double arrow

Й этап.

1

Лабораторная работа №2. Задание 2.2.

Упражнение 1

Закреплена основных навыков работы с электронными табли­цами, знакомство с понятиями: сортировка данных, типы выравни­вания текста в ячейке, формат числа.

Грузоотправитель и его адрес

Грузополучатель и его адрес

К Реестру № Дата получения «___»___________200__г.

СЧЕТ № 123 от 15.11.2000

Поставщик Торговый Дом Рога и Копыта

Адрес 243100, Клинцы, ул. Пушкина, 23

Р/счет № 45638078 в МММ-банке, МФО 985435

Дополнения:

Наименование Ед.измерения Кол-во Цена Сумма
         
         
         
         
         
         
ИТОГО  

Руководитель предприятия Сидоркин А.Ю.

Главный бухгалтер Иванова А.Н.

Упражнение заключаете в создания и заполнении бланка то­варного счета.

Выполнение упражнения лучше всего разбить на три этапа:

1-и этап. Создание таблицы бланка счета.

2-й этап. Заполнение таблицы.

3-й этап. Оформление бланки.

й этап.

Заключается в создании таблицы.

Основная задача уместить таблицу по ширине листа. Для этого:

  • предварительно установите поля, размер и ориентацию бу­маги (Файл_Параметры страницы…),
  • выполнив командуСервис_Параметры..., в группе пере­ключателей Параметры окна активизируйте переключатель Авто-разбиение на страницы (рис. 2.1).

В результате вы получите в виде вертикальной пунктирной линии правую границу полосы набора (если ее не видно, пере­меститесь при помощи горизонтальной полосы прокрутки впра­во) и нижнюю границу полосы набора (для того, чтобы ее уви­деть переместитесь при помощи вертикальной полосы прокрутки вниз).

Авторазбиение на страницы позволяет уже в процессе набора данные и форматирования таблицы следить за тем, какие столб­цы помещаются на странице, а какие нет.

Наименование Ед.измерения Кол-во Цена Сумма
         
         
         
         
         
         
ИТОГО  

· Создайте таблицу по предлагаемому образцу с таким же числом строк и столбцов.

· Выровняйте и сформатируйте шрифт в ячейках-заголовках, подберите ширину столбцов, изменяя ее при помощи мыши.

· Введите нумерацию в первом столбце таблицы, воспользо­вавшись помощью маркера заполнения.

· "Разлинуйте" таблицу, используя линии различной толщи­ны. Обратите внимание на то, что в последней строке пять сосед­них ячеек не имеют внутреннего обрамления.

Проще всего добиться этого следующим путем:

· выделить всю таблицу и установить рамку — "Контур" жирной линией;

· затем выделить все строки, кроме последней и установить рамку тонкой линией "Справа", "Слева", "Сверху", "Снизу";

· после этого выделить отдельно самую правую ячейку ниж­ней строки и установить для нее рамку "Слева" тонкой линией;

· останется выделить первую строку таблицы и установить для нее рамку "Снизу" жирной линией.

Хотя можно действовать и наоборот. Сначала "разлиновать" всю таблицу, а затем снять лишние линии обрамления,

  • На этом этапе желательно выполнить команду Файл_Предварительный Просмотр, чтобы убедиться, что таблица целиком вмещается на листе по ширине и все линии обрамления на нужном месте.

Й этап

Заключается в заполнении таблицы, сортировке данных и ис­пользовании различных форматов числа.

  • Заполните столбцы "Наименование", "Кол-во" и "Цена" по своему усмотрению.
  • Установите денежный формат числа в тех ячейках, в кото­рых будут размещены суммы и установите требуемое число деся­тичных знаков, если они вообще нужны.

В нашем случае это пустые ячейки столбцов "Цена" и "Сумма". Их нужно выделить и выполнить командуФормат_Ячейки..., выбрать вкладку Число и выбрать категорию Денеж­ный (рис. 2.2). Это даст вам разделение на тысячи, чтобы удоб­нее было ориентироваться в крупных суммах.

· Введите формулу для подсчета суммы, которая заключается в умножении цены на количество, и заполните формулой ряд ячеек вниз.

· Введите формулу в ячейку для итоговой суммы- Для этого выделите ячейку, в которую нужно поместить результат, нажми­те кнопку панели инструментов и выделите блок тех ячеек, которые нужно сложить.

  • Попробуйте изменить данные в отдельных ячейках и про­следите, как изменится результат вычислений.
  • Отсортируйте записи по алфавиту.

Для этого выделите все строки таблицы, кроме первой (заголовка) и последней ("Итого"), можно не выделять и нуме­рацию.

Выполните командуДанные_Сортировка... (рис. 2.3), выбе­рите столбец, по которому нужно отсортировать данные (в на­шем случае это столбец В, так как именно он содержит перечень товаров, подлежащих сортировке), и установите переключатель в положение "По возрастанию".

3-й этап

  • Для оформления счета вставьте дополнительные строки перед таблицей.

Для этого выделите несколько первых строк таблицы и вы­полните командуВставка_Строки. Вставится столько же строк, сколько вы выделили.

  • Наберите необходимый текст до и после таблицы. Следите за выравниванием.

Обратите внимание, что текст "Дата получения "__"_______200_г." и фамилии руководителей предприятия внесены в тот же столбец, в котором находится столбик таблицы "Сумма" (самый правый столбец нашей таблички), только при­менено выравнивание вправо.

  • Текст "СЧЕТ №" внесен в ячейку самого левого столбца, и применено выравнивание по центру выделения (предварительно выделены ячейки одной строки по всей ширине таблицы счета). Применена рамка для этих ячеек сверху и снизу.
  • Вся остальная текстовая информация до и после таблицы внесена в самый левый столбец, выравнивание влево.
  • Выполните просмотр.

Упражнение 2

Введение понятия "абсолютная ссылка", установка точного значения ширины столбца при помощи команд горизонтального ме­ню. Вставка функции при помощи мастера функций.

Новое понятие "абсолютная ссылка" можно рассмотреть на конкретном примере. Подготовим традиционную таблицу квад­ратов двузначных чисел (рис. 2.4), так хорошо знакомую каж­дому из курса алгебры.

ТАБЛИЦА КВАДРАТОВ
 

Рис. 2.4

· В ячейку A3 введите число 1, в ячейку А4 - число 2, выде­лите обе ячейки и протащите маркер выделения вниз, чтобы за­полнить столбец числами от 1 до 9.

· Аналогично заполните ячейки В2 - К2 числами от 0 до 9.

· Когда вы заполнили строчку числами от 0 до 9, то все не­обходимые вам для работы ячейки одновременно не видны на экране. Давайте сузим их, но так, чтобы все столбцы имели оди­наковую ширину (чего нельзя добиться, изменяя ширину столб­цов мышкой).

Для этого выделите столбцы от А до К и выполните ко­мандуФормат_Столбец Ширина..., в поле ввода Ширина столб­ца введите значение, например, 5.

· Разумеется, каждому понятно, что в ячейку ВЗ нужно по­местить формулу, которая возводит в квадрат число, составленное из десятков, указанных в столбце А и единиц, соответствующих значению, размещенному в строке 2. Таким образом, само число, которое должно возводиться в квадрат в ячейке ВЗ можно задать формулой =АЗ*10+В2 (число десятков, умноженное на десять плюс число единиц). Остается возвести это число в квадрат.

· Попробуем воспользоваться Мастером функций.

Для этого выделите ячейку, в которой должен разместиться результат вычислений (ВЗ), и выполните командуВставка_функция...] (рис. 2.5.).

Среди предложенных категорий функций выберите "Мат. и тригонометрия". Имя функции: "Степень", нажмите кнопку Шаг.

В следующем диалоговом окне введите число (основание сте­пени) - АЗ*10+В2 и показатель степени - 2. Так же, как и при наборе формулы непосредственно в ячейке электрон­ной таблицы, нет необходимости вводить адрес каждой ячейки, на которую ссылается формула, с клавиатуры. Работая с Масте­ром функций, достаточно указать мышью на соответствующую ячейку электронной таблицы, и ее адрес появится в поле ввода "Число" диалогового окна. Вам останется ввести только арифме­тические знаки (*, +) и число 10.

Если диалоговое окно загораживает нужные ячейки элек­тронной таблицы, переместите его в сторону, "схватив" мышью за заголовок. В этом же диалоговом окне можно увидеть значе­ние самого числа (10) и результат вычисления степени (100).

Остается только нажать кнопку Закончить.

В ячейке ВЗ появился результат вычислений.

• Хотелось бы распространить эту формулу и на остальные ячейки таблицы. Выделите ячейку ВЗ и заполните, протянув маркер выделения вправо, соседние ячейки. Что произошло (рис. 2.6)?

Почему результат не оправдал наших ожиданий? В ячейке СЗ не видно числа, т. к. оно не помещается целиком в ячейку-

Расширьте мышью столбец С. Число появилось на экране, но оно явно не соответствует квадрату числа 11 (рис. 2.7).

Рис. 2.6 Рис. 2.7

Почему? Дело в том, что когда мы распространили форму­лу вправо. Excel автоматически изменил с учетом нашего смеще­ния адреса ячеек, на которые ссылается формула, и в ячейке СЗ возводится в квадрат не число 11, а число, вычисленное по фор­муле = ВЗ*10+С2.

Во всех предыдущих упражнениях нас вполне устраивали относительные ссылки на ячейки таблицы (при перемещении формулы по такому же закону смещаются и ссылки), однако здесь возникла необходимость зафиксировать определенные ссылки, т. е. указать, что число десятков можно брать только из столбца А, а число единиц только из строки 2 (для того, чтобы формулу можно было распространить вниз). В этом случае при­меняют абсолютные ссылки.

Для фиксирования любой позиции адреса ячейки перед ней ставят знак $.

Таким образом, верните ширину столбца С в исходное по­ложение и выполните следующие действия-

· Выделите ячейку ВЗ и, установив текстовый курсор в Строку формул, исправьте имеющуюся формулу =СТЕПЕНЬ(АЗ*10+В2;2) на правильную =СТЕПЕНЬ($АЗ*10+В$2,2).

· Теперь, воспользовавшись услугами маркера заполнения, можно заполнить этой формулой все свободные ячейки таблицы (сначала протянуть маркер заполнения вправо, затем, не снимая выделения с полученного блока ячеек, вниз).

· Осталось оформить таблицу: ввести и ячейку А1 заголовок, сформатировать его и отцентрировать по выделению, выполнить обрамление таблицы и заполнение фоном отдельных ячеек.

1

Сейчас читают про: