Краткое содержание ДИАЛОГА
I. Вступление (57 а — 64 Ь)
1. Пифагореец Эхекрат из Флиунта, встретившись с учеником Сократа Федоном из Элиды, присутствовавшим при смерти Сократа, просит его рассказать о последних часах жизни учи
теля (57 а — 58 и).
2. Рассказ Федона о настроении учеников Сократа перед смертью последнего (58 е — 59 <1) и о приходе их к нему в тюрьму в день его казни (59 и —60 а). Все дальнейшее будет тоже рассказом Федона.
3. Рассуждение Сократа о высшем единстве удовольствия и страдания по поводу снятия с него оков перед казнью (60 Ьс). Его объяснение, почему он стал перелагать в стихи Эзоповы басни: этого настойчиво требовали его последние сновидения 60(1 —61 Ь).
4. Сократ доказывает, почему недопустимо самоубийство: жизнь человека зависит не от него, а от богов, которые и после его смерти оставят его живым и даже даруют, если он добр и рассудителен, лучшую жизнь (61с — 63 е). Истинные философы, по Сократу, желают только одного — «умирания и смерти» (64 аЬ).
В дальнейшем следуют доказательства этого.
|
|
II. Душа и тело с точки зрения познания истины (64 Ь — 70 Ь)
1. Жизнь тела, и в частности разного рода телесные удовольствия, мешают, как продолжает рассуждать Сократ, чистому мышлению; только чистым мышлением познаются сущности вещей, т. е. вещи, взятые сами по себе и потому недоступные чувственным ощущениям (64 Ь — 67 е). Итак, когда мы хотим узнать что-нибудь «чисто», необходимо «отрешиться от тела и созерцать вещи сами по себе самою по себе душой» (66 г1). «Словно какая-то тропа приводит нас» к познанию «всего чистого», а это и есть истина (66 Ь).
2. Только таким образом и приобщаются, по Сократу, к разуму (рЪгоп5818), подлинному предмету стремления всех истинных философов «во всей его чистоте», и приобщаются только в потустороннем мире, по отрешении души от тела (68 Ьс).
3. Этот разум есть также единственный принцип всякой подлинной добродетели, т. е. мужества, справедливости и воздержности, так как иначе они определялись бы всякими низменными целями, т. е. являлись бы обманчивыми и рабскими призраками (68 Д — 69 с).
4. Поэтому не худо рассуждали учредители таинств, учившие о спасении в потустороннем мире только тех, кто очистился здесь, а истинные философы и были такими участниками таинств; им Сократ по возможности следовал всю свою жизнь, почему он и надеется на лучшую долю после своей
смерти (69 с — е).
5. Ввиду сомнения Кебета, одного из присутствующих при беседе учеников Сократа, относительно того, обладает ли душа после смерти тела «способностью мыслить» (70 аЬ), Сократ приводит свои знаменитые четыре доказательства бессмертия
души.
|
|
III. Аргумент первый: взаимопереход противоположностей (70 с — 72 е)
1. Вначале излагается миф о душепереселении (70ей), который сам по себе, конечно, еще не есть логический аргумент.
2. Логическая аргументация основана на понятии становления, или постоянного перехода одного в другое: если есть большее, то, значит, есть и меньшее, в сравнении с которым только и могло возникнуть большее; то же относится и к изменениям силы, скорости, разъединению и соединению, охлаждению и нагреванию, сну и бодрствованию, а следовательно, к
жизни и смерти, оживанию и умиранию души при жизни тела и души после смерти тела (70 е — 72 а).
3. Без допущения постоянного перехода противоположностей друг в друга все остановилось бы только на какой-нибудь одной из противоположностей, т. е. стало бы смертью,
Следовательно, душа после смерти тела переходит в другое состояние уже без земного тела, а неземная душа опять переходит в земное существование, т. е. взаимопереход противоположностей осуществляется здесь как космический круговорот душ (72 Ь — е).