Типы и методы информационного лоббизма

Многогранная практика дала примеры существования самых различных типов и разновидностей информационного лоббизма. Самый распространенный — прямой (внешний) информационный лоббизм, демонстрирующий такое формирование информационного потока и установление коммуникации с ключевыми фигурами, которое инициируется вне системы принятия решений. Таким образом, лоббисты налаживают контакты с ЛПР только после того, как им удается проникнуть в зону принятия конкретных решений.

Противоположный обозначенному типу установления коммуникации — внутренний информационный лоббизм. Коммуникаторы, заинтересованные в принятии решения лица, устанавливают контакты внутри управленческой системы. В силу этого их коммуникация с КЛПР носит характер внутреннего общения, служебной формы установления и поддержания общения. Иными словами, будучи участниками системы принятия решений, отдельные группы и лица пытаются повлиять на органы власти и властные фигуры, курирующие тот или иной вопрос. В ряде случаев внутренний лоббизм включает в себя также ситуации, когда отдельные коммуникаторы, действуя в той же предметной области, добиваются необходимого решения, пользуясь особыми отношениями со своим руководством.

Еще один тип информационного лоббизма — косвенный. Его особенности состоят в том, что коммуникатор использует в качестве фактора давления на КЛПР общественное мнение. Эта разновидность лоббизма свидетельствует как о сложности, так и о масштабности формируемых коммуникаций. В то же время потребность в применении именно такого метода оказания давления на власть свидетельствует о дефиците у коммуникатора должных ресурсов для оказания внутреннего воздействия на структуры власти и управления.

Кроме того, выделяются общенациональные типы информационного лоббизма, позволяющие учитывать всю гамму специфических проявлений данного способа установления коммуникации в отдельных странах. Рассмотрим особенности этого типа информационного взаимодействия на примере нашей страны.

В современном российском обществе информационный лоббизм формировал свои коммуникации в рамках общей стратегии бизнеса в публичной сфере. С середины 80-х годов прошлого века (когда начались процессы перераспределения государственной собственности в пользу советской номенклатуры) стали распространяться формы прямого и внутреннего лоббизма, решавшего проблемы, в основном связанные с перераспределением материальных ресурсов. В конце этого десятилетия начала формироваться и практика размещения крупными экономическими структурами заказных материалов в СМИ. За сравнительно небольшую плату фирмы размещали благоприятную для себя информацию, которая сигнализировала об их намере­ниях, целях и позициях, оказывая тем самым давление и на конкурентов, и на структуры государственного управления. Впоследствии эти формы деятельности отечественных инвесторов были дополнены стратегиями овладения СМИ. Причем если первые владельцы СМИ относились к ним как к форме второстепенного бизнеса, то крупные бизнесмены второго поколения рассматривали их уже как наиважнейший инструмент политического давления на власть и опережения конкурентов. Можно сказать, что выборы Президента России в 1996 г. по сути создали уже единый механизм власти, при котором медиа-владельцы интегрировались в систему государственного управления, а СМИ стали главным проводником их интересов по отношению и к государству, и к обществу. Впрочем, дальнейшая практика показала различие интересов власти, бизнеса и СМИ. Поэтому установившийся механизм власти и управления продержался только во время этих выборов и короткого периода последующего развития. Затем союзы СМИ, медиавладель-цев и политической части правящего класса приняли более прагматичный и инструментальный характер. Лоббизм же, став едва ли не основным способом решения проблем, возникавших между бизнесом и властью, вновь начал применять для достижения своих целей более привычные — непубличные методы. Использование силы общественного мнения, «господство в эфире» представлялось не вполне и не всегда эффективным, и потому эти способы формирования информационных потоков уступили место теневой стилистике налаживания контактов. По мере развития информационной базы общества лоббизм стал распространяться на сферы культуры, образования и науки. В настоящее время информационный лоббизм доминирует в пространстве принятия решений, формируя господствующие там коммуникации и способствуя установлению контактов бизнеса и государственных чиновников.

Каждый из названных типов информационного лоббизма пользуется своими методами установления коммуникации. Так, для прямого лоббизма наиболее характерны личные встречи, в которых существенное место принадлежит невербальным способам информирования, лучше других передающим смысл конфиденциальной информации; для косвенного — взаимодействие со СМИ с присущими им техниками контактирования с массовыми аудиториями; для внутреннего — формы делового общения со всем набором формальных и неформальных приемов влияния на оппонента (например, распространение «деловых слухов», т.е. новостей, исходящих из вышестоящих для реципиента структур), и т.д. Эти методы либо представляют собой легальные средства воздействия на ЛПР, либо находятся за рамками закона. Существует 3 сектора. В зависимости от отношений между ними (конфл, протестн, гармоничн) определяется отнош бизнеса и наемных рабочих. Уровень этих отнош регулирует гос-во – соц.партнерство, 3-сторонняя комиссия.

3 сектор= организации, им-во которых находится в частной собственности, а получение и распределение прибыли между участниками не явл осн целью деятельности. Деят – решение соц вопросов. Могут решать проблемы глобальные или отд слоев.

НПО входят в третий сектор они входят в гражд общество. В Вор обл 4,5 тыс. Типология:

1. Адепты и апологеты –лояльные гос-ву НПО, они явл большими защитниками гос-ва, чем пол режим. (наши, местные, россия молодая, молодая гвардия ЕР, торгово-промышленная палата, ассоциация российских банков, рос детсткий фонд),

2. Конформистский тип – молодежн и женские орг. (рос союз молодежи, союз женщин россии, рос союз промышленников и предпринимателей, дел россия, ОПОРа),

3. Критические НПО – критическ отнош-е к гос-ву. – сочетают в себе жесткую борьбу с оппонентом наравне с поиском компромиссного устраивающего их решения.

4. Альтернативные НПО – новые соц движения, структурированы или в группы самопомощи или в гражданиские – рассчитывают на опыт или помощь близких (моск хельсинская группа, гринпис россии, фром антиспид, мемориал, голос беслана)

5. Протестные НПО – в основе лежит протест граждан существующим пол системам. Для них свойственен радикализм – переходят на акции силовых форм. Заинтересованы в крушении пол режима (объединенный гражданский фронт, россия без путина, союз комитетов солдатских матерей россии, движение против нелегальной иммиграции, союз православных хоругвеносцев, авангард красной молодежи, левый фронт, движение «Оборона», Мы, Молодежное «Яблоко». Направления: западничество, славянофильство, леванские, движение антиглобалистов.

Фракция капитала: 1. Российский союз промышленников и предпринимателей (крупные предприятия), 2. Деловая Россия (средний бизнес), 3. ОПОРа (малый бизнес).

Информационный лоббизм – сов-ть технологий, направленных на установление точечных коммуникаций, обладающих персональной направленностью и пространственно-временной концентрацией инф усилий (на тех, от кого A принятие решений)

13 технологий лоббизма:

- Личное представление аргументов

- Предоставление рез-в исслед

- Выступление в комиссии законодат органов

- Воздействие на тех, кто приним решения

- -«- через близких

- -«- приглашая на вечеринки

- Взносы в ИК

- Участие в проведении ИК

- Лоббирование с пом-ю широких слоев насел

- Распр в его округе как голосует кандидат

- Взятки

- Пропагандист камп

- Объедин лобби нескольк орг

Технологии: содержательные – лоббист мотивирует профессиональную деятельность Ключевого звена принятия решений (КЛПР) – организация поддержки, награды; 2. Гибкие коммуникации или гибкие технологии (когда организуется первая в сочетании с материальными формами); 3. Технологии непубличные (озвучивание угроз, если человек не идет на принятие решения, обнародование компромата, подкуп)

ПР-Атака – разрушение старых и создание новых связей между компаниями и потребителями на рынке и в об-ве. Т.е. переориентация потребителей с одного бренда на другой и изменение отношения к бренду в об-ве вцелом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: