Расчет силовых факторов, действующих в кривошипно-шатунном механизме

Для удобства выполнения расчетовсиловых факторов, действующих в кривошипно-шатунном механизме, индикаторная диаграмма из координат
рг = f(V) или рг = φ(S) перестраивается в координаты ∆pг = φ(α).

Перестроение индикаторной диаграммы производится графоаналитическим методом. Для этого используются данные из теплового расчета (таблица 2.15) по перемещению поршня АХ в пределах его хода от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки (например, в диапазоне α = 360…5400) с шагом 100. В соответствии с рисунком 4.2 под индикаторной диаграммой строится вспомогательная шкала α в диапазоне 0…7200.

Из точек делений шкалы проводятся вертикальные линии до пересечения с линиями индикаторной диаграммы.

Справа от индикаторной диаграммы проводятся оси координат, где по оси ординат откладываются сила ∆Pг, а по оси абсцисс – угол α.

Сила давления газов ΔРг в Н в общем случае определяется по формуле

 
 


(4.1)

где рг – индикаторное давление газов (давление над поршнем) при заданном угле поворота кривошипа, МПа;

р0 – давление в картере двигателя (под поршнем), МПа; принимается равным атмосферному – р0 = 0,1 МПа;

FП – площадь поршня, м2; определяется из выражения

FП = π D2/4. (4.2)

Поскольку силу на поршень создает избыточное давление газов, отсчет ординат на индикаторной диаграмме при перестроении следует производить от атмосферного давления. Развернутая индикаторная диаграмма в соответствующем масштабе является графиком изменения сил давления газов ∆Pг = φ(α). Масштаб этих сил μ в Н/мм определяется по формуле

μ = 106 μр FП, (4.3)

где μр – масштаб давления в МПа/мм, принятый при построении индикаторной диаграммы.

Определение силы давления газов таким образом сводится к умножению ординат графика ∆Pг = φ(α) на масштаб сил μ. Результаты расчета ∆Pг сводятся в таблицу 4.1.

Таблица 4.1 – Результаты вычисления сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме

α, град ΔРг Рj P Sш N K T Rш.ш
мм Н мм Н мм Н мм Н мм Н мм Н мм Н мм Н
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

 
 


Рисунок 4.2 – Перестроение индикаторной диаграммы и графики зависимостей сил давления газов г, инерции возвратно-поступательно движущихся масс Рj и суммарной Р от α


Для определения сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс необходимо определить массу mj в кг частей кривошипно-шатунного механизма, совершающих возвратно-поступательное движение:

mj = mп + mш.п, (4.4)

где mп – масса поршневого комплекта (поршень, палец, поршневые кольца, детали стопорения пальца), кг;

mш.п – часть массы шатуна в сборе, отнесенная к поступательно движущимся массам, кг.

Для большинства существующих конструкций автомобильных двигателей

mш.п = (0,25…0,30) mш, (4.5)

где mш – масса шатуна в сборе, кг.

Массы mп и mш рассчитываются по чертежам деталей или выбираются по статистическим данным по следующим зависимостям

mп = mп′ FП, (4.6)

mш = mш′ FП, (4.7)

где mп и mш - удельные массы соответственно поршня и шатуна, значения которых приведены в таблице 4.2.

Таблица 4.2 – Удельная масса в кг/м2 элементов КШМ

Элемент КШМ Карбюраторные двигатели при диаметре поршня, мм Дизельные двигатели при диаметре поршня, мм
60…80 80…120 80…100 100…140
Поршень: - алюминиевый сплав - чугун   80…120 150…200   100…150 180…250   150…220 250…320   200…300 300…400
Шатун 100…150 130…200 250…320 300…400

Сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс Рj в Н определяется по формуле

Рj = - mj R ω2 (cosα + λ cos2α), (4.8)

где R – радиус кривошипа в м; определяется по формуле

R = 0,5 S; (4.8)

ω – угловая скорость коленчатого вала в рад/c; определяется по формуле

(4.9)

Значения (cosα + λ cos2α) для различных α и λ приведены в приложении Б. Расчеты Рj проводятся для тех же значений α, для которых определялась ∆Pг. Результаты расчета сводятся в таблицу 4.1.

Суммарная сила Р в Н, действующая на поршневой палец, определяется алгебраическим сложением сил давления газов ∆Pг и сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс Рj по формуле

Р = ∆Pг + Рj. (4.10)

Результаты расчетов сводятся в таблицу 4.1.

От действия суммарной силы Р возникают следующие силы:

- суммарная нормальная (боковая) сила N в Н, направленная перпендикулярно оси цилиндра; определяется по формуле

N = Р tgβ; (4.11)

- суммарная сила, действующая вдоль шатуна Sш в Н, определяется по формуле

(4.12)

где β – угол отклонения оси шатуна от оси цилиндра.

Причем

От действия суммарной силы, действующей вдоль шатуна Sш, возникают следующие силы:

- суммарная радиальная сила К в Н, направленная по радиусу кривошипа; определяется по формуле

(4.13)

- суммарная тангенциальная сила Т в Н, направленная перпендикулярно к радиусу кривошипа; определяется по формуле

(4.14)

Причем

Значения тригонометрических функций для различных α и λ приведены в приложении Б. Результаты расчета сил N, Sш, K, T сводятся в таблицу 4.1.

Центробежная сила инерции вращающейся части шатуна Кr.ш в Н, направленная по радиусу кривошипа и нагружающая шатунную шейку (шатунный подшипник)

Кr= - mш.к R ω2. (4.15)

где mш.к – часть массы шатуна, отнесённая к вращающимся массам, кг, определяется по формуле

mш.к= mш – mш.п. (4.16)

Поскольку результирующая сила Rш.ш, действующая на шатунную шейку представляет собой геометрическую сумму

 
 


(4.17)

то абсолютное значение этой силы в Н определится по формуле

 
 


(4.18)

Результаты вычисления силы Rш.ш сводятся в таблицу4.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: