Рынок – механизм, который служит для сведения вместе покупателей и продавцов для обеспечения обменной операции.
I. Условия, необходимые для функционирования рынка:
1.Частная собственность
2. Свобода производителя и потребителя
3. Конкуренция.
4.Личный интерес, выгода
II. Признаки рынка:
- Нерегулируемый спрос
- Нерегулируемое предложение
- Нерегулируемая цена
Невидимая рука рынка – саморегулирование рынка с помощью рыночных законов
III. Основные законы рынка:
1)закон стоимости (стоимость товара не может быть ниже его себестоимости)
2)закон спроса и предложения (цена товара определяется соотношением спроса и предложения)
Согласно закону спроса с увеличением спроса цены повышаются и наоборот.
Предложение – поведение фактических и потенциальных продавцов, желающих произвести и продать товар.
Согласно закону предложения с повышением предложения цены падают и наоборот.
Рынок находится в равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.
IV. Функции рынка:
|
|
- информационная (сообщает о новой продукции, о стоимости)
- регулирующая (распределение ресурсов по отраслям)
- стимулирующая (повышение качества, сокращение издержек)
- санирующая (устранение в результате конкуренции нерентабельных предприятий)
- посредническая (соединение производителей и потребителей)
V. Типы рынков:
по экономическому назначению объектов рыночных отношений (по виду товара)
- рынок товаров и услуг
- рынок рабочей силы (биржа труда)
- рынок капиталов и ценных бумаг (фондовая биржа)
- рынок информации
VI. «Плюсы» рыночной экономики:
- быстрый отклик на потребности в новых товарах и услугах
- уравнивание спроса и предложения
- способствует развитию производства, новой техники и технологий
«Минусы» рыночной экономики:
- кризисы
- безработица
- инфляция
- слабо обеспечивается поддержка некоммерческих отраслей
- медленно реагирует на потребности в коренных преобразованиях народного хозяйства, которые требуют больших капиталовложений и не дают быстрой выгоды.
- Не способствует развитию общественно-полезных благ.
VI. Конкуренция – борьба за наилучшие условия производства и сбыта товаров и услуг.
(+) Конкуренции: способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки, способствует устранению нерентабельных (не приносящих выгоду) предприятий
(–) конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.