Правила и порядок проведения проверок дыхательных аппаратов и изолирующих противогазов

Боевая проверка дыхательного аппарата.

При боевой проверке необходимо:

1) проверить маску (шлем-маску):

- вынуть маску из сумки и провести внешний осмотр маски. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной;

2) проверить герметичность дыхательного аппарата на разряжение:

- при закрытом вентиле баллона плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать вдох. Если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течении 2-3 с, дыхательный аппарат считается герметичным;

3) проверить работу легочного автомата и клапана выдоха маски:

- открыть до отказа вентиль баллона;

- приложить маску к лицу и сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Если не ощущается сопротивление дыханию, легочный аппарат и клапан выдоха считаются исправными;

4) проверить срабатывание звукового сигнализатора (для дыхательных аппаратов типа АИР, АВХ):

- закрыть вентиль баллона;

- нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха. Если при давлении воздуха в баллоне 5,5 + 1,0 МПа (55 + 10 кгс/см2) слышен звуковой сигнал, звуковой сигнализатор считается исправным;

5) проверить давление воздуха в баллоне.

Проверяется по показанию манометра:

6) проверить работу включателя резерва (для АСВ-2):

- для АСВ-2 с встроенным манометром повернуть рукоятку включателя резерва воздуха против часовой стрелки на 90 до упора, переведя его из положения <Р> в положение <О>. Если показание давления на манометре увеличилось на 3-4 МПа (30-40 кгс/см2), включатель резерва считается исправным. После проверки рукоятку включателя резерва воздуха установить в положение <Р>;

- для АСВ-2 с выносным манометром установить рукоятку включателя резерва воздуха в положение <Р> и открыть вентиль аппарата до отказа. По манометру проверить рабочее давление воздуха в баллонах и закрыть вентиль аппарата. Нажатием на кнопку легочного автомата выпустить воздух из системы аппарата. Если показатель остаточного давления воздуха на манометре составляет 3-4 МПа (30-40 кгс/см2), включатель считается исправным.

Боевая проверка дыхательного аппарата «AUER» (аналогичным образом проводится боевая проверка дыхательного аппарата «Drаger», за исключением поверки состояния адаптера в виду его отсутствия).

Проверку проводить с подсоединенным легочным автоматом и маской.

При проведении боевой проверки необходимо проверить:

1) Исправность маски, правильность установки адаптера и подсоединения к маске легочного автомата:

Проверить отсутствие повреждений элементов маски, правильность установки адаптера на маске и надежность соединения легочного автомата с маской (потянуть легочный автомат из маски, осевое перемещение должно отсутствовать), штекерные разъемы лицевой маски (адаптера) и легочного автомата не должны иметь повреждений и загрязнений.

2) Герметичность аппарата и маски на разряжение:

Проверку герметичности аппарата и маски на разряжение производить при закрытом вентиле баллона.

Для проверки плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать неглубокий вдох, (ВНИМАНИЕ! ПОПЫТКА СДЕЛАТЬ РЕЗКИЙ ГЛУБОКИЙ ВДОХ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БАРОТРАВМЕ ЛЕГКИХ) если при этом создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 секунд, аппарат и маска считаются герметичными.

3) Работу легочного автомата и клапана выдоха маски, давление в подмасочном пространстве;

Проверка исправности легочного автомата и клапана выдоха производится при открытом вентиле баллона и надетой маске.

Для этого:

Нажатием на красную кнопку управления легочного автомата произвести выключение механизма избыточного давления.

Открыть вентиль баллона (полностью), надеть маску на голову и произвести ее подгонку (ремни оголовья подтягиваются в следующей последовательности: щечные, височные и лобный ремень).

После первого глубокого вдоха убедиться, что легочный автомат включился, клапана работают исправно, а в полости маски возникло избыточное давление, для чего делается несколько вдохов и выдохов (не ощущается сопротивление дыханию); затем, затаив дыхание, пальцем отодвинуть обтюратор маски от лица и убедится в наличии постоянного потока воздуха из-под маски.

Затаив приблизительно на 10 секунд дыхание, прислушаться, чтобы убедиться в отсутствии утечки воздуха по обтюратору маски.

При обнаружении утечки регулируется положение маски, подтягиванием ремней, избегая их перетягивания, и повторно проверяется отсутствие утечки воздуха.

4) Работу системы дополнительной подачи воздуха.

Нажатием на центральную кнопку крышки легочного автомата (кнопку продувки, байпаса), проверяется работа системы дополнительной подачи воздуха. Появление характерного шипящего звука свидетельствует об исправности системы.

5) Срабатывание сигнального устройства, плотность прилегания и герметичность надетой маски;

Проверка срабатывания сигнального устройства проводится в следующей последо­вательности:

- закрыть вентиль воздушного баллона;

- равномерно (дыханием) понижать давление внутренних полостей аппарата, одновременно наблюдая за показаниями манометра аппарата;

- в момент возникновения звукового сигнала отметить показание манометра, и убедится, что оно составляет 55 ± 5 Bar.

Когда показание манометра будет равно нулю, необходимо сделать неглубокий вдох, проверив, таким образом, плотность прилегания и герметичность маски. Невозможность вдоха свидетельствует о герметичности маски и аппарата.

6) Давление воздуха в баллоне;

Открыть вентиль баллона (полностью), для нагнетания воздуха в систему, проверить показание манометра.

Доклад: «Газодымозащитник к работе в аппарате готов давление атм.».

Примечание: порядок проведения боевой проверки может быть изменен в соответствии с требованием инструкции завода изготовителя по эксплуатации применяемого дыхательного аппарата.

Проверка № 1 дыхательного аппарата.

При проверке № 1 дыхательного аппарата необходимо:

1) проверить исправность маски.

Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной;

2) провести осмотр дыхательного аппарата:

- подсоединить маску к легочному аппарату;

- проверить надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона (ов) и манометра, а также убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей;

3) проверить герметичность системы высокого и редуцированного давления:

- открыть вентиль баллона, определить по манометру давление воздуха и закрыть вентиль баллона. Если в течение 1 минуты падение давления воздуха в системе аппарата не превышает 1 МПа (10 кгс/см2), аппарат считается герметичным.

Если аппарат негерметичен, то для обнаружения места утечки его погружают в воду или наносят на все соединения мыльную пену. Обнаруженную негерметичность устраняют подтягиванием соответствующего соединения или заменой уплотнения при закрытом вентиле баллона и отсутствии давления в системе аппарата;

4) проверить величину давления, при котором срабатывает звуковой сигнализатор (для АИР, АВХ):

- открыть и закрыть вентиль баллона и нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха. Если при давлении воздуха в баллоне 5,5 + 1,0 МПа (55 + 10 кгс/см2) слышен звуковой сигнал, сигнализатор считается исправным;

5) проверить исправность включателя резерва (для АСВ-2):

- для АСВ-2 со встроенным манометром повернуть рукоятку включателя резерва воздуха против часовой стрелки на 90° до упора, переведя его из положения «Р» в положение «О». Если показание давления на манометре увеличилось на 3-4 МПа (30-40 кгс/см2), включатель резерва считается исправным. После проверки рукоятку включателя резерва воздуха установить в положение «Р»;

- для АСВ-2 с выносным манометром установить рукоятку включателя резерва воздуха в положение «Р» и открыть вентиль аппарата до отказа. По манометру проверить рабочее давление воздуха в баллонах и закрыть вентиль аппарата. Нажатием на кнопку легочного автомата выпустить воздух из системы аппарата. Если показатель остаточного давления воздуха на манометре составляет 3-4 МПа (30-40 кгс/см2), включатель считается исправным; 6) проверить герметичность воздуховодной системы с легочным автоматом:

- с помощью индикатора ИР-2;

- подключить дыхательный аппарат к индикатору ИР-2;

- создать в системе дыхательного аппарата последовательно избыточное давление и разряжение. Если падение давления в системе за 1 минуту не выходит за пределы зоны <Г> контрольного устройства индикатора, аппарат считается герметичным.

Если аппарат негерметичен, то для обнаружения места утечки его погружают в воду или наносят на все соединения мыльную пену. Обнаруженную негерметичность устраняют подтягиванием соответствующего соединения или заменой уплотнения при закрытом вентиле баллона и отсутствии давления в системе аппарата;

- с помощью реометра-манометра;

- при избыточном давлении.

Отверстие выдыхательного клапана в маске изнутри закрывают пробкой. При помощи специального приспособления (проверочное устройство с отводами) маска присоединяется к реометру-манометру. Для этого головная часть маски растягивается руками, в нее вставляется диск, который герметизируется металлической натяжной лентой с замком. После герметизации маски с проверочным диском, который одним отводом соединяется к реометру, а через второй создается давление 1000 Па (100 мм вод. ст.). Падение давления не должно превышать 30 Па (3 мм вод. ст.) в минуту.

- при разряжении

Пробка из отверстия выдыхательного клапана маски вынимается и под маской создается разрежение 1000 Па (100 мм вод. ст.). Падение разрежения не должно превышать 30 Па (3 мм вод.ст.) в минуту.

Негерметичность обычно вызывается неплотным соединением редуктора с аппаратом, воздухоподающего шланга с редуктором и легочным автоматом, маски с легочным автоматом, неплотностью соединений и целостностью самого легочного автомата, неплотностью подсоединения отвода маски и ее целостностью, присутствием посторонних частиц между выдыхательным клапаном и седлом.

7) проверить исправность легочного автомата и клапана выдоха:

- с помощью индикатора ИР-2

- открыть вентиль баллона;

- создать индикатором ИР-2 разряжение под маской (в корпусе легочного автомата). Если при срабатывании легочного автомата, стрелка индикатора ИР-2 находится в пределах области <ЛА АСВ-2>, легочный автомат считается исправным;

- с помощью реометра-манометра

Не отсоединяя маску от реометра-манометра, открыть перекрывной вентиль баллонов. Создавая разрежение в корпусе легочного автомата, заметить показание реометра-манометра, при котором срабатывает легочный автомат (срабатывание определяется по характерному шуму выходящего воздуха). Легочный автомат должен срабатывать при разрежении не более 300 Па (30 мм вод. ст.). Затем под шлемом-маской создается избыточное давление и определяется, при каком давлении срабатывает клапан выдоха. Открытие клапана выдоха должно происходить при давлении не более 400 Па (40 мм вод. ст.).

8) проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха:

- нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха легочного автомата. Если прослушивается характерный звук подачи воздуха, устройство считается исправным;

9) проверить исправность редуктора:

- для дыхательных аппаратов типа АИР, подключить контрольный манометр к разъему спасательного устройства дыхательного аппарата, открыть вентиль баллона(ов) и проверить редуцированное давление. Если редуцированное давление находится в пределах 0,7-0,85 МПа газовый редуктор считается исправным;

- для аппаратов типа АСВ-2 при помощи тройника установить между редуктором и шлангом легочного автомата контрольный манометр, открыть вентиль баллонов и проверить редуцированное давление. Если редуцированное давление находится в пределах 0,45-0,5 МПа, газовый редуктор считается исправным.

Если при отсутствии расхода воздуха через легочный автомат редуцированное давление остается постоянным, клапан редуктора считается герметичным;

10) проверить давление воздуха в баллоне.

Проверяется по манометру.

4. Проверка № 1 дыхательного аппарата «AUER» (аналогичным образом проводится проверка №1 дыхательного аппарата «Drаger», за исключением поверки состояния адаптера в виду его отсутствия, и иной последовательностью отсоединения маски от легочного автомата, сначала отключая легочный автомат, а потом отсоединяя маску).

При проведении проверки № 1 необходимо проверить:

1) Исправность маски и правильность соединения адаптера к маске.

При этом:

Проверка исправности маски производится внешним осмотром.

2) Проверить укомплектованность маски и отсутствие повреждений ее элементов. Для этого необходимо:

- вывернуть наружу подбородочную чашу;

- произвести осмотр стекла маски, ее корпуса, подмасочника, клапанов вдоха, клапана выдоха;

- убедиться в отсутствии повреждений панорамного стекла, проколов маски и подмасочника, загрязнений клапанов.

- отсоединить адаптер от легочного автомата, и произвести присоединение адаптера к маске, плотно прикрутив его.

3) Исправность аппарата в целом.

Проверку исправности аппарата в целом производить внешним осмотром. При этом:

Подсоединить легочный автомат к маске, предварительно проверив отсутствие повреждений уплотнительного кольца и штекерных разъемов лицевой маски (адаптера) и легочного автомата.

Проверить надежность соединения легочного автомата с маской и выходом среднего давления комбинированного манометра.

Проверить надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона, манометра и убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей.

4) Исправность легочного автомата, клапана выдоха маски, а также наличие избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичности системы высокого и среднего давления.

Перед началом проверки нажатием на красную кнопку управления легочного автомата, отключить механизм избыточного давления воздуха и открыть вентиль баллона (полностью).

Надеть маску, после первого глубокого вдоха убедиться, что легочный автомат включился, клапана работают исправно, и в полости маски возникло избыточное давление, для чего сделать несколько вдохов и выдохов (не ощущается сопротивление дыханию); затем, затаив дыхание, пальцем отодвинуть обтюратор маски от лица и убедиться в наличии постоянного потока воздуха из-под маски.

Затаив приблизительно на 10 секунд дыхание, прислушаться, чтобы убедиться в отсутствии утечки воздуха через маску.

После этого одновременным нажатием на красную и чёрную кнопки управления выключить и отсоединить легочный автомат, ослабив щечные и височные ремни снять маску, закрыть вентиль баллона и наблюдать за показанием манометра аппарата в течение 1 минуты. Аппарат считается герметичным, если падение давления воздуха в системе не превышает 10 Bar., за 1 минуту. Нажатием на кнопку продувки резиновой крышки легочного автомата (байпаса) стравить воздух.

Для проверки герметичности второго выхода среднего давления комбинированного манометра аппарата «AUER» необходимо:

- сильно вдавить штекерный ниппель шланга легочного автомата в муфту разъема легочного автомата комбинированного манометра, одновременно оттянув втулку муфты, отсоединить шланг;

- вставить штекерный ниппель шланга легочного автомата в муфту разъема второго выхода среднего давления комбинированного манометра, до срабатывания фиксатора;

- нажатием на красную кнопку управления выключить легочный автомат, открыть вентиль баллона (полностью), после чего закрыть вентиль баллона и наблюдать за показанием манометра аппарата в течение 1 минуты. Соединение считается герметичным, если падение давления воздуха в системе не превышает 10 Bar., за 1 минуту. Нажатием на кнопку продувки резиновой крышки легочного автомата (байпаса) стравить воздух.

При закрытом вентиле баллона, подсоединить легочный автомат к маске, плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать неглубокий вдох, (ВНИМАНИЕ! ПОПЫТКА СДЕЛАТЬ РЕЗКИЙ ГЛУБОКИЙ ВДОХ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БАРОТРАВМЕ ЛЕГКИХ) если при этом создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 секунд, аппарат и маска считаются герметичными на разряжение.

5) Исправность устройства дополнительной подачи воздуха (байпаса).

Одновременным нажатием на красную и чёрную кнопки управления выключить и отсоединить от маски легочный автомат:

Открыть вентиль баллона (полностью).

Ладонью левой руки закрыть входное отверстие легочного автомата, нажать на кнопку продувки (включить механизм избыточного давления).

Осторожно приподнимая ладонь добиться незначительного истечения воздуха. Не меняя положения ладони нажать на кнопку продувки легочного автомата (байпаса), убедиться в исправности устройства по резкому увеличению интенсивности истечения воздуха. После чего нажать на красную кнопку управления легочного автомата.

6) Давление срабатывания сигнального устройства.

Закрыть вентиль воздушного баллона.

Ладонью левой руки закрыть входное отверстие легочного автомата, нажать на кнопку продувки (включить механизм избыточного давления).

Осторожно поднимая ладонь поддерживать небольшое падение давления, медленно выпускать воздух из системы. Одновременно наблюдать за показаниями манометра. Если сигнальное устройство сработало при давлении в баллоне 55 ± 10 Bar, аппарат считается исправным.

7) Давление воздуха в баллоне.

Нажатием на красную кнопку управления выключить легочный автомат.

Открыть вентиль баллона (полностью).

Фиксируется показание манометра, которое должно быть не менее 250 Bar.

Результаты проверки записываются в журнал регистрации проверок №1.

Примечание: порядок проведения проверки № 1 может быть изменен в соответствии с требованием инструкции завода изготовителя по эксплуатации применяемого дыхательного аппарата.

5. Проверка № 2 дыхательного аппарата

Проверка № 2 дыхательных аппаратов проводится в объеме и последовательности, предусмотренных настоящим Наставлением для проверки № 1 этих же аппаратов, за исключением проверки герметичности системы высокого и редуцированного давления, которая осуществляется при полной схеме, аппарат соединен с маской, одетой на муляж головы (проверочный диск), который посредством специальных приспособлений подключен к проверочному прибору, если в течение 1 минуты падение давления воздуха в системе аппарата не превышает 2 МПа (20 кгс/см2), аппарат считается герметичным. Используя указанную схему также проверяется величина давления в подмасочном пространстве которая должна составлять 150 – 350 Па (15 – 30 мм вод.ст.)

Примечание: порядок проведения проверки № 2 может быть изменен в соответствии с требованием инструкции завода изготовителя по эксплуатации применяемого дыхательного аппарата.

6. Проверка № 2 дыхательных аппаратов «AUER» и «Drаger», с использованием тестора DRAGER Testor 2100

1) Самотестирование проверочного прибора

Проверка системы среднего (редукционного) давления – проводится в течение 60 сек, падение давления должно составлять не более 0,25 бар.

Проверка проверочной головы – проводится в течение 3 мин, голова надувается и проверяется на наличие деформаций.

Проверка измерительной линии с проверочной головой – для герметизации головы установлен колпачок, средний рычаг на короткое время «+», давление +20 мбар, не меняется в течение 30 сек.

Проверка измерительной линии без проверочной головы – герметизируется место установки головы, средний рычаг на короткое время «–» давление –10 мбар, не меняется в течение 30 сек.

2) Тестирование СИЗОД

Проверка среднего давления – Подсоединяется СИЗОД, открывается вентиль. Давление должно быть в пределах 6-9 бар

Проверка герметичности среднего (редукционного) давления – Закрывается вентиль. В течение 60 сек падение давления должно составлять не более 0,25 бар.

Проверка герметичности маски на избыточное давление – Заглушается отверстие легочника и клапана выдоха. Создается давление +20 мбар в течение 1 мин утечка воздуха не допускается (тестовая голова опускается под воду).

Проверка герметичности маски на разряжение – Заглушается отверстие легочника Создается разряжение –6 мбар. В течение 60 сек падение не более 3 мбар.

Проверка полного потока – Нажимается байпас, удерживается в течение 5 сек. Ровный шум без скачков.

Проверка клапана выдоха – Заглушка на легочном автомате, создается давление под маской. Клапан открывается при давлении 4,2 – 5,7 мбар.

Проверка легочного автомата на травление – Легочный автомат отключен и присоединен к маске. В течение 60 сек давление не должно повышаться более чем на 4 мбар.

Проверка легочного автомата на включение – Создается разряжение. Легочный автомат должен включиться при разряжении не более –4 мбар.

Проверка избыточного давления в подмасочном пространстве – После активизации легочного автомата нормальное давление в пределах 1 – 3,9 мбар.

Проверка звукового сигнализатора – Закрывается вентиль СИЗОД. Отслеживается показание манометра, срабатывает в пределах 45 – 65 бар.

7. Если при проверке № 1, 2 противогазов (дыхательных аппаратов) будут обнаружены неисправности, они выводятся из боевого расчета и направляются на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный противогаз (дыхательный аппарат), с оформлением соответствующих записей в журналах регистрации проверок №1, 2 и акта сдачи СИЗОД в ремонт.

8. Проверка № 3 дыхательного аппарата

Проверка № 3 дыхательного аппарата предусматривает:

- разборку, осмотр, промывку, чистку, дезинфекцию, регулировку узлов и сборку дыхательного аппарата. Эти операции проводятся в соответствии с техническим описанием (руководством по эксплуатации) на дыхательный аппарат;

- проверку панорамных масок (лицевых частей), легочного автомата, разъемов, редуктора, вентилей баллонов, спасательного и сигнального устройств (для АИР, «ДРАГЕР»), включателя резерва воздуха и зарядного штуцера (для АСВ);

- ремонт и замену изношенных частей (фильтры, прокладки, клапаны и все резиновые уплотнительные прокладки и кольца);

- снаряжение дыхательного аппарата после полной сборки, его регулировку и проверку № 2.

Примечание: порядок проведения проверки № 3 может быть изменен в соответствии с требованием инструкции завода изготовителя по эксплуатации применяемого дыхательного аппарата.

9. Боевая проверка противогаза

1) При закрытом вентиле баллона:

- проверить маску (шлем-маску);

- вынуть маску из сумки;

- провести внешний осмотр маски;

- вынуть пробку из патрубка соединительной (клапанной) коробки;

- проверить работу клапанов вдоха, выдоха;

- поднести патрубок соединительной (клапанной) коробки ко рту и сделать несколько вдохов и выдохов;

- пережать шланг вдоха и силой легких создать разряжение в системе противогаза до возможного предела. Если дальнейшее разрежение в системе невозможно, клапан выдоха считается исправным;

- пережать шланг выдоха и силой легких попытаться создать давление в системе противогаза. Если выдох невозможен, клапан вдоха считается исправным;

- проверить герметичность противогаза на разряжение;

силой легких создать разряжение в системе противогаза до возможного предела. Если после задержки дыхания на 3-5 секунд дальнейшее разрежение в системе невозможно, противогаз герметичен;

- проверить работу избыточного клапана:

- сделать несколько выдохов в систему противогаза и наполнить дыхательный мешок воздухом до момента срабатывания избыточного клапана. Если избыточный клапан открывается без сопротивления выдоху, он считается исправным.

- проверить работу звукового сигнализатора.

Звуковой сигнализатор считается исправным, если при закрытом вентиле, наполненного кислородного баллона, при вдохе слышен звук сигнала, а при открытом вентиле такой звук отсутствует.

2) При открытом до отказа вентиле баллона:

- проверить работу механизма постоянной подачи кислорода.

Если слышен слабый шипящий звук поступления кислорода в дыхательный мешок, механизм считается исправным;

- проверить работу легочного автомата:

- сделать несколько глубоких вдохов из системы противогаза до срабатывания легочного автомата. Если появляется резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, легочный автомат считается исправным;

- проверить работу механизма аварийной подачи кислорода (байпаса):

- нажать на кнопку байпаса. Если слышен резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, клапан считается исправным;

- проверить давление кислорода в баллоне.

Проверяется по показанию манометра.

10. Проверка № 1 противогаза.

1) При закрытом вентиле кислородного баллона:

- провести внешний осмотр противогаза:

- проверить чистоту металлических и резиновых частей, исправность маски или шлема-маски, подгонку ремней, надежность закрытия замков крышки и крепления выносного манометра на плечевом ремне;

- проверить работу клапанов вдоха, выдоха:

- поднести патрубок соединительной (клапанной) коробки ко рту и сделать несколько вдохов и выдохов;

- пережать шланг вдоха и силой легких создать разряжение в системе противогаза до возможного предела. Если дальнейшее разряжение в системе невозможно, клапан выдоха считается исправным;

- пережать шланг выдоха и силой легких попытаться создать давление в системе противогаза. Если выдох невозможен, клапан вдоха считается исправным;

- проверить герметичность противогаза на разряжение:

- силой легких создать разряжение в системе противогаза до возможного предела. Если после задержки дыхания на 3-5 секунд дальнейшее разряжение в системе невозможно, противогаз герметичен;

- проверить работу избыточного клапана:

- сделать несколько выдохов в систему противогаза и наполнить дыхательный мешок воздухом до момента срабатывания избыточного клапана. Если избыточный клапан открывается без сопротивления выдоху, он считается исправным;

- проверить работу звукового сигнализатора.

Звуковой сигнализатор считается исправным, если при закрытом вентиле наполненного кислородного баллона при вдохе слышен звук сигнала, а при открытом вентиле такой звук отсутствует.

2) При открытом до отказа вентиле баллона:

- проверить соединения противогаза, находящиеся под высоким давлением:

- поднести к соединениям противогаза, находящимся под высоким давлением, тонкий тлеющий фитилек. Если отсутствует усиление горения фитилька, соединения противогаза, находящиеся под высоким давлением, считаются герметичными;

- проверить работу механизма постоянной подачи кислорода.

Если через соединительную (клапанную) коробку слышен слабый шипящий звук поступления кислорода в дыхательный мешок, механизм считается исправным;

- проверить работу легочного автомата:

- сделать несколько глубоких вдохов из системы противогаза до срабатывания легочного автомата. Если появляется резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, легочный автомат считается исправным;

- проверить работу механизма аварийной подачи кислорода (байпаса)

- нажать на кнопку байпаса. Если слышен резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, клапан считается исправным;

- определить запас (давление) кислорода в баллоне.

Определяется по показанию манометра.

11. Проверка № 2 противогаза

1) провести внешний осмотр противогаза.

Действия выполняются аналогично проверке № 1

2) проверить годность регенеративного патрона.

Регенеративный патрон считается годным к работе, если:

- Если корпус не имеет механических повреждений, разница между действительным весом и весом указанным на этикетке наклеенной на корпусе патрона не превышает + 50 граммов;

- с момента снаряжения патрона прошло не более 6 месяцев, с момента предыдущего проведения анализа ХП-И прошло не более 1-го года;

3) проверить работу клапанов вдоха и выдоха.

Проверка проводится аналогично проверке № 1;

4) проверить герметичность противогаза при разряжении:

- с помощью индикатора ИР-2:

- вставить пробку коллектора индикатора ИР-2 в патрубок соединительной (клапанной) коробки противогаза;

- установить ручку переключающего крана индикатора в положение «–»;

- создать в воздуховодной системе противогаза разряжение. При достижении стрелки контрольного устройства индикатора зоны <Г> шкалы переключить кнопку перекрывного клапана индикатора ИР-2 в положение «3». Если в течение 1 мин стрелка контрольного прибора не выйдет за нижний предел зоны <Г>, воздуховодная система противогаза считается герметичной;

с помощью реометра-манометра:

Собрать схему, как показано на рис. 1. Вентиль кислородного баллона закрыт. В полости дыхательного мешка создать разряжение 100 мм вод. ст., контролируемого по реометру-манометру, затем перекрыть линию от источника разряжения. Если в течение 1 мин разряжение упадет не более чем на 3 мм вод. ст., противогаз считается герметичным.

5) проверить герметичность противогаза при избыточном давлении:

с помощью индикатор ИР-2:

- закрыть отверстие избыточного клапана дыхательного мешка респиратора УРАЛ-10 заглушкой, а противогаза КИП-8 проверочным приспособлением ПР-334;

- установить ручку переключающего крана индикатора в положение <+>;

- создать в воздуховодной системе проверяемого противогаза избыточное давление;

При достижении стрелки контрольного устройства индикатора зоны "Г" шкалы переключить кнопку перекрывного клапана индикатора ИР-2 в положение «3». Если в течение 1 мин стрелка контрольного прибора не выйдет за нижний предел зоны "Г", воздуховодная система противогаза считается герметичной;

с помощью реометра-манометра:

Собрать схему, как показано на рис. 2. Навернуть проверочное приспособление ПР-334 на предохранительный клапан дыхательного мешка и в полости дыхательного мешка создать давление 200 мм вод. ст., контролируемое по манометру, а затем перекрыть линию источника давления. Если давление в течение 1 мин упадет не более чем на 3 мм вод. ст., противогаз считается герметичным.

Примечание: давление и разряжение в дыхательном мешке создаются при помощи пневматической установки (пылесоса) или специального насоса.

6) проверить непрерывную подачу кислорода:

- с помощью индикатора ИР-2

установить ручку переключающего крана индикатора ИР-2 в положение "Д", а кнопку перекрывного клапана в положение "3" и открыть вентиль баллона. Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 зафиксируется в пределах зоны "Д" шкалы, доза подачи кислорода установлена правильно;

- с помощью реометра-манометра

Собрать схему, как показано на рис.3. Давление кислорода в баллоне должно быть не менее 50 кгс/см2.

На предохранительный клапан дыхательного мешка навертывается проверочное приспособление ПР-334, входной патрубок клапанной коробки соединяется с реометром-манометром, открывается вентиль баллона и после установления уровня жидкости в реометре-манометре отмечается непрерывная подача кислорода.

Противогаз исправен, если кислород поступает в дыхательный мешок в количестве 1,4±0,2 л/мин.

7) проверить сопротивление открытия избыточного (предохранительного) клапана дыхательного мешка:

- с помощью индикатора ИР-2

- снять заглушку с избыточного клапана;

- установить ручку переключающего крана индикатора ИР-2 в положение «+», а кнопку перекрывного клапана в положение «3» и создать в воздуховодной системе противогаза избыточное давление. Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 находится в пределах зоны «С» шкалы (в области «Р» или «ИК КИП» - в зависимости от типа проверяемого противогаза), следовательно сопротивление открытия избыточного (предохранительного клапана) соответствует норме;

- с помощью реометра-манометра

Собирается схема, показанная на рис. 2.

Открывается вентиль кислородного баллона и ведется наблюдение за ростом давления, контролируемого по манометру.

Для более быстрого наполнения дыхательного мешка разрешается пользоваться кнопкой аварийной подачи. Нажимая на нее, наполняют дыхательный мешок до давления 5-10 мм вод.ст., контролируемого по реометру-манометру.

Открытие предохранительного клапана фиксируется по прекращению роста уровня жидкости в манометре.

Предохранительный клапан считается исправным, если он открывается при избыточном давлении воздуха в дыхательном мешке 15-30 мм вод. ст.

8) проверить работу легочного автомата:

- с помощью индикатора ИР-2

установить ручку переключающего крана в положение "-", а кнопку перекрывного клапана в положение "о" и создать разряжение в воздуховодной системе противогаза до момента срабатывания легочного автомата (появится характерный шипящий звук). Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 при работающем легочном автомате будет находиться в пределах зоны «С» шкалы (в области «Р» или "ЛА КИП" - в зависимости от типа проверяемого противогаза). следовательно легочный автомат исправен;

- с помощью реометра-манометра

Собирается схема, как показано на рис.1.

Входной патрубок клапанной коробки соединяется через тройник с реометром-манометром и источником разряжения, после легочного автомата (открытие клапана легочного автомата определяется по прекращению роста уровня жидкости в реометре-манометре). Если клапан открывается при разряжении 20-35 мм вод. ст., легочный автомат считается исправным.

9) проверить работу механизма аварийной подачи кислорода (байпаса).

Действия выполняются аналогично проверке № 1;

10) проверить исправность работы звукового сигнализатора:

- закрыть вентиль баллона:

сделать несколько вдохов через патрубок соединительной (клапанной) коробки. Если звуковой сигнализатор противогаза КИП-8 срабатывает при давлении кислорода 35-20 кгс/см^. следовательно он считается исправным. Для респиратора Урал-10 исправность фиксируется по срабатыванию звукового сигнализатора;

11) проверить герметичность соединения противогаза, находящиеся под высоким давлением.

Действия выполняются аналогично проверке № 1;

12) определить запас (давление) кислорода в баллоне.

Определяется при открытом вентиле баллона по показанию манометра.

12. Проверка № 3 противогаза

Проверка № 3 противогаза включает:

- разборку, осмотр, промывку, чистку, дезинфекцию, регулировку узлов и сборку противогаза. Эти операции проводятся в соответствии с техническим описание (руководством по эксплуатации) на противогаз;

- проверку масок (шлемов-масок) и регенеративных патронов на герметичность;

- обезжиривание деталей, работающих под давлением кислорода, и определение их годности;

- разборку воздухораспределительной системы (клапанная коробка, дыхательный мешок, избыточный клапан, звуковой сигнал и регенеративный патрон);

- разборку узлов кислородораспределительной системы (запорный вентиль кислородного баллона, редуктор, легочный автомат, манометр);

- ремонт и замену изношенных частей. Фильтры, прокладки, клапаны эбонитовые подушки и все резиновые уплотнительные прокладки, как правило, заменяются;

- снаряжение противогаза после полной сборки, его регулировку и проверку № 2.

Примечание: запрещается применять масла для смазки узлов и деталей противогаза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: