Комбинации векторов и точек. Однородное представление координат

Для того чтобы различать математические модели точки и вектора, удобно использовать систему однородных координат (СОК). Трехмерные объекты в такой системе представляются при помощи четырех скалярных величин - для вектора:

(v1, v2, v3, 0)

и для точки

(p1, p2, p3, 1).

Четвертый компонент вектора свидетельствует о том, учитывается начало системы координат или нет (т.е. он показывает, входит в состав объекта начало отсчета или нет).

Представление вектора в матричном виде имеет следующий вид:

v = (e x, e y, e z, l) × = (v1, v2, v3, 0) × ,

а представление точки:

P = (e x, e y, e z, l) × = (v1, v2, v3, 1) × .

Систему однородных координат модно считать признаком аппаратных и программных систем компьютерной графики. Например, она является базовой для стандарта OpenGL.

На практике возможны следующие комбинации векторов и точек:

1) разность двух точек представляет собой вектор:

;

2) сумма точки и вектора является точкой

;

3) сумма двух векторов является вектором

;

4) масштабирование вектора дает в результате вектор

;

5) любая линейная комбинация двух векторов приводит к получению нового вектора

k × v + m × w = .

Перечисленные особенности линейных комбинаций точек и векторов необходимо учитывать в дальнейших преобразованиях;

6) аффинные комбинации точек

Результат этой операции будет иметь смысл только в том случае, если . Если , то результатом операции будет вектор, в противном случае – точка.

Если , то комбинация является аффинной. Таким образом, любая аффинная комбинация точек в результате даст новую точку.

Рассмотрим случай, при котором сумма (f + g)отличается от 0 и 1. В этом случае результат будет зависеть от выбора системы координат. Рассмотрим данный случай на конкретном примере:

0.3∙P + 0.7∙R

2.7∙P – 1.7∙R

P1
Рис.2.1. Зависимость результата аффинной операции от выбора системы координат

Таким образом, комбинации, не являющиеся аффинными, дают неоднозначный результат (связанный с выбором системы координат). При использовании аффинной комбинации точка находится на прямой, соединяющей точки . Если линейная комбинация выпуклая (), то результат находится внутри отрезка. Если же это условие не соблюдается, то точки находятся на этой же прямой за пределами отрезка P1P2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: