Активный раздаточный материал

(АРМ)

       
   
 
СЕМЬЯ
 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №120
Дисциплина: Уровень: Лексическая тема: Грамматическая тема: «Русский язык» Семья как социальный институт Текст. Монолог. Диалог. Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие Ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна
Задание 1.Послушайте текст «Современная семья» [1, с. 171]. Заполните тест.  
? Защитные функции семьи в современном обществе перешли к:
     

А) компьютеру

Б) государству

В) правительству

? Религиозная функция перешла к:

А) интернету

Б) телевидению

В) религиозным институтам

? Роль родителей в современной семье

А) усилилась

Б) не изменилась

В) ослабла

? Родители часто чувствуют себя

А) ответственными перед детьми

Б) обязанными перед детьми

В) освобожденными от обязанности воспитания детей.

? Функцию охраны прав человека в семье переняло

А) службы охраны

Б) государство

В) юридические конторы

? Культурная и интегрирующая функции семьи перешли к:

А) церкви

Б) к массовой культуре, медиа, жизненной среде

В) юридическим конторам

Задание 2. Ответьте на вопросы:
Как повлияло на развитие семьи разделение ее функций в обществе? Какие из функций семьи должны быть, на ваш взгляд, ведущими? Каковы перспективы развития отношений внутри семьи в ближайшем будущем? Какие плюсы и минусы несет в себе потеря первоначальных функций семьи? Почему семья постоянно находится в центре государственной политики?
Перескажите прослушанный текст.  
  1. Как вы думаете, чем занимаются глава семейства и каждый из членов семьи в отдельности?
  2. Кто является добытчиком в семье?
  3. Какую роль в семье исполняет женщина?
  4. Каков обычный день этой семьи?

5. Каковы семейные традиции в этом доме?

Задание 4. Подготовьте вопросы для дискуссии по следующим темам:

«Настоящая семья: семья доиндустриального периода или современная семья?»

«Урбанизация и индустриализация губят или укрепляют семью и ее уклад?»

Задание 8. Расспросите друга о его семье. Составьте диалог. Используйте не менее 3 вопросных и 3 ответных реплик.

- …?

- …

- …?

- …

- …?

- …

Задание 9. Прочитайте текст[1, с. 171]

В доиндустриальный период семья являлась ремесленной мастерской или аграрным хозяйством. «Семья-организация» потребляла то, что сама производила. Таким образом, в значительной мере семья была самодостаточна. Такая ситуация и формировала менталитет. В такой семье большое значение имело количество детей, которые обеспечивали выгоды (рабочие руки). Это помогало всем по мере возможности оставаться самодостаточными (независимыми).

В этой модели семьи единство строилось на основе принятия обязанностей, правил, норм жизни, наложенных обществом. Такая семья в своей сущности была патриархальной, иерархической, авторитарной. Она обеспечивала условия жизни членов семьи, максимально способствуя единству, удерживая его любой ценой, акцентируя зависимость от нее.

Изменения в семье настали вследствие процесса индустриализации и урбанизации. Развитие все более многочисленных и совершенных средств производства постепенно забрало у семьи собственное производство, хозяйство и, как следствие, собственный источник содержания. Так современная семья надолго утратила понимаемую таким образом хозяйственную функцию.

Задание 10. Объясните значения выделенных курсивом слов.

Задание 11. Ответьте на вопросы:
Как в понимаете выражение «самодостаточность семьи»? В чем проявлялась патриархалность семьи в ранний период ее развития? Чем обусловлены исторические изменения в укладе семьи7 Какие преимущества несла всебе многодетность патриархальной семьи?
Какие функции утатила, а какие приобрела современная семья?

Задание 12. Переведите текст без словаря

Грамматический комментарий
Текст– это словесное сообщение, которое производит пишущий или говорящий в письменной или устной форме, как правило, в виде совокупности смостоятельных предложений, образующих монолог или диалог.
Задание 13.Составьте грамматически правильные предложения. Определите тип предложений в микротексте

Прежде всего поддерживается сообщество (чего?) (любовь, солидарность, вовлеченность). Современная семья – дружная, партнерская, каждый из ее членов выполняет свою роль. Семья думает о благополучии каждого ее члена. В (чем?) (она) преобладают такие персональные функции, как чувства, взаимное единство, партнерство, дружба, тесная личная связь, а устойчивость (чего?) (семья) основывается именно на (чем?) (ценности), возможно (каких?) более (хрупкие) и (каких?) менее (заметные), чем чувство долга или авторитет, зато поистине (каких?) (устойчивые).

Задание 14. Переведите на казахский язык слова семья, партнерство, персональные обязанности

Задание 15. Напишите эссе о семье на следующие темы:

1. Семья, в которой я вырос(ла).

2. Идеальная, на мой взгляд, семья.

3. Моя будущая семья. Какой я ее вижу.

Используйте слова и выражения: социальный статус, положение в семье, заниматься детьми, совместные интересы, любовь, взаимное уважение, выяснение отношений, патриархальный, авторитарный стиль, прислушиваться к мнению, помогать друг другу.

Попробуйте использовать следующие фразеологизмы.

БИРЮКОМ ЖИТЬ – жить одному, без семьи

Один из рассказов цикла «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева повествует о леснике – человеке нелюдимом и замкнутом, живущем отшельником в своей лесной сторожке. Люди, не признававшие подобный образ жизни, дали ему прозвище Бирюк – на юге так раньше называли волка.

Для крестьян волк всегда был врагом номер один среди хищников, так как он часто нападал на домашний скот. Чтобы оградить себя от опасности, повадки зверя надо было знать очень хорошо. С тех пор волк упоминается во многих поговорках и выражениях: «Как волка ни корми, он все в лес смотрит» – хищника практически невозможно приручить; «Волка ноги кормят», так как, чтобы найти жертву и отыскать тем самым пропитание, хищнику необходимо исследовать огромные пространства. Отсюда же берет свое начало выражение «Бирюком жить».

Тесты для самоконтроля

  1. Какое из перечисленных слов имеет значение «Порядок подчинения низших – должностей, чинов, званий и т.п. – высшим по точно определенным степеням, градациям.

a) матриархат

b) патриархат

c) иерархия

d) равенство

2. Правильно проставлено ударение в слове:

a) дЕятельности

b) деЯтельности

c) деятельнОсти

d) деятельностИ.

3. Текст - это:

a) электронные таблицы

b) воздушное сообщение

c) словесное сообщение

d) иллюстрация

4. Отметьте неправильный ответ. Текст реализуется:

a) в общественной и личной форме

b) в устной и письменной форме

c) в диалогической форме

d) в монологической форме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: