Как я плачу в кадре? Иногда мне помогает, когда я вспоминаю какой-то свой несчастный случай. А бывает совершенно наоборот. Парадокс. Бывает, что меня заставляют плакать
какие-то счастливые моменты. Вот, допустим, снимали последнюю сцену «Гарпастума», когда я прощался с родными перед тем, как уйти на войну. И я, про себя, фантазировал, как сейчас после этого кадра Алексей Алексеевич скажет: «СТОП! Мы закончили картину!»
У меня даже сейчас мурашки... Как мы все будем кричать ура или плакать...
Интервью кинокритика Дмитрия Савельева
(и, кстати, агента актера Данилы Козловского)
«АиФ Петербург», С-Петербург, 2005
В фильме Алексея Германа-младшего «Гарпастум», который сейчас выходит на экраны, два главных героя, два родных брата. Им нет двадцати, они живут в Петербурге начала прошлого века и бредят футболом. Собственно, слово «гарпастум» в древней Спарте называли игру в мяч, набитый конским волосом и птичьим пером. Одного из братьев-футболистом зовут Николаем, и выпадает ему не беготня за мячом по зеленому газону, а фронт Первой мировой. Николая играет Данила Козловский. Ему двадцать, и живет он в Петербурге начала XXI века, хотя сам родом из Москвы. Учится на четвертом курсе Театральной Академии у Льва Додина, репетирует Эдгара в «Короле Лире» и недавно сыграл у Бориса Фрумина главную роль в телефильме «Преступление и погода». Но сначала был «Гарпастум».
|
|
-Обычно истории с дебютами студентов начинаются так: «К нам на курс пришла ассистентка с картины...»
-И к нам весной на курс пришла ассистентка, поснимала нас на «мыльницу». Потом сделала видеопробы – просто задавала разные вопросы, а я отвечал. И месяц после этого не звонили. Ну, не позвонили – и бог с ним, я понял, что не подошел, и успокоился.
-А потом узнал от Германа, что успокоился рано?
-Причем вышло забавно: сначала Алексей Алексеевич взглянул на мою фотографию среди прочих, пожал плечами – что это за чудак такой? Потом увидел видеопробы и мнение поменял. А ну-ка, сказал, позовите его сюда.
-Про Додина принято думать, что он не слишком охотно отпускает своих актеров, тем более студентов, в кино.
-Мне кажется, Лев Абрамович не против, чтобы его ученики снимались в хорошем кино.
Но он никогда не допустит, чтобы мы снимались в дерьме.
-Он сценарии читает?
-Герман приезжал к нему, привозил сценарий, они разговаривали.
-Тебе пришлось перед съемками в «Гарпастуме» учиться играть в футбол?
-Я четыре года серьезно занимался футболом – с семи до десяти лет. Играл защитника. Это еще в Москве было. Пока не уехал учиться в Кронштадтский морской кадетский корпус.
-Чем именно тебе твоя профессия интересна и важна?
|
|
-Возможностью высказаться. О жизни, о себе. Знаешь, чем школа Льва Абрамовича замечательна? У него актер не исполнитель чужой воли, а обязательно личность. Он должен знать языки, должен много читать, у него должна быть привычка думать. Актер как белый лист – это самая неправильная установка, какая только может быть. Ты ведь что приносишь на сцену или в кадр? Себя самого. Вот, смотри, «Гарпастум». Героев, как и братьев Старостиных, зовут Николай и Андрей. Я играю Николая, откуда мне знать каким на самом деле был Николай Старостин? Значит, я должен найти его в себе, чтобы сыграть этого человека, эту историю про страсть. «Гарпастум» же не про футбол – было бы скучно спортивный фильм снимать. Футбол тут – метафора страсти, революционной энергии, охватившей страну в начале двадцатого века. Это же какая энергия была! Взять государство с его устоями и все к чертовой матери изрубить ради великой идеи коммунизма и абсолютного счастья. Какое может быть абсолютное счастье в государстве? Не может его быть. Но была страсть. Вот об этом, мне кажется, «Гарпастум».
-А если идея будущего фильма тебе чужда, откажешься от роли?
-Это актер с именем может себе такое позволить... Но от совсем бессмысленных сериалов и фильмов, я конечно, отказываюсь. Не могу я изображать идиота, который первый раз в жизни занимается любовью.
Венеция ждала.
Забегая вперед, скажу, что все три фестивальных показа
(один из которых конкурсный), пройдут в полных залах.
Золотого льва команда «Гарпастума» не привезет.
Но уже несколько месяцев спустя, награды посыпятся одна за другой:
Национальная премия кинокритиков и кино прессы «Золотой Овен»,
премия Гильдии кинооператоров России «Белый квадрат»,
будет взята «Ника»,
картина победит в международном конкурсе в Софии,
поучаствует в неделе российского кино в Париже.
Ну и, конечно же, премия «Белый слон» национальной гильдии киноведов и кинокритиков России. Ее получат два игрока «германовской» команды – Олег Лукичев (за лучшую операторскую работу)
и па-ба-па-пам... Данила Козловский (за лучшую мужскую).
Увы, даже это признание коллег по цеху не вызовет большого энтузиазма у прокатчиков. В Москве фильм пройдет лишь на 8 экранах.
В Петербурге еще скромнее. Его согласится показать только «Дом кино».