Рыночные отношения в современной экономике

Рынок – механизм, который служит для сведения вместе покупателей и продавцов для обеспечения обменной операции.

I. Условия, необходимые для функционирования рынка:

1.Частная собственность

2. Свобода производителя и потребителя

3. Конкуренция.

4.Личный интерес, выгода

II. Признаки рынка:

  1. Нерегулируемый спрос
  2. Нерегулируемое предложение
  3. Нерегулируемая цена

Невидимая рука рынка – саморегулирование рынка с помощью рыночных законов

III. Основные законы рынка:

1)закон стоимости (стоимость товара не может быть ниже его себестоимости)

2)закон спроса и предложения (цена товара определяется соотношением спроса и предложения)

Согласно закону спроса с увеличением спроса цены повышаются и наоборот.

Предложение – поведение фактических и потенциальных продавцов, желающих произвести и продать товар.

Согласно закону предложения с повышением предложения цены падают и наоборот.

Рынок находится в равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.

IV. Функции рынка:

  1. информационная (сообщает о новой продукции, о стоимости)
  2. регулирующая (распределение ресурсов по отраслям)
  3. стимулирующая (повышение качества, сокращение издержек)
  4. санирующая (устранение в результате конкуренции нерентабельных предприятий)
  5. посредническая (соединение производителей и потребителей)

V. Типы рынков:

по экономическому назначению объектов рыночных отношений (по виду товара)

  1. рынок товаров и услуг
  2. рынок рабочей силы (биржа труда)
  3. рынок капиталов и ценных бумаг (фондовая биржа)
  4. рынок информации

VI. «Плюсы» рыночной экономики:

  • быстрый отклик на потребности в новых товарах и услугах
  • уравнивание спроса и предложения
  • способствует развитию производства, новой техники и технологий

«Минусы» рыночной экономики:

  • кризисы
  • безработица
  • инфляция
  • слабо обеспечивается поддержка некоммерческих отраслей
  • медленно реагирует на потребности в коренных преобразованиях народного хозяйства, которые требуют больших капиталовложений и не дают быстрой выгоды.
  • Не способствует развитию общественно-полезных благ.

VI. Конкуренция – борьба за наилучшие условия производства и сбыта товаров и услуг.

(+) Конкуренции: способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки, способствует устранению нерентабельных (не приносящих выгоду) предприятий

(–) конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: