В понедельник 1 недели Великого поста

На утрени–седален, гл. 2:(после 2 кафизмы). «В первый святой день поста проникнемся умилением, от души восклицая: «Владыка Христос, прийми нашу молитву, как лучший фимиам, и избавь нас от злой погибели и страшного мучения, молимся, ибо Ты — Один, Легкоумилостивляемый».

Стихира на стиховне, гл. 5. «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха, помощник покаяния, образ жизни Ангелов и спасение людям. Воскликнем, верующие: «Боже, спаси нас».

Библейские песни, разделяясь на стихи, пелись ежедневно в первые века христианства. По церковному уставу должны петься и теперь вместо припевов пред тропарями утреннего канона, исключая утрени страстной и пасхальной недели. В четыредесятницу должны петься полностью, а в остальные дни соответственно числа тропарей, но не более 12 стихов, (см. Типикон, 8 гл. Ирмологий Толковый Типикон М. Скабалланович в. II стр. 256–265- Киев, 1913 г).

Песнь 1: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь– крепость моя и слава моя. Он был мне спасением. Он Бог мой и прославлю Его; Бог Отца моего и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море и избранные военноначальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их; они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага величием славы Твоей; Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой и он попалил их, как солому. На 14: (со Слава и ныне). «От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря». На 13 «Враг сказал:, Погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя». На 12: «Ты дунул Духом Твоим и покрыло их море; они погрузились, как свинец, в великих водах». На 11: «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес». На 10: «Ты простер десницу Твою, поглотила их земля». На 9: «Ты ведешь милостью Твоею этот народ, который Ты избрал, провождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей». На 8: «Услышали народы и трепещут; ужас об'ял жителей Филистимских». На 7 «Тогда смутились князья Едомовы, трепет об'ял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана». На 6:,, Да нападет на них страх и ужас, от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень. Доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит этот народ, который Ты приобрел». На 5. «Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты сделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка». На 4: «Господь будет царствовать во веки и в вечность». На 3. «Когда вошли кони фараона с колесницами его и всадниками его в море, то Господь обратил на них морские воды, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря»(Исх. 15; 1–19). Слава и ныне.

Песнь 2 (поется только по вторникам Великого поста). «Внимай, небо: я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется, как дождь, учение мое, как роса–речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. Имя Господа прославлю, воздайте славу Богу нашему. Он твердыня: совершенны дела Его и все пути Его праведны. Бог верен и нет неправды в Нем: Он праведен и истинен. Но они развратились пред Ним; они не дети Его но своим порокам, род строптивый и развращенный. Это ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленньй? Не Он ли Отец твой, который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя. Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе. Когда Всевышний давал уделы народам и рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых. Ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего. Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих: так Господь Один водил его и не было с ним чужого бога. Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы, маслом коровьим и молоком овечьим и жиром агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод. И ел Иаков и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел и ожирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями своими разгневали Его. Приносили жертвы бесам, а не Богу; богам, которых они не знали; новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы наши. А Заступника, родившего тебя, ты забыл и не помнил Бога, создавшего тебя. Господь увидел и вознегодовал и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей своих. И сказал: скрою лице Мое от них, и увижу, какой будет конец их, ибо они род развращенный, дети, в которых нет верности. Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их, ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнюю, поедает землю и произведения ее, и попаляет основания гор. Соберу из них бедствия и истощу на них стрелы Моя. Будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле. Извне будет губить их меч, а в домах ужас — и юношу и девицу, и грудного младенца и покрытого сединою старца. Я сказал бы: «Рассею их и изглажу из среды людей память о них»; но отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили и не сказали: наша рука высока, и не Господь сделал все сие. Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет! Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их! Ибо заступник их не таков, как наш Заступник; сами враги наши судьи в том. Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов. Не сокрыто ли это у Меня? не запечатано ли в хранилищах Моих? У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них. Но Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится, когда Он увидит, что рука их ослабела и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне. Тогда скажет Господь: где боги их, твердыня, на которую они надеялись, которые ели тук жертв их и пили вино возлияний их. Пусть они восстанут и помогут вам, пусть будут для вас покровом. Видите ныне, видите, что это Я, Я и нет Бога, кроме Меня. Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей. Я под'емлю к небесам руку Мою и клянусь десницею Моею и говорю: живу Я во век. Когда изострю сверкающий меч Мой и рука Моя примет суд, то отомщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам. Упою стрелы Мои кровию и меч Мой насытится плотию, кровью убитых и пленных, головами начальников врага. Веселитесь, небеса, вместе с Ним и поклонитесь Ему, все Ангелы Божии. Веселитесь, язычники, с народом Его и да укрепятся все сыны Божий, ибо Ои отмстит за кровь рабов Своих и воздаст мщение врагам Своими ненавидящим Его воздаст и очистит Господь землю Свою и народ Свой»(Втор. 32; 1–43).

П. 3: «Возрадовалось сердце мое в Господе, вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь Святого, как Господь, ибо нет другого, кроме Тебя, и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших, ибо Господь есть Бог ведения и дела у Нега взвешены. На 14: «Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою». На 13: «Сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают». На 12: «Даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает». На 11: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит». На 10: «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает». На 9: «Из праха под'емлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основание земли и Он утвердил на них вселенную». На 8: «Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают, ибо не силою крепок человек». На 7: «Господь сотрет препирающихся с Ним, с небес возгремит на них, Господь свят». На 6: «Да не хвалится мудрый мудростью своею и да не хвалится сильный силою своею и да не хвалится богатый богатством своим». На 5: «Но желающий хвалиться, да хвалится тем, что разумеет и знает Господа». На 4: «Господь будет судить концы земли». На 3: «И даст крепость Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего»(1 Цар. 2; 1–10). Слава и ныне.

П. 4: «Господи, услышал я слух Твой и убоялся. Господи, соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. Бог от Фемана грядет и Святой–от горы Фаран. Величие Его покрыло небеса и земля наполнилась славою Его. Блеск ее, как солнечный свет; от руки Его лучи и здесь тайник Его силы. Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его–жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой. Разве на реки–негодование Твое, или на море– ярость Твоя, что Ты взошел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные. Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего». На 14: «Ты сокрушаешь голову нечестивого дома, обнажая его от основания до верха». На 13 «Ты пронзаешь копьями его голову, вождя его, когда они, как вихрь, ринулись разбить Меня, в радости, как бы думая скрытно поглотить бедного». На 12: Ты с конями Твоими проложил путь по морю через пучину великих вод». На 11: «Я услышал и вострепетала внутренность моя; при вести об этом задрожали уста мои». На 10: «Боль проникла в кости мои и колеблется место подо мною». На 9: «А я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его». На 8: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах». На 7: «И маслина изменила и нива не дала пища». На 6:«Хотя не стало бы овец в загоне и рогатого скота в стойлах». На 5 «Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». На 4: «Господь– Бог–сила моя, Он сделает ноги мои, как у оленя» На 3. «И на высоты мои возведет меня». (Авв. 3; 2– 19). Слава и ныне.

П5: «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду я буду искать Тебя с раннего утра во внутренности моей, ибо, когда суды Твои совершаются земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде; будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа». На 14: «Господи, рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее». На 13. «Увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих». На 12 «Господи, Ты даруешь нам мир, ибо и все дела наши Ты устраиваешь для нас». На 11: «Господи Боже наш, другие владыки, кроме Тебя, господствовали над нами, но через Тебя только мы славим имя Твое». На 10: «Мертвые не оживут, рефаимы (великаны) не встанут». На 9: «Потому что Ты посетил и истребил их и уничтожил всякую память о них». На 8: «Ты умножил народ, Господи, умножил народ; прославил Себя, распространил все Пределы земли». На 7: «Господи, в бедствии о л искал Тебя, изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его». На 6: «Как беременная женщина при наступлении родов мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи». На 5: «Были беременны, мучились и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле и прочие жители вселенной не пали. На 4: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела. Воспряньте к торжествуйте, поверженные в прахе». На 3: «Ибо роса Твоя–роса растений, и земля извергнет мертвецов». (Ис. 26; 9–19) Слава и ныне.

П. 6: На 14: «К Господу воззвал я в скорби моей и Он услышал меня». На 13: «Из чрева преисподней я возопил й Ты услышал голос мой». На 12: «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря и потоки окружили меня». На 11: «Все воды Твои и волны Твои проходили надо мною». На 10: «И я сказал: отринут я от очей Твоих; однако, я опять увижу святой храм Твой». На 9: «Об'яли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя». На 8: «До основания гор я нисшел, земля своими запорами на век заградила меня». На 7: «Но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада». На 6: «Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе». На 5: «И молитва моя дошла до Тебя, до храма Святого Твоего». На 4: «Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного Своего». На 3: «А я голосом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал–исполню; у Господа–спасение». (Ионы 2; 3–10). Слава и ныне.

П. 7: «Благословен Ты, Господи, Боже Отцев наших, хвально и прославлено имя Твое во веки. Ибо праведен, Ты во всем, что сделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святой город отцев наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за наши грехи. Ибо согрешили мы и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было. И все, что Ты извел на нас, и все, что Ты сделал с нами, сделал по истинному суду. И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников и царю неправосудному и злейшему на всей земле. И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя. Но не предай нас навсегда ради имени Твоего и не разрушь завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля святого Твоего, которым Ты говорил, что, умножишь потомство их, как звезды небесные и как песок на берегу моря. Мы умалены, Господи, более всех: народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши. И нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обресть милость Твою. Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты. Как при всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе; ибо нет стыда уповающим на Тебя. И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего. Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей. И избавь нас силою чудес Твоих и дай славу имени Твоему, Господи. И да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло; и да постыдятся со всем могуществом и сила их да сокрушится; и да познают, что Ты Господь Бог Один и славен по всей вселенной. А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом». На 14: «И поднимался пламень над печью на сорок девять локтей». На 13. «И вырывался и сожигал тех из халдеев, которых достигал около печи». На 12: „ Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним. И выбросил пламень огня из печи». На 11: «И сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер». На 10: «И огонь нисколько не прикоснулся к ним и не повредил им и не смутил их». На 9: «Тогда эти трое, как бы одними устами воспели в печи и благословили и прославили Бога». На 8: «Благословен Ты, Господи, Боже отцев наших, и хвальный и превозносимый во веки». На 7: «И благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки». На 6: «Благословен Ты в храме святой славы Твоей и прехвальный и преславный во веки». На 5: «Благословен Ты, видяший бездны, восседающий на Херувимах, и прехвальный и превозносимый во веки». На 4: «Благословен Ты на престоле славы царства Твоего и прехвальный и превозносимый во веки». На 3: «Благословен Ты на тверди небесной м прехвальный и превозносимый во веки». (Дан. 3; 26–56). Слава и ныне.

П. 8: «Благословите, все творения Господни, Господа, воспевайте и превозносите Его во веки. Благословите, Ангелы Господни, небеса, Господа, воспевайте и превозносите Его во веки. Благословите Господа, все воды, которые, превыше небес, все силы Господни, Господа воспевайте и превозносите Его во веки. Благословите, солнце и луна, звезды небесные, Господа воспевайте и превозносите Его во веки. Благословите, всякий дождь и роса, все ветры, Господа воспевай re и превозносите Его во веки». На 14: «Благословите, огонь и жар, холод и зной, Госиода воспевайте и превозносите Его во веки». На 13: «Благословите, лед и мороз, иней и снег, Господа воспевайте и превозносите Его во веки». На 12: «Благословите, росы и иней, ночи и дни. Господа воспевайте и превозносите Его во веки». На 11: «Благословите, свет и тьма, молнии и облака, Господа воспевайте и превозносите Его во веки». На 10: «Благословите, земля, горы и холмы и все произрастения на земле, Господа воспевайте и превозносите Его во веки». На 9: «Благословите, источники, моря и реки, киты и все движущееся в водах, Господа воспевайте и превозносите Его во веки». На 8: «Благословите, все птицы небесные, звери и весь скот, Господа воспевайте и превозносите Его во веки». На 7: «Благословите, сыны человеческие; благослови, Израиль; Господа воспевайте и превозносите Его во веки». На 6: «Благословите, священники Господни, рабы Господни, Господа воспевайте и превозносите Его во веки». На 5: Благословите, духи и души праведных, праведные и смиренные сердцем, Господа воспевайте и превозносите Его во веки». На 4: «Благословите, Анания, Азария к Мисаил, Господа воспевайте и превозносите Его во веки». На 3: «Благословите, Апостолы, пророки и мученики Господни, Господа воспевайте и превозносите Его во веки». (Дан. 3; 57–88). Слава и ныне.

П. 9. На 12: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему и воздвиг силу спасения нам в дому Давида, Отрока Своего.» На 11: «Как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих». На 10: «Что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас». На 9: «Сотворит милость с отцами нашими и вспомнит святой завет Свой». На 8: «Клятву, которою клялся он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших». На 7: «Служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей». На 6: «И ты, Младенец, наречешься пророком Всевышнего; ибо предвидеть пред лицем Господа приготовить пути Ему». На 5: «Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их». На 4: «По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас восток свыше просветить сидящих во тьме и тени смертной». На 3: «Направить ноги наши на путь мира»(Лук. 1; 68–79). Слава и ныне.

В понедельник на 6 часе прокимен 1, гл. 4

«Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Стих: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных»(Пс. 1; 6. 1). Прокимен 2, гл. у: «Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом». Стих: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное»«(Пс. 2; 11. 1).

На вечерне: Стихиры на «Господи воззвах», гл. 1: 1. «Всякий грех я совершил, всех превзошел в распутстве; если бы захотел покаяться, нет у меня потоков слез; если же и ныне буду беспечно жить, то заслуживаю вечной муки. Но Один Милосердный Боже, дай мне силы к исправлению и помилуй меня». 2. «Даруй мне, Христе, дождь слез в прекрасные дни поста, чтобы мне оплакать и омыть скверну удовольствий и явиться пред Тобою очищенным, когда Ты, Небесный Судия–Господи, придешь судить людей, как Судия и Один Праведньй». 3. «Приидите верующие, с усердием: отстраним всякое ухищрение вражеского обмана, имея, как щит, несокрушимое оружие поста; не будем услаждаться удовольствиями страстей, не будем бояться огня искушений, за которые Человеколюбивый Христос увенчает нас наградами терпения. Поэтому, с упованием молясь, будем припадая взывать, испрашивая мира и великой милости нашим душам».

Прокимен, гл. 6: 1. «От Господа спасение, над народом Твоим благословение Твое». Стих: «Господи, как умножились враги мои» (Пс. 3; 9. 2). 2. Гл. у «Господь услышит меня, когда я буду взывать к Нему. Стих: «Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей» (Пс. 4; 4. 2).

Стихира на стиховне, гл. у «Будем поститься постом приятным и угодным Богу. Истинный же пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать язык свой, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы. Воздержание от всего этого и есть истинный и приемлемый Богом пост».

На великом повечерии великий канон святого Андрея Критского.

Перед каждым тропарем канона припев: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». Ежедневно до четверга в конце каждой песни читаются положенные в четверг: «Слава; Троичен; и ныне; Богородичен». После же 6 песни поется кондак: «Душа моя, душа моя…» (см. четверг после 6 песни).

Песнь 1. Ирмос: «Помощник и Покровитель явился мне ко спасению; Он–мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился».

Тропари в понедельник первой недели: 1. С чего начну оплакивать деяния моей несчастной жизни? Какое начало положу, Христе, настоящему сетованию? Но Ты, как Милосердный, даруй мне оставление прегрешений». 2. «Прийди, несчастная душа, с своею плотию, исповедуйся Создателю всего, воздержись, наконец, от прежнего безрассудства и с раскаянием принеси Богу слезы». 3. «Подражая в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, вечного царства и блаженства за мои грехи». 4. «Горе мне, моя несчастная душа, для чего ты уподобилась первозданной Еве. Ты посмотрела худо, уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила бессмысленного плода». 5. «Вместо чувственной Евы восстала во мне Ева мысленная — плотской страстный помысл, представляющий приятное, но при вкушении всегда напояющий горечью». 6. «Достойно изгнан был из Едэма Адам, как не сохранивший одной заповеди Твоей, Спаситель. Что же должен претерпеть я, нарушающий непрестанно Твои животворные повеления?».

Во вторник первой недели. 7. «Превзошел я Каиново убийство: сознательным произволением, через оживление греховной плоти, я сделался убийцею души, вооружись против нее моими злыми делами». 8. «Авелевой праведности, Иисусе, я не подражал, никогда не приносил Тебе приятных дтров, ни дел богоугодных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной». 9. «Как Каин, так и мы с тобою, несчастная душа, принесли Создателю взего жертву порочную–дела нечистые и жизнь невоздержанную; поэтому мы и осуждены». 10. «Оживотворивши глину, как горшечник, Ты даровал мне плоть и кости, дыхание и жизнь; но, Творец мой, Искупитель мой и Судия, прийми меня кающегося». 11. «Пред Тобою, Спаситель, открываю грехи, сделанные мною, и раны души я тела моего, которые злодейственно нанесли мне внутренние убийственные помыслы». 12. «Хотя я и грешен, Спаситель, но знаю, что Ты человеколюбив; наказываешь с состраданием и милуешь с пламенною любовию, взираешь на плачущего и спешишь, как Отец, призвать сына блудного».

В среду первой недели. 13. «С юности я нарушил заповеди Твои, Спаситель; всю жизнь провел в страстях, беспечности и нерадении. Поэтому взываю к Тебе, Спаситель: хотя при конце спаси меня». 14. «Поверженного вред вратами Твоими, Спаситель, хотя в старости не низринь меня в ад, как невоздержного, но прежде конца даруй мне оставление предрешений, как Человеколюбец». 15. «Расточив богатство мое в распутстве, Спаситель, я чужд плодов благочестия, но, чувствуя голод, взываю: Отец Милосердный, поспеши, и умилосердись надо мною». 16. «По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам: теперь я весь изранен ими, покрыт язвами, но, Ты, Сам Христос Спаситель, прийди и исцели меня». 17. «Священник, заметив меня, прошел мимо, и левит, видя меня в беде, обнаженного, презрел; но Ты, воссиявший от Марии Иисусе, прийди и умилосердись надо мною». Марии… (см. ниже после 22).

В четверг первой недели. 18. «Агнец Божий, взявший грехи всех, сними с меня тяжкое бремя греховное и, как Милосердный, даруй мне слезы умиления». 19. «К Тебе припадаю, Иисусе, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною; сними с меня тяжкое бремя греха и, как Милосердный, даруй мне слезы умиления». 20. «Не входи со мною в суд, взвешивая мои дела, исследуя слова и обличая стремления, но по Твоим щедротам, презирая мои злодеяния, спаси меня, Всесильный». 21. Во время покаяния: к Тебе прихожу., моему Создателю, возьми с меня тяжкое бремя греховное и, как Милосердный, даруй мне слезы умиления». 22. «Расточив в грехе духовное богатство, я чужд святых добродетелей, но, чувствуя голод, взываю: Источник милости, Господи, спаси меня». Марии: «Даруй мне, Мария, ниспосланную тебе свыше Божественным Промыслом светозарную благодать — избегнуть мрака страстей и усердно воспеть прекрасные подвиги твоей жизни». Марии: «Покорившись божественным заповедям Христа, ты предалась Ему, оставив необузданные стремления к удовольствиям, и все добродетели, как одну, исполнила со всем благоговением». Троичен: «Пресущественная Троица, наклоняемая в одном существе, сними с меня тяжкое бремя греховное, и, — как Милосердная, даруй мне слезы умиления». Богородичен. «Богородица, надежда и защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжкое бремя греховное, и, как Владычица Чистая, прийми меня, кающегося1».

П. 2. И: «Внемли, небо, я возвещу и воспою Хряста, пришедшего во плоти от Девы».

Тропари в понедельник первой недели. «Внемли, небо; я буду возвещать; земля, услышь голос, кающийся Богу и воспевающий Его». 2. «Воззри на меня, Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим взором и прими мою пламенную исповедь». 3. «Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред Тобою; не, как Бог, сжалься, Спаситель, над Твоим созданием». 4. «Отобразив в себе безобразие страстей, сластолюбивыми стремлениями исказил я красоту ума». 5. «Буря зла окружает меня, Милосердный Господи, но, как Петру, и мне Ты простри руку». 6. «Осквернил я одежду плоти моей и очернил в себе, Спаситель, то, что было создано но Твоему образу и подобию». 7. «Помрачил я красоту души страстными удовольствиями и весь ум совершенно превратил в прах». 8. «Разодрал я первую одежду мою, которую вначале соткал мне Создатель, и оттого лежу обнаженным». 9. «Облекся я в разодранную одежду, которую соткал мне змей коварством, и стыжусь». 10. «Как блудница, и я проливаю слезы, Милосердный; помилуй меня, Спаситель, по благоснисхождению Твоему». 11. «Взглянул я на красоту дерева и прельстился в уме; оттого лежу обнаженным н стыжусь». 12. «На хребте моем пахали все вожди страстей, проводя вдоль по мне свое беззаконие».

Во вторник первой недели. 13. «Кожаные одежды сшил грех и мне, сняв с меня прежнюю Богом сотканную одежду». 14. «Облекся я одеянием стыда, как листьями смоковницы, в обличение самовольных страстей моих». 15. «Оделся я в одежду, постыдно запятнанную и окровавленную нечистотою страстной и сластолюбивой жизни». 16. «Подвергся л мучению страстей и вещественному тлению и оттого ныне враг угнетает меня». 17. «Предпочтя нестяжательноети жизнь, привязанную к земным вещам и любостяжательную, Спаситель, я теперь нахожусь под тяжким бременем». 18. «Украсил я кумир плоти разноцветным одеянием гнусных помыслов и подвергаюсь осуждению». 19. «Усердно заботясь об одном внешнем благолепии, я пренебрег внутренней скинией, устроенной по образу Божию». 20. «В страстях погрузил я, Спаситель, красоту первобытного образа; ее, как некогда драхму. Ты взыщи и найди». 21. у Согрешил, взываю к Тебе, как блудница, один я согрешил пред Тобою; прийми, Спаситель, и от меня слезы вместо мира». 22. «Умилостивись, как мытарь взываю к Тебе, будь милостив ко мне, Спаситель, ибо, как никто из потомков Адамовых, я согрешил пред Тобою».

В среду первой недели. 23. «От невоздержания, как Давид, я наг и осквернился, но омой и меня, Спаситель, слезами». 24. «Ни слез, ни покаяния, ни умиления нет у меня; Сам Ты, Спаситель, как Бог, даруй мне это». 25. «Погубил я первозданную красоту к благообразие мое и теперь лежу обнаженным и стыжусь». 26. «Господи, Господи, в то время не затвори предо мною Твоей двери, но отвори ее для меня, кающегося Тебе». 27. «Внемли, Спаситель, стенаниям души моей, прийми слезы очей моих и спаси меня». 28. — «Человеколюбец, желающий всем спасения, Ты призови меня и прийми, как Благий, кающегося». Троичен: «Воспеваю Тебя, Одного в трех лицах Бога всех, Отца и Сына и Святого Духа». Богородичен: «Пречистая Богородица Дева, Ты Одна всеми воспеваемая, усердно моля о нашем спасении \

Второй ирмос: «Видите, видите, что Я–Бог, в древности ниспославший с неба манну и источивншй воду из камня народу Моему в пустыне–одним Своим всемогуществом».

Тропари. В среду первой недели. 1. «Видите, видите, что Я–Бог». Внимай, душа моя, так взывающему Господу, оставь прежний грех и убойся, как праведного Судию и Бога». 2. «Кому уподобилась ты, многогрешная душа, как не первому Каину и тому же Ламеху, жестоко поразив тело злодеяниями и убив ум безрассудными стремлениями». В. «Имея в виду всех, живших до закона, душа, ты не уподобилась Сифу, не подражала Еносу, ни Еноху через переселение духовное, ни Ною, но оказалась чуждою жизни праведных». 4. «Ты одна, душа моя, открыла бездны гнева Бога своего и потопила, как землю, всю плоть и дела и жизнь, и осталась вне спасительного ковчега». Марии… (см. ниже, после 9).

В четверг первой недели. 5. «Мужа убил я, сказал Лаъех, в язву себе, и юношу–в рану себе, взывал он, рыдая; ты же, душа моя, не трепещешь, осквернив тело и помрачив ум». 6. «Ты умудрилась, душа, устроить столп и воздвигнуть твердыню своими вожделениями, но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю твои построения». 7. О, как уподобился я древнему убийце Ламеху, убив душу, как мужа, ум– как юношу, и подобно убийце Каину–тело мое, как брата, сластолюбивыми стремлениями», 8. «Господь некогда пролил дождем огонь от Господа, чтобы попалить неистовое беззаконие содомлян; а ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором должна будешь гореть». 9. «Изранен я, из'язвлен; вот стрелы врага, пронзившие душу мою и тело; вот раны, язвы и струны вопиют об ударах самопроизвольных страстей моих». Марии: «Утопая в бездне зла, ты простерла, Мария, руки свои к Милосердному Богу, и Он, всячески ища твоего обращения, человеколюбиво подал тебе, как Петру, Божественную руку». Марии: «Оставив прежний путь греха, ты со всем усердием и любовию прибегла ко Христу, живя в непроходимых пустынях и в чистоте исполняя Божественные Его заповеди». Троичен: Безначальная, несозданная Троица, нераздельная Единица, прийми меня, кающегося, спаси согрешившего; я–Твое создание; не презри, но пощади и избавь меня от осуждения в огонь». Богородичен: «Пречистая Владычица, Богородительница, надежда прибегающих к Тебе и пристанище обуреваемых; Твоими молитвами преклони на милость и ко мне Милостивого Творца и Сына Твоего».

П. 3. И: «На неподвижном камне заповедей Твоих, Христе, утверди мое помышление».

Тропари. В понедельник первой недели. 1. «Пролив дождем огонь от Господа, Господь попалил некогда землю содомлян». 2. «Спасайся на горе, душа, как праведный Лот, и спеши укрыться в Сигор». 3. «Беги, душа, от пламени; беги от горящего Содома; беги от истребления огнем Божественным». 4. «Согрешил я один пред Тобою, согрешил более всех, Христос Спаситель; не презирай меня». 5. «Ты — Пастырь Добрый, отыщи меня–агнца и не презирай меня, заблудившегося». 6. «Ты — вожделенный Иисус; Ты — Создатель кой; Тобою, Спаситель, я оправдаюсь». 7. «Исповедаюсь Тебе, Спаситель; согрешил я, согрешил пред Тобою, но отпусти, прости меня, как Милосердный». Троичен: «О, Троица, Единица, Боже, спаси нас от обольщения, от искушений и опасностей». Богороди–чен: «Радуйся, чрево, вместившее Бога; радуйся, Престол Господень; радуйся, Матерь Жизни нашей».

Второй ирмос: «Утверди, Господи, на камне заповедей Твоих поколебавшееся сердце мое, ибо Ты — Один Свят и Господь».

Тропари. Во вторник первой недели. 1. «В Тебе, Разрушитель смерти, нашел я источник жизни и прежде кончины взываю к Тебе от сердца моего: согрешил я, умилостивись, спаси меня». 2. «Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобою; смилуйся надо мною, ибо нет грешника между людьми, которого я не превзошел бы прегрешениями». 3. «Я подражал, Спаситель, развращенным современникам Ноя и наследовал осуждение их на потопление в потопе». 4. «Подражая отцеубийце Халу, ты, душа, не прикрыла срамоты ближнего с лицом, обращенным назад». 5. «Беги, душа моя, от пламени греха, как Лот; беги от Содома и Гоморры; беги от огня всякого безрассудного пожелания». 6. «Помилуй, Господи, взываю к Тебе, помилуй меня, когда придешь с Ангелами Своими воздать всем по достоинству дел их».

В среду первой недели. 7. «Симова благословения не наследовала ты, несчастная душа, не получила, подобно Иафету, обширного владения на земле–прощения грехов». 8. «Удались, душа моя, от земли Харран –от греха; иди в землю, источающую вечно–живое нетление, которую наследовал Авраам». 9. «Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил землю отеческую и слетался странником; подражай его решимости». 10. «Угостив Ангелов под дубом Маврийским, патриарх на старости получил, как добычу, обещанное». 11. «Змая, бедная душа моя, как Исаак принесен таинственно в новую жертву всесожжения Господу, подражай его решимости». 12. иТы слышала, душа моя, что Измаил был изгнан, как рожденный рабою, бодрствуй, смотри, чтобы и тебе пе потерпеть

чего–либо подобного за сладострастие». Марии…..

(см. ниже, после 18).

В четверг первой недели. 13. «Древней Агари египтянке уподобилась ты, душа, порабощенная своим произволом, родив нового Измаила–дерзость». 14. «Ты знаешь, душа моя, о лестнице с земли до небес, показанной Иакову; почему же ты не избрала безопасного восхода–благочестия?«15. «Подражай священнику Божию и царю одинокому Мельхиседеку, образу жизни Христа среди людей в мире». 16. «Обратись и воздыхай, несчастная душа, прежде нежели кончится торжество жизни, прежде чем Господь затворит дверь брачного чертога». 7. «Не сделайся соляным столпом, душа, обратившись назад; да устрашит тебя пример содомлян; спасайся на гору в Сигор». 18. «Не отвергни моления воспевающих Тебя, Владыка, но умилосердись, Человеколюбец, и просящим с верою дай прощение». Марии: «Окружен я, матерь, бурею и сильным волнением согрешений, но ты сама ныне спаси меня и приведи к пристанищу Божественного покаяния». Марии: «Усердное моление и ныне принеси, преподобная, к милосердной Богородице, и своими молитвами открой мне вход к Богу». Троичен: «Троица простая, несозданная, Существо безначальное, в троичности лиц воспеваемое, спаси нас, с верою поклоняющихся силе Твоей». Богородичен: «Ты, Богородительиица, без мужа родила во времени Сына, от Отца вне времени Родившегося, и–дивное чудо: питая молоком, пребыла Девою'.

П. 4. И: «Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал; услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи».

Тропари. В понедельник первой недели. 1. Не презри творений Твоих, не оставь создания Твоего, Праведный Судия, ибо хотя я, как человек, один согрешил, более всякого человека, но Ты, Человеколюбец, как Господь всего мира, имеешь власть отпускать грехи». 2.. Конец приближается, душа, приближается, и ты не заботишься, не готовишься; время сокращается; встань: Судия уже близко–при дверях; время жизни проходит, как сновиденье, как цвет. Для чего мы напрасно суетимся». 3. «Пробудись, душа моя, размысли о делах своих, которые ты сделала, представь их пред -своими очами и пролей капли слез твоих, безбоязненно открой Христу дела и помышления твои и оправдайся». 4. «Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в котором я не был бы виновен, Спаситель, умом и, словом и произволением, согрешив и намерением и мыслию и делом так, как никто другой никогда»'. 5. «Потому и обвиняюсь, потому и осуждаюсь я, несчастный, своею совестью, строже которой нет ничего в мире; Судия, Искупитель и Испытатель мой, пощади, избавь и спаси меня, раба Твоего». 6. «Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием на восхождение делами, на возвышение? разумом, душа моя; поэтому, если хочешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, то обновляйся». 7. «Патриарх по нужде терпел дневной зной и переносил ночной холод, ежедневно сокращая время, пася стадо, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены» 8. «Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадную– деятельность, а под Рахилью, как полученную через многие труды–разумение, ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не усовершенствуются».

Во вторник первой недели. 9. «Бодрствуй, душа моя, будь мужественна, как великий из патриархов, чтобы приобрести тебе л ело по разуму, чтобы обогатиться умом, видящим Бога, и проникнуть неприступный мрак в созерцании и получить великие сокровища». 10. «Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей, как ступени, а свои шаги, как восхождение вверх». 11. «Подражая ненавистному Исаву, душа, ты отдала соблазнителю своему первенство первоначальной красоты и лишилась отеческого благословения и, несчастная, пала дважды, деятельностью и разумением; поэтому ныне покайся». 12. «Исав назван Едомом за крайнее пристрастие к женолюбию; он непрестанно, разжигаясь невоздержанием и оскверняясь любострастием, назван Едомом, что значит–распадение грехолюбивой души». 13. «Слышав об Иове, сидевшем на гноище, ты, душа моя, не подражала ему в мужестве, не имела твердой воли во всем, что узнала, что видела, что испытала, но оказалась нетерпеливою». 14. «Бывший прежде на престоле, теперь–на гноище, обнаженный ж избавленный; имевший многих детей и знаменитый, вдруг стал бездетным и бездомным; гноище считал он своим чертогом и язвы–драгоценными камнями».

В среду первой недели. 15. «Тело мое я осквернил, дух загрязнил, весь я из'язвлен, но Ты, Христос, как Врач, уврачуй и то другое моим покаянием, омой, очисти, убели, яви чище снега, мой Спаситель»”. 16. «Тело Свое и Кровь, Слово, Ты принес в жертву за всех при распятии; Тело, чтобы воссоздать меня; Кровь, чтобы омыть меня, и Дух Ты предал, Христос, чтобы привести меня к Отцу Твоему». 17. «Посреди земля Ты устроил спасение, Милосердный, чтобы мы спаслись; Ты добровольно распялся на древе; Едем открылся, Тебе поклоняются небесные и земные н все спасенные народы». 18. «Из бока Твоего Кровь и вместе Вода, источившая оставление грехов, дг будет мне омовением и питием, чтобы мне тем и другим очищаться, помазуясь и напояясь животворными Твоими словами, как мазью и питием». 19, «Церковь имеет Чашу в живоносном ребре Твоем, Спаситель наш, из которого проистек нам двойной поток оставления грехов и разумения, в образ обоих заветов, Ветхого и Нового–вне брачного чертога, лишен и брака и вечери; светильник, будучи без елея, погас;«чертог во время моего сна закрыт, вечеря кончена; а я, связанный но рукам и ногам, извержен вон».

В четверг первой недели. 21. «Время жизни моей кратко и исполнено огорчений и пороков, но прийми меня в покаянии и призови к познанию истины, чтобы не сделаться мне добычею и пищею врага; Ты Сам, Спаситель, умилосердись надо мною». 22. «Человек, облеченный царским достоинством, венцом и багряницей, много имевший и справедливый, изобиловавший богатством и стадами, вдруг потерял богатство, славу и царство, сделавшись нищим». 23. «Если он, будучи праведным и безукоризненным больше всех, не избежал козней и сетей обольстителя диавола, то что сделаешь ты, грехолюбивая несчастная душа, когда что–либо неожиданное постигнет тебя». 24. «Высокомерен я ныне на словах, дерзок и в сердце, напрасно и тщетно; не осуди меня с фарисеем, но даруй мне смирение мытаря и к нему причисли меня, Один Милосердный и Правосудный». 25. Знаю, Милосердный, согрешил я, осквернив сосуд плоти моей; но прийми меня в покаянии и призови к познанию истины, чтобы не сделаться мне добычею и нишею врага; Сам Ты, Спаситель, умилосердись надо мною». 26. «Истуканом я сделал сам себя, исказив душу свою страстями, Милосердний; но прийми меня в покаянии и призови к. познанию истины, чтобы не сделаться мне добычею и пищею врага. Сам Ты, Спаситель, умилосердись надо мною». 27. «Не послушал я голоса Твоего, нарушив Писание Твое, Законодатель; но приими меня в покаянии и призови к познанию истины, чтобы не сделаться мне пищею врага; Сам Ты, Спаситель, умилосердись надо мною». Марии: «Имея во плоти образ жизни бесплотных, Преподобная, ты поистине получила величайшую благодать от Бога; за почитающих тебя ты искренне ходатайствуешь; поэтому молим тебя, избавь нас твоими молитвами от всяких искушений». Марии: «Увлекшись в глубину великих пороков, ты, Мария, не иогрязла в ней, но высшим помыслом через деятельность явно поднялась до совершенной добродетели, дивно изумил ангельскую природу». Троичен «Нераздельным по существу, неслиянным по лицам богословски исповедую Тебя, Троичное Единое Божество, соцарственное и сопрестолыюе; возглашаю Тебе великую песнь в небесных обителях троекратно воспеваемую»” Богородичен: «И рождаешь Ты и остаешься Девою, в обоих случаях сохраняя по естеству девство. Рожденный Тобою обновляет закон природы, а девственное чрево рождает; когда хочет Бог то нарушается порядок природы, ибо Он творит, что хочет»”

П. 5. И: «От ночи бодрствующего, просвети меня, молю, Человеколюбец, руководствуй меня в повелениях Твоих и научи меня, Спаситель, исполнять волю Твою».

Тропари. В понедельник первой недели. 1. «Жизнь свою я постоянно проводил в ночи, ибо мраком и глубокою мглою была для меня ночь греха; но покажи меня сыном дня, Спаситель». 2. «Подобно Рувиму я, несчастный, совершил преступное и беззаконное дело пред Всевышним Богом, осквернив мое ложе, как тот–отчее». 3., Исповедуюсь Тебе, Христос–Царь: согрешил я, согрешил, как некогда братья, продавшие Иосифа–плод чистоты и целомудрия». 4. «Сродниками предана душа праведная; возлюбленный продан в рабство, прообразуя Господа; а ты, душа, сама всю продала себя своим порокам». 5. «Подражай праведному Иосифу и уму его целомудренному, несчастная и невоздержанная душа, не оскверняйся и не беззаконствуй всегда безрассудными стремлениями». 6. «Владыка Господи, Иосиф был некогда во рву, но в прообраз Твоего погребения и воскресения; принесу ли когда– либо что подобное Тебе я?».

Во вторник первой недели. 7. «Ты слышала, душа, о корзинке с Моисеем, в древности носимом водами в волнах реки, как в чертоге, избегшим горестного последствия замысла фараонова». 8. «Если ты слышала, несчастная душа, о бабках, некогда умерщвлявших новорожденных младенцев мужеского пола, этот образ целомудренной деятельности, то, подобно великому Моисею, будь младенцем, сосущим премудрость»; 9. «Подобно великому Моисею, поразившему египтянина, ты не умертвила, несчастная душа, гордого ума. Как же, скажи, вселишься ты в пустыню от страстей через покаяние?«10. «Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его жизни, чтобы и тебе увидеть в терновом кусте явление Бога». 11. «Изобрази, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий пучину, в знамение Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое». 12. «Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный; Офни и Финеос принесли, как ты, душа, отчужденную от Бога нечистую жизнь».

В среду первой недели. 13. «По упорству я стал, как жестокий нравом Фараон, по душе и по телу я– Ианний и Иамврий, и по уму погрязший, но помоги мне, Владыка». 14. «Загрязнил я, несчастный, свой ум, но омой меня, Владыка, в купели слез моих, молю Тебя, и убели, как снег, одежду моей плотя». 15. «Когда исследую дела свои, Спаситель, то вижу, что превзошел я грехами всех людей, ибо я грешил с разумным сознанием, а не по неведению». 16. «Пощади, Господи, пощади создание Свое: я согрешПл, прости мне, ибо Ты один чист по природе и, кроме Тебя, никто другой не чужд нечистоты». 17. „ Будучи Богом, Ты, Спаситель, принял ради меня мой образ и совершая чудеса, исцелял прокаженных, укреплял расслабленных, остановил кровотечение у кровоточивой прикосновением к одежде. Марии… (см. ниже, после 20).

В четверг первой недели. 18. «Подражай, душа, скорченной жене, прийди, припади к ногам Иисуса, чтобы Он исправил тебя и ты могла ходить прямо по стезям Господним». 19. «Если Ты — и глубокий колодец, Владыка, то источи мне струи из пречистых ребр Своих, чтобы я, как самарянка, испив, уже не жаждал, ибо Ты источаешь потоки жизни». 20. «Силоамом да будут мне слезы мои, Владыка Господи, чтобы и мне омыть очи сердца и умственно созерцать Тебя, Свет Предвечный». Марии: «С чистой любовию возжелав поклониться Древу Жизни, всеблаженная, ты сподобилась желаемого; удостой же и меня достигнуть высшей славы». Марии: «Ты перешла Иорданский Поток и приобрела безболезненный покой, оставив плотское удовольствие, от которого избавь и нас своими молитвами, Преподобная». Троичеп: «Тебя, Пресвятая Троица, прославля?м за Одного Бога: Свят, Свят; Свят Ты, Отец, Сын и Дух, простое Существо, Единица вечно поклоняемая». Богородичен: «В Тебе, нетленная безмужная Матерь–Дева, сотворивший мир Бог облекся в мой состав и соединил с Собою человеческую природу».

П. 6. И: «От всего сердца моего воззвал я к Милосердному Богу и Он услышал меня из ада преисподнего и спас жизнь мою от погибели».

Тропари. В понедельник первой недели. 1. «Искренно приношу Тебе, Спаситель, слезы очей моих ш воздыхание из глубины сердца, взывающего: «Боже, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною». 2. ^Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафам и Авирон, но воззови из ада преисподнего: «Пощади», чтобы земная пропасть не поглотила тебя». 3. «Рассвирепев, как телица, ты, душа, уподобилась Ефрему, ао как серна спасай от тенет свою жязнь, окрылив ум деятельностью и созерцанием». 4. «Моисеева рука да убедит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокаженную жизнь, и не отчаивайся сама за себя, хотя и ты поражена проказою».

Во вторник первой недели. 5. «Волны грехов моих, Спаситель, обратившись, как в Чермном море, внезапно покрыли меня, как некогда египтян и их всадников». 6. «Не рассудителен твой выбор, душа, как у древнего Израиля, ибо ты безрассудно предпочла Божественний манне сластолюбивое пресыщение страстями». 7. «Колодцы хананейских помыслов, ты, душа, предпочла камню с источником, из которого река премудрости, как чаша, изливает струи богословия». 8. «Свиное мясо, котлы и пищу египетскую ты предпочла пище небесной, душа моя, как древний безрассудный народ в пустыне». 9. «Моисей, раб Твой, ударив, жезлом в камень, таинственно преобразовал животворное Твое ребро, Спаситель, из которого все мы почерпаем питие жизни». 10. «Подобно Иисусу Навину, исследуй, душа, и обозри обещанную землю, какова она, и поселись в ней путем исполнения закона.

В среду первой недели. И. «Восстань и побеждай плотские страсти, как Иисус Амалика, всегда побеждая и гаваонитян — обольстительные помыслы». 12. «Душа, Бог повелевает: перейди, как некогда Ковчег Иордан, текущее по своему существу время, и сделайся обладательницею обещанной земли». 13. «Как Ты спас Петра, воззвавшего, поспеши, Спаситель, спасти и меня, избавь меня от зверя, простерши руку Свою, и выведи из глубины греха». 14. Тихое пристанище вижу в Тебе, Владыка, Владыка Христос, поспеши же избавить меня от непроходимых глубин греха и отчаяния». Марии… (см. ниже, после 16).

В четверг первой недели. 15. «Я–драхма с царским изображением, которая в древности потеряна у Тебя, Спаситель, но, засветив светильник — Своего Предтечу, Слово, поищи и найди Свой образ». 16. «Восстань и низлагай плотские страсти, как Иисус Амалика, всегда побеждая и гаваонитян–обольстительные помыслы». Марии: «Чтобы угасить пламень страстей, ты, Мария, пылая душою, непрестанно проливала потоки слез, преизобилие которых дай и мне, рабу Твоому», Марии: гВозвышеннейшим образом жизни на земле ты, Матерь, приобрела небесное бесстрастие; поэтому ходатайствуй, чтобы воспевающие тебя избавились от страстей твоими молитвами». Троичен «Я–Троица простая, нераздельная, раздельная в лицах, и Единица, соединенная по существу; свидетельствует Отец, Сын и Божественный Дух». Богородичен: Чрево Твое родило нам Бога, принявшего наш образ; Его, как Создателя всего мира, моли, Богородица, чтобы по молитвам Твоим нам оправдаться».

Кондак, гл. 6: «Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий».

П. 7. И: «Мы согрешили, жили беззаконно, неправо поступали пред Тобою, но сохранили, не исполнили, что Ты заповедол нам; но не оставь нас до конца, Боже отцев».

Тропари. В понедельник первой недели. 1. Я согрешил, жил в беззакониях и нарушил заповедь Твою, ибо я рожден в гpexax и к язвам своим приложил еще раны, но Сам Ты помилуй меня, как Милосердный, Боже отцев». 2 «Тайны сердца моего я открыл пред Тобою, Судьею моим; воззри на смирение мое, воззри и на скорбь мою, обрати внимание на мое ныне осуждение и Сам помилуй меня, как Милосердный, Боже отцев». 3. «Саул, некогда потеряв ослиц своего отца, неожиданно с известием о них, получил царство; смотри же, душа, не забывайся, предпочитая свои скотские стремления Христову царству». 4. «Если богоотец Давид некогда и вдвойне согрешил, будучи уязвлен стрелою прелюбодеяния и поразив Урию копией жестокого убийства; но ты, душа моя, сама страдаешь более тяжко, нежели этими делами, произвольными стремлениями». 5. «Давид некогда присовокупил беззаконие к беззаконию, ибо с убийством соединил прелюбодеяние: но скоро принес и усиленное покаяние, а ты, душа, совершив болыше грехи, не раскаялась пред Богом». 6. «Давид некогда, изображая как бы на картине, начертал песнь, которой обличает совершенный им поступок, взывая: помилуй меня, ибо согрешил я вред Тобою Одним, Богом всех; Сам очисти меня».

Во вторник первой недели. 7. «Когда ковчег везли на колеснице, то Оза при совращении вола с дороги, за одно прикосновение испытал гнев Божий; но, душа, избегая его дерзости, благоговейно почитай Божественное». 8. «Ты слышала об Авессаломе, как от восстал на самую природу; знаешь гнусные его деяния, как он обесчестил ложе отца– Давида; но сама ты подражала его страстным и сластолюбивым порывам». 9, «Свободное свое достоинство ты, душа, подчинила своему телу, ибо, на шедши другого Ахитофела–врага, ты склонилась на его советы; но Сам Христос рассеял их, чтобы тебе удобнее спастись». 10. «Чудный Соломон, будучи исполнен дара премудрости, некогда сотворив злое пред Богом, отступил от Него; ему, душа, ты уподобилась своею жизнью, достойною проклятия». 11. «Увлекшись сластолюбивыми страстями своими, увы, осквернился любитель премудрости, возлюбив нечестивых жен и отчуждившись от Бога; ему, душа, сама ты подражала в уме постыдным сладострастием». 12. «Ты соревновала, душа, Ровоаму, нз послушавшему совета отеческого, и вместе злейшему рабу Иеровоаму, древнему мятежнику; избегай подражания им и взывай к Богу: согрешила я, умилосердись надо мною».

В среду первой недели. 13. «Ты, душа, добровольно вместила преступления Манассии, поставив вместо идолов страсти и умножив мерзости; но усердно подражай и его покаянию с чувством умиления». 14. «Ты подражала Ахаву в мерзостях, душа моя; увы, ты сделалась жилищем плотских нечистот и постыдным сосудом страстей; но вздохни из глубины своей и поведай Богу грехи свои». 15. «Заключилось небо для тебя, душа, и голод от Бога послан на тебя, как некогда на Ахава, за то, что не послушал слов Илии фесвитянина; но ты, подражая вдове Сарептской, напитай душу пророка». 16. «Илия попалил некогда дважды по пятьдесят служителей Иезавели, когда истребляй гнусных пророков ее во обличение Ахава; но ты, душа, избегай подражания обоим им и будь воздержна»Марии…. (см. ниже, после 20).

В четверг первой недели. 17. «Дни мои прошли как сновидение пробуждающегося; поэтому, подобно Езекии, я плачу на ложе своем, чтобы продлились годы моей жизни; но какой Исаия посетит тебя, душа, если не Бог всех». 18. «При падаю к Тебе и приношу Тебе со слезами, слова мои: согрешил я, как не согрешила блудница, и жил в беззакониях, как никто другой на земле; но умилосердись, Владыка, над созданием Своим и восстанови меня». 19. «Затмил я образ Твой и нарушил заповедь Твою; вся красота помрачилась во мне и светильник погас от страстей; но умилосердись, Спаситель, и возврати мне, как поет Давид, веселие». 20. «Обратись, покайся, открой сокровенное, скажи Богу Всеведующему: Спаситель, Ты Один знаешь мои тайны, но Сам помилуй меня, как поет Давид, по Твоей милости». Марии: «Воззвавши к Пречистой Богоматери, ты обуздала неистовство страстей, прежде жестоко свирепствовавших, и посрамила врага–обольстителя;. даруй #се ныне помощь в скорби и мне, рабу Твоему». Марии: «Кого ты возлюбила, Кого избрала, для Кога изнуряла плоть, Преподобная, Того Христа моли ныне о рабах твоих, чтобы Он по Своей милости ко всем нам даровал мирное состояние почитающим Его». Троичен: «Троица простая, нераздельная, единосущная ш одно Божество, Светы и Свет, три святы и одно лица свято, Бог–Троица, воспеваемая в песнопениях; воспой же и ты, душа, прославь Жизнь и жизни всех Бога». Богородичен: «Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты родила Одного из нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама открыла для нас, живущих на земле, небесные обители».

П. 8. И: «Кого прославляют воинства небесные и пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, Того, все существа и творения, воспевайте, благословляйте и превозносите во все веки».

Тропари. В понедельник первой недели. 1. «Помилуй меня грешника, Спаситель, пробуди мой ум к обращению, прийми кающегося, умилосердись над взывающим: я согрешил пред Тобою, спаси; я жил в беззакониях, помилуй меня». 2.«Везомый на колеснице Илия, взойдя на колесницу добродетелей, некогда вознесся, как бы на небеса, превыше всего земного; помышляй же, душа моя, об его восходе». 3. «Некогда Елисей, приняв милоть (одежду) Илии, получил вдвойне благодать от Господа; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание». 4. «Елисей милотию Илии некогда разделил поток Иордана на ту и другую сторону; но ты, душа моя, не получила этой благодати за невоздержание». 5. «Соманитянка, некогда угостила праведника с добрым усердием; а ты, душа, не приняла в свой дом ни странника, ни пришельца; за то будешь извержена вон из брачного чертога с рыданием». 6. «Ты, несчастная душа, непрестанно подражала нечистому нраву Гиезия; хотя в старости отвергни его сребролюбие и, оставив свои злодеяния, избеги огня геенского».

Во вторник первой недели. 7. «Соревновав Озии, душа, ты получила себе вдвойне его проказу, ибо помышляешь недолжное и делаешь беззаконное; оставь, что есть у тебя, и приступи к покаянию». 8. «Ты слышала, душа, о ниневитянах, в рубище и пепле каявшихся Богу; им ты не подражала, но оказалось упорнейшею всех, согрешивших до закона и после закона». 9. «Ты слышала, душа, как Иеремия в нечистом рае с рыданиями взывал к городу Сиону и искал слез; подражай плачевной его жизни и спасешься». 10. «Иона удалился в Фарсис, предвидя обращение ниневигян, ибо он, как пророк, знал милосердие Божие и вместе ревновал, чтобы пророчество не показалось ложным». 11. Ты слышала, душа, как Даниил во рве заградил уста зверей; ты узнала, как юноши, бывшие с Азариею, верою угасили разженный пламень печи». 12. «Из ветхого завета всех я привел тебя в пример, душа, подражай богоугодным деяниям праведных и избегай грехов порочных людей».

В среду первой недели. 13. «Правосудный Спаситель, помилуй и избавь меня от огня и наказания, которому я должен справедливо подвергнуться на суде; прости меня прежде кончины, дав мне добродетель и покаяние». 14. «как разбойник, взываю к Тебе: «Вспомни меня». Как Петр, горько плачу, Спаситель; как мытарь, издаю вопль; проливаю слезы, как блудница; прийми мое рыдание, как некогда от жены Хананейской». 15. «Один Врач–Спаситель, исцели гниение моей смиренной души; приложи мне пластырь, елей, вино — дела покаяния, умиление и слезы». 16. «Подражая жене Хананзйской, и я взываю к Сыну Давидову: помилуй меня; касаюсь одежды Его, как кровоточивая; плачу как Марфа и Мария над Лазарем». Марии…. (см. ниже, после 20).

В четверг первой недели. 17. «Изливая сосуд слез, как миро на голову, Спаситель, взываю к Тебе, как ищущая милости блудница; приношу моление и прошу о получении мне прощения». 18. «Хотя никто не согрешил пред Тобою, как я, но Милосердный Спаситель, прийми меня, кающегося со страхом и с любовию взывающего: «Я согрешил пред Тобою Одним, помилуй меня, Милосердный». 19. «Пощади, Спаситель, создание Свое и, как Пастырь, отыщи потерянного, возврати заблудшего, отними у волка и сделай меня агнцем на пастве Твоих овец». 20. «Когда Ты, Милосердный, воссядешь, как Судия, и откроешь грозное величие Свое, Спаситель, о, какой ужас тогда: печь будет гореть и все трепетать пред неумолимым судом». Марии: «Матерь незаходимого Света–Христа, просветив тебя, освободила от мрака страстей; поэтому, приняв благодать Духа, просвети, Мария, искренно прославляющих тебя». Марии: «Увидев в тебе, Матерь, поистине новое чудо, святой Зосима удивился, ибо увидел Ангела во плоти, и весь преисполнился изумлением, воспевая Христа во веки». Троичен: «Безначальный Отец, Собезначальный Сын, Утешитель Благий, Дух Правый, Родитель Бога Слова, Слово Безначального Отца, Дух живой и созидающий, Троица Единица, помилуй меня». Богородицей: «Мысленная порфира–плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева, Пречистая, как бы из вещества пурпурного; поэтому мы почитаем Тебя, Истинную Богородицу».

П. 9. И: «Н?из'яснимо рождение от бессеменного зачатия; нетленен плод Матери безмужной, ибо рождение Бога обновляет природу. Поэтому Тебя, как Богоневесту–Матерь, мы, все роды, православно величаем».

Тропари. В понедельник первой недели. 1. «Ум изранен, тело расслаблено, дух болезнует, слово потеряло силу, жизнь замерла, конец при дверях. Что же сделаешь ты, несчастная душа моя, когда придет Судия исследовать твои дела?«2. «Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и затем все Заветное Писание, повествующее о праведных и неправедных; из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога». 3. «Закон для тебя, душа, сделался бессильным, Евангелие не действует, все Писание пренебрежено тобою; пророки и всякое слово о праведниках потеряло силу; раны твои уножились без Врача, исцеляющего тебя». 4. «Из Новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие тебя к умилению; подражай же праведным, отвращайся примера грешных и умилостивляй Христа молитвами, постом, чистотою и непорочностью». 5. «Христос, сделавшись человеком, призвал к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа; дверь царства уже открыта и прежде тебя входят в нее кающиеся фарисеи и мытари и прелюбодеи». 6. «Христос вочеловечился, присоединившись ко мне плотию, и добровольно испытал все, что свойственно природе, кроме греха, показывая тебе, душа, пример и образец своего снисхождения». 7. Христос спас волхвов, призвал к Себе пастухов, множество младенцев сделал мученикам, прославил старца и престарелую вдовицу; их деяниям и жизни ты не подражала, душа; но горе тебе, когда будешь судима». 8. «Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отравится он от ног твоих молитвами и постом». Андрею…. (см. в четверг в конце).

Во вторник первой недели. 9. «Христос был искушаем; диавол искушал, показывая камни, чтобы они обратились в хлебы; возвел Его на гору, чтобы видеть все царства мира в одно мгновение; бойся, душа, этого обольщения, бодрствуй и ежечасно молись Богу». 10. «Пустыннолюбивая горлица, голос вопиющего, Христов светильник взывал, проповедуя покаяние, а Ирод беззаконствовал с Иродиадою; смотри, душа моя, чтобы не впасть тебе в сети беззаконных, но возлюби покаяние». 11. «Предтеча благодати обитал в пустыне и все иудеи и самаряне стекались слушать его и испо–ведывали грехи свои, с усердием принимая крещение. Но ты, душа, не подражала им». 12. «Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их некогда, в Кане на браке вкушая пищу плотию и претворяя воду в вино, совершив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась». 13. «Христос укрепил расслабленного, взявшего постель свою; воскресил умершего юного сына вдовицы, исцелил слугу сотника и, открыв Себя самарянке, изобразил тебе, душа, служение Богу духом». 14. «Господь исцелил кровоточивую через прикосновение к олежде Его, очистил прокаженных, дал прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых и уврачевал словом скорченную, чтобы ты спаслась, несчастная душа моя». Андрею… (см. в четверг в конце).

В среду первой недели. 15. «Врачуя болезни, Христос–Слово благовествовал нищим, исцелял увечных, вкушал с мытарями, беседовал с грешниками ж прикосновением руки возвратил вышедшую из тела дущу Иаировой дочери». 16. «Мытарь спасся и блудница сделалась целомудренною, а гордый фарисей подвергся осуждению, ибо первый взывал: «будь милостив ко мне; другая– «помилуй меня»; а последний тщеславно возглашал: «Боже, благодарю тебя», и прочие безумные речи». 17. «Закхей был мытарь, однако же спасся; Симон фарисей соблазнялся, а блудница получила решительное прощение от Имеющего власть от пускать грехи. Спеши, душа, и ты подражать ей». 18. «Бедная душа моя, ты не подражала блуднице, которая, взяв сосуд с миром, мазала со слезами и отирала волосами ноги Спасителя, разорвавшего запись ее прежних согрешений». 19. «Ты знаешь, душа моя, как прокляты города, которым Христос благовести» Евангелие; страшись этого примера, чтобы и тебе не быть, как они, ибо Владыка, уподобив их содомлянам, присудил к аду». 20. «Не окажись, душа моя, по отчаянию хуже хананеянкн; слышавши о вере, по которой исцелена дочь Божиим словом, взывай, как она, Христу из глубины сердца: «Сын Давидов, спаси меня». Андрею…. (см. четверг в конце)

В четверг первой недели. 21. «Умилосердись, спаси и помилуй меня, Сын Давидов, словом исцелявший беснующихся, и скажи мне, как разбойнику, милостивые слова: «Истинно говорю тебе: со Мною будешь в раю, когда приду Я во славе Моей». 22. «Разбойник поносил Тебя, разбойник же и Богом исповедал Тебя, вися оба вместе на кресте; но, Милостивый, как уверовавшему разбойнику, познавшему в Тебе Бога, открой и мне дверь славного Твоего царства». 23. «Тварь содрогалась, видя Тебя распинаемым, горы и камни от ужаса распадались, земля колебалась, преисподняя пустела и свет среди дня помрачался, взирая на Тебя, Иисус, плотию ко кресту пригвожденного». 24. «Достойных плодов покаяния не требуй от меня, Единый Спаситель, ибо сила моя истощилась во мне; даруй мне всегда сокрушенное сердце и духовную нищету, чтобы я принес Тебе их, как благоприятную жертву». 25. «Судил мой, знающий меня, когда опять придешь Ты с Ангелами, чтобы судить весь мир, тогда, обратив на меня милостивый взор, пощади, Иисус, и помилуй меня, согрешившего более всего человеческого рода». Mapuu: «Ты удивила необычайною своею жизнью всех, как ангельские чины, так и человеческие сонмы, духовно пожив и превзошедши природу. Поэтому, Мария, ты, как бесплотная, шествуя стопами, перешла Иордан». Марии: «Склони Творца на милость к восхвалящим тебя, преподобная Матерь, чт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: