В личных отношениях людей возмездие должно уступить

МЕСТО БРАТСКОЙ ЛЮБВИ И НЕПРОТИВЛЕНИЮ ЗЛУ НАСИЛИЕМ В Евангелии сказано так: "Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати кнему и другую". Таков закон Бога для христианина. Кто бы ни сделал насилие и для чегобы оно ни было сделано, все равно - насилие зло, такое же зло, как злоубийства, блуда, - все равно, для чего бы оно ни было сделано, и кто бы нисделал его, и один ли человек или миллионы людей; зло все зло, потому чтоперед Богом люди равны. Законы человеческие иногда нужно исполнять, иногдаможно не исполнять, одни нужно исполнить, другие не нужно. Заповеди Божий нетакие, они всегда обязательны и для всех людей. И потому заповедь любвивсегда и всеми христианами должна быть исполняема, - всегда лучшеподвергнуться насилию, чем самому насильничать. Для христианина в крайнемслучае лучше быть убитым, чем убийцей. Если меня люди обидят, то я, какхристианин, должен рассуждать так: я тоже обижал людей, и потому хорошо, чтоБог посылает мне испытание для моего вразумления и очищения от грехов. Еслиже меня люди обидят невинно, тогда мне еще лучше, потому что тогда со мнойслучается то, что случилось со всеми святыми людьми, и если я поступаю также, как поступают эти все люди, то становлюсь похож на них. Нельзя спастидушу свою злом, нельзя прийти к добру дорогою зла, как нельзя прийти домой,идя прочь от дома. Сатана сатану не изгоняет, зло не побеждается злом, атолько накладывается зло на зло и укрепляется. Зло побеждается толькоправедностью и добром. Добром, только добром и терпением и страданием можнопогасить зло. По Архангельскому Надо знать и помнить, что желание наказывать есть желание мести, несвойственное разумному существу - человеку. Желание это свойственно толькоживотной природе человека. И потому человеку надо стараться освобождаться отэтого чувства, а никак не оправдывать его. Что надо делать, когда человек злится на тебя и делает тебе зло? Делатьможно многое, но одно наверное не надо делать: не надо делать зла, то естьтого самого, что тебе сделал человек. Не говорите, что если люди благотворят вам, то и вы будете благотворитьим, а если люди угнетают вас, то и вы будете угнетать их; но поступайте так,что если люди благотворят вам, то и вы благотворите им, а если они угнетаютвас, то вы не угнетайте их. Магомет Учение любви, не допускающее насилия, не потому только важно, чточеловеку хорошо для себя, для своей души, терпеть зло и делать добро за зло,но еще и потому, что только одно добро прекращает зло, тушит его, непозволяет ему идти дальше. Истинное учение любви тем и сильно, что оно тушитзло, не давая ему разгораться. Уже много лет тому назад люди начали понимать несогласие наказания свысшими свойствами души человека и стали придумывать разные учения,посредством которых можно бы было оправдать это низшее, животное влечение.Одни говорят, что наказание нужно для устрашения, другие - что оно нужно дляисправления, третьи говорят, что оно нужно для того, чтобы быласправедливость, точно Бог без судей не сумеет установить справедливость вмире. Но все эти учения - пустые слова, потому что в корне их только дурныечувства: месть, страх, себялюбие, ненависть. Придумывают очень многое, но нерешаются сделать одного нужного, а именно: ничего не делать, оставить того,кто согрешил, каяться или не каяться, исправляться или не исправляться;самим же, тем людям, которые придумывают все эти учения, и тем, которые наделе прилагают их, - оставить других в покое, а только самим жить добройжизнью. Отвечай добром за зло - и ты уничтожишь в злом человеке все тоудовольствие, какое он видит во зле. Если тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, - забудь это ипрости. И ты узнаешь счастье прощать. Ничто так не радует людей, как то, когда их прощают за их зло и платятдобром за зло, и ничто так не радостно тому, кто это делает. Доброта побеждает все, а сама непобедима. Против всего можно устоять,но не против доброты. По Руссо Воздавайте добром за зло, всем прощайте. Только тогда не будет зла насвете, когда все станут делать это. Может быть, у тебя недостанет силыделать так. Но знай, что только этого надо желать, этого одного добиваться,потому что это одно спасет нас от того зла, от которого мы все страдаем. Наиболее почитаем у Бога тот, кто прощает обиду обидчику, особеннокогда обидчик в его власти. Магомет "Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощатьбрату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: неговорю тебе: "до семи", но до седмижды семидесяти раз" (Мф. XVIII, 21, 22). Прощать - значит не мстить, не платить злом за зло, значит любить. Есличеловек верит в это, то дело не в том, что сделал брат, а что должен ясделать. Если ты хочешь исправить ближнего в его ошибке, скажи ему кротко отом, что он худо сделал. Если он не послушает тебя, не вини его, а толькосамого себя за то, что ты не сумел сказать ему, как надобно. Спрашивать о том, сколько раз надо прощать брата, все равно, чтоспрашивать человека, который знает, что пить вино дурно, и решил никогда непить вина, спрашивать его, сколько раз нужно отказываться от вина, когдаподносят. Если я решил не пить, то не буду пить, сколько бы раз ниподносили. То же и с прощением. Прощать - значит не то, что сказать: прощаю, а то, чтобы вынуть изсердца досаду, недоброе чувство против обидевшего. А для того, чтобы сделатьэто, надо помнить свои грехи, а будешь помнить, то наверное найдешь за собоюхудшие дела, чем те, за какие ты сердишься. Учение о непротивлении злу насилием не есть какой-либо новый закон, аесть только указание на неправильно допускаемое людьми отступление от законалюбви, есть только указание на то, что всякое допущение насилия противближнего, во имя ли возмездия или предполагаемого избавления себя илиближнего от зла, несовместимо с любовью. Учение о том, что если любишь, то нельзя мстить, до такой степенипонятно, что оно само собой вытекает из смысла учения. Так что если бы в христианском учении и не было высказано то, чтовсякий христианин должен платить добром за зло и любить ненавидящих, врагов,всякий понимающий ученье сам для себя вывел бы это требование любви. Чтобы понять в учении Христа то, что надо платить добром за зло, надопонять все учение по-настоящему, а не так, как его толкуют церкви, сурезками и прибавками. Все же учение Христа в том, что человек живет не длясвоего тела, а для души, для того, чтобы исполнить волю Бога. Воля же Бога втом, чтобы люди любили друг друга, любили всех. Как же может человек любитьвсех и делать зло людям? Верующий в учение Христа, что бы с ним ни делали,не может делать того, что противно любви, не может делать зла людям. Все христианское учение без запрещения отплаты злом за зло - пустыеслова. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощатьбрату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: неговорю тебе: "до семи", но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться срабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, которыйдолжен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, тогосударь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел,и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпина мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем,отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, вышед, нашел одного изтоварищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил,говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял егои говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел ипосадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видевшипроисшедшее, очень огорчились и, пришедши, рассказали государю своему всебывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тотя простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебепомиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись,государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из васот сердца своего брату своему согрешений его. Мф. XVIII. 21-35


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: