Глоссарий

русский казахский английский
  Материальное положение Материалдық жағдай Financial position
  Религиозная функция Дін кызметі Religious function
  Культурная и интегрирующая функции Мәдениет және интегративтык қызмет Cultural and integrating functions
  Современная семья Қазіргі жанұя Modern family
  Персональные функции Жеке қызметы Рersonal functions
  Смысл жизни Өмірдің мәні The meaning of life
  Счастливые семьи Бақытты отбасылар Happy families
  Задание на СРС №1 Напишите письмо воображаемому другу из России. Расспросите его о семье. Выясните, какие отношения складываются в исконно русской семье между родителями и детьми. Задание на СРС №2 Подготовьте сообщение на тему «Традиции казахской семьи» по картине.
Запомните склонение существительного семья: И. семь-я Р. семь-и Д. семь-е В. семь-ю Тв. семь-ей (-ею) Пр. о семь-е

Задание на СРСП Прочитайте текст. Подготовьтесь к участию в дискуссии на тему «Раний брак: за и против».

О МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

Число молодых семей, когда средний возраст невест и женихов составлял 21 и 23 года, в последние годы не так уж и много, но все же встречается и бывает так, что многие молодожены не готовы к семейной жизни – ни в экономическом, ни в социальном плане. Возникает немало трудностей: материальных, жилищно-бытовых, нравственно-психологических.

И все же главная проблема молодой семьи в другом.

создана? Нет. Хорошая семья создается не одним днем, она строится постепенно. Большой труд душивкладывается в это созидание. И чем больше этот вклад, тем значительнее результат. С первого дня слвместной жизни молодым супрагуам становится ясно- настал новый этап их любви. Радостно быть постоянно вместе, ощущуать свопадение самых сокровенных чувсвт, эмоций, мыслей. А какое счастье сделатьлюбимому приятное! Но уже на этом этапе дают знать о себе бытовые заботы, семейные обязанности. Непременным условием для периода привыкания является притирка хаарктеров, превращения двух «Я» в единое «Мы». Множество проблем и вопросов вбирает этот период. Ломка неудобных для совмсетной жизни привычек и выработка новых. Установление взаимоотношений с новыми родственниками и друзьями. Приобретение недостающих умений ведения домашнего хозяйства, организациясемейного досуга – все это не только необходимо молодой семье, оно обогащает ее.

Представим себе: только что родилась новая семья. Имеется все необ6ходимое (жилье, материальный достаток и т.д.) для нормальной жизни. Он и она молоды, красивы. Любовь, уважение- все взаимно. Единство взглядов и устремлений, близость интересов. Можно ли сказать, что семья

Основная литература:

1. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.

  1. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.
  2. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

Дополнительная литература:

  1. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html
  2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. - 240 с
  3. Т.БлагочинновА, Л.Салагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.


ОБРАЗОВАНИЕ

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 121 Система образования в мире.Высшее образование. Текст как единица словесной коммуникации. Признаки текста. Средства связи предложений в тексте.   Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна

Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль. Озаглавьте текст.

Ежегодно институт высшего образования шанхайского университета Цзяо Тун составляет рейтинг лучших университетов мира. Первоначально целью данного исследования было сравнить соотношение уровней китайских вузов с ведущими вузами мира, но, как и все "что сделано в Китае", рейтинг получил огромный резонанс в обществе. После чего список университетов, по версии Цзяо Тун, стал одним из авторитетных рейтингов, куда мечтают попасть многие учебные заведения мира.

Методика рейтинга довольно проста: университеты оценивались по шести параметрам. Среди которых – количество исследований, проведенных учебным заведением, и количество выпускников, которые получали различные премии. Кроме того, эксперты оценивали площадь, которую занимает университет, и количество публикаций в журнале "Nature and Science".

Лидером, как и годом ранее, остался неизменным: первое место занял Гарвардский университет. За ним следуют Станфордкий и Калифорнийский университет в Беркли. Всего в первую десятку лучших вошли восемь высших учебных заведений, расположенных в Соединенных Штатах: Массачусетский (N5), Калифорнийский (N6), Колумбийский (N7), Принстонский (N8) и Чикагский (N9) университеты. Своим присутствием "американскую" десятку разбавили два старейших европейских заведения: Кембридж (N4) и Оксфорд (N10).

Лидером по количеству университетов, вошедших в top100, стала Америка – 54 учебных заведения. Вторую строчку заняла Великобритания с показателем 11. У Японии, Германии, Канады, Франции и Швейцарии – в первую сотку попали по 4 университета. И по одному – у Израиля, Дании, Норвегии, Финляндии и России.

Единственным российским университетом, попавшим в top100 лучших, стал МГУ. В общем зачете университет на 76 месте, а в европейском списке – на 23 месте. Вечный соперник столичного вуза – Санкт-Петербургский университет (СпбГУ) в этом году занял только 305-401 место, а в региональном зачете – 124-171.

? Ответьте на вопросы:
  1. 1. О каком рейтинге говорится в тексте? 2. Каковы критерии отбора лучшего мирового вуза? 3. Какие старейшие европейские вузы вошли в список лучших в мире? 4. Какая стран стала лидером по количеству университетов, вошедших в top100? 5. Какой из российских вузов занял рейтинговое место в списке лучших высших учебных заведений

¤ Переведите текст без словаря.

Прослушайте текст «Фундаментальные принципы европейских университетов» и продолжите предложения на основе содержания прослушанного текста.

1. Университет является автономным учреждением, который _________________________

2. Обучение и исследования в университетах должны быть ___________________________

3. Университет является хранителем традиций _____________________________________

4. Университет утверждает жизненную потребность ________________________________

5. Университет действует вне ____________________________________________________

6. Чтобы соответствовать требованиям окружающего мира, эти исследования и обучение должны быть ________________________

Для справок:

1. … неразделимы, если их преподавание не отстает от изменяющихся потребностей, запросов общества и успехов в научных знаниях.

2. … европейских гуманистов

3. … географических и политических границ

4. … европейских гуманистов.

5. … создает, изучает, оценивает и передает из поколения в поколение культуру при помощи научных исследований и обучения

6.морально и интеллектуально независимы от всех политических властей и экономического давления.

Передайте содержание прослушанного текста.

   

Определите признаки текста и составьте свой рассказ на тему «Моя первая студенческая осень».

Моя первая московская осень, теплая и приветливая, стояла долго. Еще в октябре можно было до сумерек сидеть на скамейке Александровского сада, читать, готовиться к занятиям. Сад цвел поздним цветом, красивый и ухоженный. Он был ближайшим к университету и любимым моим московским пристанищем. Располагается сад в углублении, город, кажется шумит где-то в стороне и вверху. А на окраине городка, в котором я жил, последние два года, выращивали в питомнике серебристые ели для Красной площади, и мне приятно было поглядеть на темно-зеленый заслон зубчатой стены. Все же не один я сюда приехал.

Моих университетских товарищей с дошкольного детства водиди по столичным музеям, картинным галереям, концернтным залам, и они, счастливички, могли прочитать любую книгу.! А я жил в Сибири, в небольшом городке, копал картошку, и бил кедровые шишки в тайге, косил сено и пилил дрова, В то же время учился в железнодорожном техникуме. По оокнчании техникума работал в разных депо, учил в Подмосковье черчению и технологии металлов подростков- ремесленников, осиротевших в самую тяжкую войну, какю пережила моя Родина.

Теперь мне нельзя было терять ни одного дня, и я жадно набросился на книги.

(По В.Чивилихину)

Перескажите текст

Со студенческой жизнью в России связано празднование Татьяниного дня. Ознакомьтесь с историей праздника. Какие формальные и неформальные праздники, связанные с учебой, есть в Казахстане? Придумайте вопросы к дискуссии на тмеу «Зачем нужны студенческие праздники?».

Трудно, наверное, отыскать в России студента, не знающего о существовании Дня студента и не отмечающего этот праздник 25 января. Указ президента России № 76 от 25 января 2005 года «О Дне российского студенчества» официально утвердил «профессиональный» праздник российских студентов. Так случилось, что именно в Татьянин день, (12) 25 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета», и день (12) 25 января стал официальным университетским днем, в те времена он назывался Днем основания Московского университета. С тех пор Святая Татиана считается покровительницей студентов. Кстати, само древнее имя «Татиана» в переводе с греческого означает «устроительница». Сначала этот праздник отмечался только в Москве и отмечался очень пышно. По воспоминаниям очевидцев, ежегодное празднование Татьяниного дня было для Москвы настоящим событием. Оно состояло из двух частей: непродолжительной официальной церемонии в здании Московского университета и шумного народного гуляния, участие в котором принимала почти вся столица. В 18 - первой половине 19 века университетским, а потому и студенческим, праздником стали торжественные акты в ознаменование окончания учебного года, на них присутствовали многочисленные гости, раздавались награды, произносились речи. В то же время официальным университетским днем, отмечаемым молебном в университетской церкви, было (12) 25 января. Но его называли не Татьяниным днем, а Днем основания Московского университета. Затем последовал Указ Николая I, в котором он распорядился праздновать не День открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так волей монарха появился студенческий праздник — День студентов. К тому же, с него начинались студенческие каникулы, и именно это событие студенческое братство всегда отмечало весело и шумно. Празднование «профессионального» дня студентов имело традиции и ритуал — устраивались торжественные акты с раздачей наград и речами. Несмотря на то, что история праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции сохранились и по сей день. Студенты как устраивали широкие гуляния более ста лет назад, так и в 21 веке предпочитают отмечать свой праздник шумно и весело. Кстати, в этот день квартальные даже чрезвычайно нетрезвых студентов не трогали. А если и приближались, то козыряли и осведомлялись: «Не нуждается ли господин студент в помощи?». Впрочем, как известно, студент никогда не упустит шанс отдохнуть от учебы, — согласно народной мудрости, от бесконечного торжества его отвлекает лишь «горячее» сессионное время. http://www.calend.ru/holidays/
Напишите рецензию (отзыв) на содержание тридцать второго слова назидания Абая на русском языке

Білім-ғылым үйренбекке талап қылушыларға əуел білмек керек. Талаптың өзінің біраз шарттары бар. Оларды білмек керек. Оларды білмей, іздегенмен табылмас.

Əуел — білім-ғылым табылса, дүниенің бір қызықты нəрсесіне де керек болар еді деп іздемеске керек. Аның үшін білім-ғылымның өзіне ғана құмар, ынтық болып, бір ғана білмектіктің өзін дəулет білсең һəм əр білмегеніңді білген уақытта көңілде бір рахат хұзур хасил болады. Сол рахат білгеніңді берік ұстап, білмегеніңді тағы да сондай білсем екен деп үміттенген құмар, махаббат пайда болады. Сонда əрбір естігеніңді, көргеніңді көңлің жақсы ұғып, анық өз суретімен ішке жайғастырып алады.

Егер дін көңілің өзге нəрседе болса, білім-ғылымды бірақ соған себеп қана қылмақ үшін үйренсең, ондай білімге көңіліңнің мейрімі, асырап алған шешеңнің мейрімі секілді болады. Адам көңілі шын мейірленсе,

білім-ғылымның өзі де мейірленеді, тезірек қолга түседі. Шала мейір шала байқайды.

Екінші — ғылымды үйренгенде, ақиқат мақсатпен білмек үшін үйренбек керек. Бахасқа бола үйренбе, азырақ бахас көңліңді пысықтандырмақ үшін залал да емес, көбірек бахас адамды түземек түгіл, бұзады. Аның себебі əрбір бахасшыл адам хақты шығармақ үшін ғана бахас қылмайды, жеңбек үшін бахас қылады. Ондай бахас хасудшілікті зорайтады, адамшылықты зорайтпайды. Бəлкім азайтады. Жəне мақсаты ғылымдағы мақсат болмайды, адамды шатастырып, жалған сөзге жеңдірмекші болады. Мұңдай қиял өзі де

бұзықтарда болады. Жүз тура жолдағыларды шатастырушы кісі бір қисық жолдағы кісіні түзеткен кісіден садаға кетсін! Бахас — өзі де ғылымның бір жолы, бірақ оған хирслану жарамайды. Егер хирсланса, өз сөзімшіл ғурурлық, мақтаншақтық, хүсідшілік бойын жеңсе, ондай кісі адам бойына қорлық келтіретұғын өтіріктен де, өсектен де, ұрсып-төбелесуден де қашық болмайды.

Үшінші — əр хақиқатқа тырысып иждиһатыңмен көзің жетсе, соны тұт, өлсең айрылма! Егерде ондай білгендігің өзіңді жеңе алмаса, кімге пұл болады?

Өзің құрметтемеген нəрсеге бөтеннен қайтіп құрмет күтесің?

Төртінші — білім-ғылымды көбейтуге екі қару бар адамның ішінде: бірі — мұлахаза, екінші — мұхафаза. Бул екі қуатты зорайту жаһатінде болмақ керек. Бұлар зораймай, ғылым зораймайды.

Бесінші — осы сөздің он тоғызыншы бабында жазылған ақыл кеселі деген терт нəрсе бар. Содан қашық болу керек. Соның ішінде уайымсыз салғыртық деген бір нəрсе бар, зинһар, жаным, соған бек сақ бол, əсіресе! Əуел Құданың, екінші — халықтың, үшінші — дəулеттің, төртінші ғибраттың бесінші — ақылдың, ардың бəрінің дұшпаны ол. Ар бар жерде бұлар болмайды.

Алтыншы — ғылымды, ақылды сақтайтұғын мінез деген сауыты бар. Сол мінез бұзылмасын! Көрсе қызарлықпен, жеңілдікпен, я біреудің орынсыз сөзіне, я бір кез келген қызыққа шайқалып қала берсең, мінездің беріктігі бұзылады. Онан соң оқып үйреніп те пайда жоқ. Қоярға орны жоқ болған соң, оларды қайда сақтайсың? Қылам дегенін қыларлық, тұрам дегенінде тұрарлық, мінезде азғырылмайтын ақылды, арды сақтарлық беріктігі, қайраты бар болсын? Бұл бір ақыл үшін, ар үшін болсын!

¤ Напишите эссе на тему «Ученье – свет».

Тесты для самоконтроля

5.Какие из перечисленных признаков не являются признаками текста.

a) Орфографическое соответствие.

b) Синонимическая связь.

c) Лексический повтор.

d) Местоименная замена.

6.Синоним к слову рейтинг.

a) Обозначение

b) Замена

c) Статус

d) Создание

7. Объединенная общим смыслом и грамматической связью последовательность речевых единиц – это….

a) Пересказ

b) Текст

c) План

d) Содержание

8. Не является текстом:

a) Рассказ.

b) Вывеска.

c) Статья.

d) Роман.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: