Конкуренция, ее виды и формы

Конкуренция (от латинского слова «конкурс» – сталки­ваться) – это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, реализации и приобретения товаров. Она является формой проявления активности про­давцов и покупателей, направленной на реализацию их эко­номических интересов. Поэтому конкуренцию можно счи­тать движущей силой рыночного процесса.

Конкуренция между производителями и продавцами, с одной стороны, и покупателями – с другой, является инструментом стихийного регулирования рыночных цен. При более сильных позициях на рынке производителей и про­давцов цены растут, изменение соотношения сил в пользу покупателей приводит к их снижению.

Конкуренция между покупателями – это соперничес­тво за право приобретения товаров на дефицитном рынке.

Особо важную роль в рыночной экономике играет кон­куренция между производителями. Она может существо­вать в форме внутри- и межотраслевой конкуренции.

Межотраслевая конкуренция – конкуренция между производителями, а также продавцами, занятыми в разных отраслях производственной или торговой деятельности.

Внутриотраслевая конкуренция – соперничество между субъектами, занятыми производством и реализацией оди­наковой или взаимозаменяемой продукции.

Ценовая конкуренция – это стремление привлечь поку­пателя с помощью более низкой цены.

Неценовая конкуренция – это метод конкуренции, при котором основным средством борьбы за покупателя является повышение качества продукции, пред- и послепродажных услуг. Сюда также относятся реклама и те меры, которые предпринимают фирмы для укрепления своей репутации.

Развитие рыночной экономики внесло определенные из­менения во внутриотраслевой механизм конкурентной борь­бы. В условиях чистого капитализма на рынке имела место конкуренция между относительно небольшими предприя­тиями. Ни одно из них не могло повлиять на цену, которая формировалась под влиянием общего соотношения спроса и предложения. Такой тип соперничества получил назва­ние чистой или совершенной конкуренции. Совершенная, свободная или чистая конкуренция – экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Совершенная конкуренция вела к укреплению эффективно хозяйствую­щих субъектов, издержки производства у которых были ни­же рыночной цены. Производители с издержками, превы­шающими цену, разорялись. Этот процесс обусловил появ­ление монополий.

Для современной рыночной экономики, где существуют монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции, характерна несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция – состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со сторон других фирм. Су­ществуют разные ее виды: чистая монополия, монополис­тическая конкуренция, олигополия. Обшей их чертой является способность отдельных фирм или групп предприя­тий воздействовать на рыночную цену и объем производ­ства. Наибольшие возможности для навязывания своих эко­номических интересов другим субъектам рынка имеют мес­то при чистой монополии (только один производитель поставляет продукцию на рынок) и олигополистической кон­куренции (несколько крупных фирм формируют рыночное предложение). Монополистическая конкуренция существует между относительно большим числом фирм, которые про­изводят разнообразную продукцию одного назначения. При монополистической конкуренции небольшая фирма может стать монополистом, если она производит исключительный товар, который никто другой не поставляет на рынок.

Несовершенная конкуренция усложнила рыночное со­перничество. Основной формой конкурентной борьбы стала неценовая конкуренция. Появились такие методы ценовой конкуренции, как применение монопольно высоких цен на готовую продукцию и монопольно низких – на сырье и материалы, использование демпинга (временное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов) и ценовой дискриминации (применение разных цен для различных ка­тегорий потребителей).

Внутриотраслевая конкуренция обладает сильным по­ложительным воздействием на экономику. Она стимулиру­ет развитие производства, повышение его эффективности, выступает в качестве двигателя научно-технического про­гресса. Это утверждение относится к добросовестной кон­куренции, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами.

Многочисленные факты недобросовестной рыночной борьбы говорят о том, что существует и значительный отри­цательный эффект конкуренции. Незаконное использова­ние фирменных знаков всемирно известных производителей, ложная реклама, переманивание специалистов, промышлен­ный шпионаж, физическое уничтожение соперников – вот далеко не полный список противозаконных методов конку­ренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: