Возмездие в личных отношениях людей

Наказывать человека за его дурные дела все равно что греть огонь.Всякий человек, сделавший дурное, уже наказан тем, что лишен спокойствия имучается совестью. Если же он не мучается совестью, то все те наказания,какие могут наложить на него люди, не исправят его, а только озлобят. Действительное наказание за каждое дурное дело - это то, котороесовершается в душе самого преступника и состоит в уменьшении его способностипользоваться благами жизни. Человек сделал зло. И вот другой человек или люди для противодействияэтому злу не находят ничего лучшего, как сделать еще другое зло, которое ониназывают наказанием. Когда ребенок бьет пол, о который он ударился, - это очень ненужно, нопонятно, как понятно то, что человек прыгает, когда он больно зашибся.Понятно также, что если человека ударили, то он первую минуту замахнется илиударит того, кто его ударил. Но делать зло человеку обдуманно, потому чточеловек сделал зло когда-то прежде, и уверять себя, что это так надо, значитсовсем отказаться от разума. Медведя убивают тем, что над корытом меда вешают на веревке тяжелуюколоду. Медведь отталкивает колоду, чтобы есть мед. Колода возвращается иударяет его. Медведь сердится и сильнее толкает колоду - она сильнее бьетего. И это продолжается до тех пор, пока колода не убивает медведя. Людиделают то же, когда злом платят за зло людям. Неужели люди не могут бытьразумнее медведя? Люди - разумные существа, и потому они должны бы видеть, что месть неможет уничтожить зла, должны бы видеть, что избавление от зла - только втом, что противно злу: в любви, а никак не в мести, как бы она ниназывалась. Но люди не видят этого: они верят в возмездие. Если бы мы только не были приучены с детства к тому, что можно зломплатить за зло, насилием заставлять человека делать то, чего мы хотим, то мыбы только удивлялись тому, как могут люди, как будто нарочно портя людей,приучать их к тому, что наказания и всякое насилие могут быть на пользу. Мынаказываем ребенка, чтобы отучить его от делания дурного, но самымнаказанием мы внушаем ребенку то, что наказание может быть полезно исправедливо. А едва ли какая-нибудь из тех дурных наклонностей, за которые мынаказываем ребенка, может быть так вредна для него, как та дурнаянаклонность, которую мы внушаем ему нашим наказанием его. "Меня наказывают,стало быть наказывать хорошо", - говорит себе ребенок и при первом случаеприменяет это к делу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: