IV. Аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека (73 а — 78 Ь)

1. Мы всегда при помощи одного вспоминаем что-нибудь другое, более или менее существенное. Из этих воспоминаний для нас важно сейчас припоминание по данной вещи того, что она значит, ее смысла или понятия, когда, например, наряду с равными вещами вспоминаем равное само по себе (74 а), т.е. просто равенство как отвлеченное понятие (74Ь — 75 а).

2. Однако предметы, в каком-то отношении равные между собой, могут иметь разный образ и всякие различия, в то вре­мя как равное, взятое само но себе, совершенно одинаково присутствует в тех предметах, которые мы признали равными, несмотря на их разнообразные различия. Следовательно, чтобы
эти различные предметы признать в каком-нибудь отношении равными, мы ужо раньше того должны иметь понятие равен­ства, каковое понятие при сопоставлении равных предметов только вспоминается, на самом же деле оно существует раньше их самих (75 Ь).

3. Следовательно, мы еще до своего рождения имели поня­тие равенства, как и всего другого — прекрасного, доброго, справедливого, священного и вообще всего того, что отмечено печатью бытия самого по себе (75с).

4. Поэтому чувственные предметы, как постоянно разные и текучие, не способны сами по себе создавать чистое понятие о своей сущности (— «знание»), а только вызывают о себе воспоминания (75 е), т. е. наши души существовали рань­ше нашего рождения, а если к этому присоединить еще первый аргумент о взаимопереходе противоположностей, то это значит и то, что они будут существовать также и после нашей смерти(76 а — 78 Ь). Тут, однако, возникает еще новое сомнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: