0 C, t [ t min, t max], t min= - 600 C, t max= 60 0 C, t В= t к= t ср.
Силовая нагрузка: Fr = 3 Н
d 0Tp= 2.5 мм,
Dpwp =12 мм, fp = 0.5167; Gr 0 p =8 мкм, nк= nв= 0.6;
Ra 1= Ra 2= Ra к= Ra в= 0.2 мкм, rk1= rkp= 1.5; ak1= akp= 0;
Допуски подшипников (одинаковые для обоих подшипников):
ES 2= -1 мкм, EJ 2= -2 мкм, es В= -3 мкм, ei В= -4 мкм,
Upa = 2.5 мкм, Ra = 3 мкм, Aa = 5 мкм, S 1= 3 мкм,
Допуски посадочных мест подшипников (одинаковые для левых и правых посадочных поверхностей):
es 1= -1 мкм, ei 1= -2 мкм, ES К= 2 мкм, EJ К= 1 мкм,
T EК= 3 мкм, T EВ= 1.5 мкм, T CК= 3 мкм, T CВ= 2.5 мкм.
Производство изделия – индивидуальное или мелкосерийное. Предполагается селективная сборка опоры по 2– й группе; относительная геометрическая точность посадочных поверхностей выполнена по классу A.
Учитывая характер производства изделия, за основу расчета размерных цепей возьмем метод максимума - минимума.
Необходимо определить:
1) выполняются ли требования свободного вращения опоры; при этом превышение момента трения подшипников (по отношению к своему наименьшему значению) не должно быть больше 10 %;
2) угловые погрешности оси вращения вала опоры;
3) линейные погрешности оси вращения относительно точки, расположенной на середине отрезка между подшипниками.