Рабочий объём цилиндра в дм3 определяется по формуле
(2.80)
где t – коэффициент тактности рабочего процесса двигателя, для четырёхтактного процесса (t = 4);
Отношение хода поршня S к диаметру цилиндра D (показатель S/D) находится в следующих пределах:
- для карбюраторных двигателей 0,86…1,07;
- для дизельных двигателей 0,9…1,2.
Для карбюраторных двигателей это отношение часто меньше единицы, что позволяет увеличить наполнение цилиндра двигателя из-за возможности увеличения размеров впускных клапанов, понизить средние скорости поршня, что оказывает заметное влияние на механические потери в двигателе.
Диаметр цилиндра D в мм определяется по формуле
. (2.81)
Ход поршня двигателя S в мм определяется по формуле
(2.82)
Полученные значения S и D округляются в большую сторону до целых чисел чётных или кратных пяти.
Расчетная средняя скорость поршня в м/с определяется по формуле
(2.83)
Ошибка между принятой величиной vn.cp в пункте (2.8.1) и рассчитанной vn.cpрасч по формуле (2.83) в процентах определяется по формуле
|
|
Если Dvп.ср > 5 %, то необходимо пересчитать с пункта 2.8.1, приняв за новое значение vп.ср рассчитанное значение vn.cpрасч. Если Dvп.ср £ 5 %, то расчет продолжается с учетом прежнего значения vn.cp.
По принятым значениям D и S определяют окончательные основные параметры и показатели двигателя.
Рабочий объём одного цилиндра в дм3 определяется по формуле
(2.84)
Литраж двигателя в дм3 определяется по формуле
. (2.85)
Объём камеры сгорания в дм3 определяется по формуле
. (2.86)
Полный объём цилиндра в дм3 определяется по формуле
. (2.87)
Мощность двигателя в кВт определяется по формуле
(2.88)
Поршневая мощность двигателя в кВт/дм2 определяется по формуле
(2.89)
Эффективный крутящий момент в Н∙м определяется по формуле
(2.86)
Часовой расход топлива в кг/ч определяется по формуле
(2.87)
Для ориентировочной оценки массы двигателя mдв в кг используют статистические данные по удельным массам двигателя по формуле
(2.88)
где Муд – удельная масса двигателя, кг/кВт; значения принимаются по данным таблицы 2.11.
Таблица 2.11 – Удельные массы двигателей в кг/кВт
Тип двигателя | Расположение цилиндров | |
Рядное | V - образное | |
Карбюраторный | 1,9…5,6 | 1,3…5,9 |
Дизельный | 6,7…7,7 | 4,0…7,7 |
У большинства современных двигателей не более шести цилиндров на один ряд. Поэтому при выборе расположения цилиндров можно руководствоваться следующим: при i £ 6 – рядное, при i ³ 6 - V – образное. Для двигателей с наддувом принимаются более низкие значения mдв.