Законы правительств, так называемые уголовные законы

БОЛЕЕ ВСЕГО ДРУГОГО ПОДДЕРЖИВАЮТ В НАРОДЕ СУЕВЕРИЕ РАЗУМНОСТИ МЕСТИ Как есть суеверия ложных богов, пророчеств, обрядовых средств угожденияБогу и спасения своей души, так есть общее суеверие людей о том, что однилюди могут посредством насилия заставить других людей жить доброй жизнью.Суеверия о богах, о пророчествах и таинственных средствах спасения души уженачинают разрушаться и почти разрушены; суеверие же такого государственногоустройства, которое посредством наказания дурных сделает остальныхсчастливыми, признается всеми, и во имя его совершаются величайшиезлодеяния. Только люди, совсем одурманенные властолюбием, могут серьезно верить вто, что посредством наказания можно улучшить жизнь людей. Стоит толькоотрешиться от суеверия о том, что наказание исправляет людей, для того чтобыясно видеть, что изменения в жизни людей происходят только от внутреннего,душевного изменения самих людей, а никак не от того зла, которое одни людиделают другим людям. Ничто не препятствует столько улучшению общественного устройства, какпредположение о том, что такое улучшение может быть достигнутогосударственными законами, исполнение которых утверждается наказаниями.Деятельность эта - как установления законов, так и наказания за неисполнениеих - более всего отвлекает людей от того, что может действительносодействовать улучшению их жизни, а именно - от нравственногосовершенствования. Если допустить недопустимое, что человек имеет право наказывать, то ктоже из людей возьмет на себя это право? Только те люди, которые пали такнизко, что не помнят и не знают своих грехов. "Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии,и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята впрелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Тычто скажешь?" Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь кобвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, необращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он,восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучиобличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших допоследних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус,восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твоиобвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказалей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши". Ин. VIII, 3-II Люди придумывают хитроумные рассуждения о том, почему и для чего онинаказывают. А на деле они почти всегда наказывают только потому, что считаютнаказания людей для себя выгодными. Люди по злости, по желанию выместить обиду, по ложному представлению обограждении себя, делают зло, а потом, чтобы оправдаться, уверяют людей исебя, что они делают это только для того, чтобы исправить того, кто сделалим зло. Еще можно понять, что люди властвующие могут верить в то, что наказаниетех людей, которые мешают устроенному ими порядку, может быть полезно. Ноудивительно то, что сами подвластные верят в это и содействуют наказаниюдруг друга и сами подвергаются наказаниям, считая, что наказания полезны иблагодетельны для них. Суеверие разумности возмездия сильнее всего поддерживается тем, чтострах перед наказанием на время удерживает людей от совершения запрещенныхпоступков. Но запрещение это не уменьшает, а увеличивает желание дурного,как плотина не уменьшает напора течения реки, а только усиливает его. В нашем обществе существует некоторый порядок не потому, что естьсудьи, прокуроры, следователи, тюремщики, палачи, солдаты, судящие,наказывающие других людей, а потому, что, несмотря на развращение,производимое всеми этими правительственными людьми, люди все-таки жалеют илюбят друг друга. Нельзя одним людям улучшить жизнь других людей. Каждый человек можеттолько сам улучшить свою жизнь. Наказание вредно не только потому, что оно озлобляет того, когонаказывают, но еще и потому, что оно развращает того, кто наказывает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: