Социальная политика государства

Социальная экономическая политика - реализуется через политические решения и представляет собой процесс материа­лизации общественного понятия о справедливом распределении дохода в реальную жизнь.

Политический аспект испытывает большое влияние экономических аргументов - размеров налогов, акцизов, пенсий и социальных выплат. В экономической теории понятие справедливости связывается с понятием рас­пределения и перераспределения доходов. Справедливое распределение доходов — столетиями дискутируемый вопрос в теории и самый конфликтный на практике, по­тому что решающее слово имеют не экономические факторы, а доводы политиче­ские, опирающиеся, с одной стороны, на время от времени возникающие социаль­ные конфликты и революции, и на социальное партнерство, с другой.Иными словами, с помощью социальной политики государст­во стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качест­ве, продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений и т.д. Особенностью социальной политики является жесткая взаи­мосвязь отдельных ее направлений. Среди основных направлений современной социальной поли­тики можно выделить следующие (см. рис.).

По отношению к населению социальные гарантии выполняют экономическую, политическую и реабилитационную функции

Экономическая функция заключается в компенсации всех видов доходов и зара­ботной платы, частичной компенсации дополнительных расходов, выдаче помощи в денежной или натуральной форме в пределах государственных минимальных стан­дартов, предоставления льгот. Эта функция включает страховые пособия (по безра­ботице, временной нетрудоспособности, беременности и родам), финансируемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования.

Политическая функция включает обеспечение социального партнерства и поли­тической стабильности в обществе за счет снятия напряженности в обществе, про­дуцирующейся различиями в уровне жизни населения.

Реабилитационная функция — формирует положительные эмоции и независимый общественный статус социально уязвимой части населения.

Социальные гарантии реализуются в различных организационно-правовых формах:

1. Государственные гарантии права на образование и медицинское обслужива­ние, права на труд и на отдых, охрану труда и семьи.

2. Государственное социальное обеспечение помощь в виде денежных посо­бий уязвимым слоям населения, гарантирующая определенный минимальный уро­вень жизни, финансируется за счет налогов и других бюджетных поступлений.

3. Государственное, коллективное и личное социальное страхование — гаранти­рует в первом случае необходимый, во втором — привычный уровень жизни, в тре­тьем — определенный уровень благосостояния.

4. Государственное социальное обслуживание содержание и обслуживание нетрудоспособных граждан.

5. Государственные компенсационные выплаты государственные выплаты и льго­ты некоторым категориям населения, чьи права, жизнь и свобода были ущемлены.

При этом основной принцип работы второй, четвертой и пятой подсистем осно­ваны на солидарности поколений, коллективное страхование — на принципе субсидиарности и, наконец, личное страхование — на принципе эквивалентности. Принцип солидарности означает распределение помощи только в зависимости от нуждае­мости, без учета размеров уплачиваемых гражданином налогов и страховых взно­сов. Принцип субсидиарности означает оказание помощи в зависимости от нуждае­мости, но с учетом размера взносов и размера выплат соответственно.

Принцип эквивалентности означает получение помощи пропорционально величине уплачен­ных страховых взносов.

Реализации организационно-правовых форм социальных гарантий неотъемлемо присущи такие принципы, как: всеобщность, доступность, всесторонность, многооб­разие видов обеспечения, адекватность (т.е. в размерах, соответствующих сло­жившемуся уровню экономики).

Социальная защита — система мер, осуществляемых об­ществом по обеспечению общественно необходимого материаль­ного и социального положения граждан.

Социальное обеспечение - система государственной социальной политики направленная на материальное вспомоществование и обслуживание населения в старости, в случае болезни и частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей имеющих детей.

Доход сумма денежных средств или материальных благ, денежных поступлений населения из всех возможных источников в течение определенного периода време­ни.

Усиление имущественного нера­венства и дифференциации населения по доходам является одним из социальных догматов рыночной экономики. Для измерения неравномерности распределения по­лучаемых доходов различными группами населения используется показатель, вве­денный американским статистиком и экономистом Максом Лоренцем (1876-1959), получившим название "кривой Лоренца " или "лук Лоренца" С помощью этого метода определяется абсолютная и относительная численность работников, получающих до­ход (заработную плату) определенного уровня.

Уровень неравенства в распределении дохода воспроизводится на графике с помощью кривой Лоренца, где степень вогнутости кривой отражает большую нерав­номерность дохода, приходящуюся на разные группы. «Доля населения» будет располагаться на оси абсцисс, а «до­ля дохода» на оси ординат (рис.).

Теоретическая возмож­ность абсолютного равенства в распределении доходов представ­лена биссектрисой. Она указывает на то, что любой данный про­цент семей получает соответствующий процент дохода. 20% се­мей получают 20% дохода, 40% — 40% дохода и т.д. Чем больше рассто­яние между биссектри­сой и кривой Лоренца, тем больше степень не­равенства доходов. Если бы фактическое распре­деление доходов было абсолютно равномер­ным, то биссектриса и кривая совпали бы. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравни­вать распределение доходов в различные периоды времени, в раз­личных странах, между различными социальными группами

Крайнюю степень нера­венства в распределе­нии доходов характери­зует треугольник, обра­зуемый диагональю и осями координат. Масштабы этого неравенст­ва определяются при помощи коэффициента концентрации дохо­дов — коэффициента Джини, получивший название по имени итальянского статистика Коррадо Джини (1884-1965). Коэффициент Джини разработан на основе кривой Лоренца. Он представляет собой отноше­ние площади между кривой реальных доходов и линией, идущей под углом в 45° к площади, находящейся под линией, идущей под углом в 45°. Для получения коэффициента неравенства распределения доходов площадь верхнего треугольника, образованного делением квадрата Лоренца биссектрисой принимают за абсолютное равенство распределения, площадь нижнего — за абсо­лютное неравенство распределения доходов. Площадь, заключенная между биссек­трисой равномерного распределения и кривой Лоренца, соотнесенная с площадью нижнего треугольника, дает коэффициент Джини. Коэффициент Джини, или индекс концентрации доходов, характеризует степень отклонения фактического распреде­ления денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Вели­чина коэффициента варьируется от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

В условиях дифференциации доходов и уровней жизни возникает острая соци­альная проблема — проблема бедности. Каким образом ее можно определить? Очевидно, возможно обозна­чить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечива­ется воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать как минимум материальной обеспеченности или прожиточный ми­нимум (порог бедности). Все группы населения, живущие ниже «порога бедности» являются бедняками. Бедность нужно рассмат­ривать не только как чисто экономический фактор. Это еще соци­альное явление, характеризуемое глубиной, остротой и продолжи­тельностью бедности. Бедность характеризуется длительным от­сутствием ресурсов, не компенсируемых предыдущими сбережени­ями и отказом от приобретения дорогостоящих товаров и услуг. Бюджетные обследования — выборочные статистические обследования доходов расходов и потребления населения. Материалы бюджетных обследований используются для анализа уровня жизни населения.

Уровень жизни - экономическая категория и социальный стандарт, характери­зующий степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей.

Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как:

Прожиточный минимум — стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи определяемая на основе минимальном потребительской корзины. Для исчисления минимального прожиточного бюджета используется содержание продовольственной корзины.

Продовольственная корзина (набор из продуктов пита­ния одного человека в месяц), рассчитывается на основе минимальных норм по­требления продуктов (физиологический минимум), которые соответствуют физиче­ским потребностям, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обес­печивают соблюдение традиционных навыков организации питания.

Содержание потребительской корзины, призванной обеспечивать физиологиче­ский уровень жизни, представляет собой минимальный прожиточный минимум.

Прожиточный минимум социальный стандарт, обобщенный по­казатель или шкала бедности, при разработке которого различают два бюджета. Прожиточный минимум в стоимостном выражении выступает как бюджет прожиточ­ного минимума и минимальный потребительский бюджет. Бюджет прожиточного минимума обозначает низкий жизненный стандарт, рассчитанный с учетом мини­мальных физиологических норм потребления товаров и услуг.

Потребительский бюджет - баланс доходов и расходов среднестатистический семьи харак­теризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся

Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций по­требления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчисленный из средних доходов на душу населения, поэто­му это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.

На основании прожиточного (социального и физиологического) минимума раз­рабатываются программы государства в области регулирования доходов и под­держки беднейших слоев населения. Для этого проводится работа по законодатель­ному установлению шкал соотнесения групп населения к категориям, находящимся за, так называемым, "порогом бедности" для последующего оказания необходимой социальной помощи.

Минимальный прожиточный минимум, обеспечивающий физиологический уро­вень жизни в денежном выражении, представляет собой минимальный потребитель­ский бюджет и рассчитывается на основе 200 видов услуг и товаров. По состоянию на октябрь 1999 г., по данным Госкомстата РФ, прожиточный минимум в России со­ставил на душу населения 1040 руб.

Реализация политики государства по перераспределению доходов между различными социальными группами населения возможна путем дифференциро­ванного, прогрессивного налогообложения на работающих и распределения со­циальных трансфертов между неработающими группами и слоями населения.

История знает два подхода: уравнительное распределение произведенных мате­риальных благ между всеми членами общества вне зависимости от степени участия в производстве и распределение доходов через рыночные механизмы. Причем, если в первом случае обеспечивается социальное равенство и социальный мир (за счет потери стимулов производства продукции и увеличения дохода), то во втором -стимулируется динамичное развитие системы. "Проблема для общества, склонного к равноправию, заключается в том, как перераспределить доход, чтобы свести к ми­нимуму негативное влияние такого перераспределения на экономическую эффективность.

Инструменты перераспределения дохода включают:

прогрессивный налог с физических лиц;

регулирование заработной платы;

реализацию государственной социальной политики — программ помощи и соци­ального обеспечения;

обеспечение пособиями по безработице;

системы медицинского обслуживания населения, образования и культуры.

Минимальный размер оплаты труда — не минимальная ставка заработной платы или, как часто говорят, минимальная заработная плата. Минимальная ставка зара­ботной платы исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда в соеди­нении с совершившейся работой и представляет собой вознаграждение работнику, отработавшему полностью рабочее время и выполнившему производственное зада­ние. При этом, начисленная за определенную, выполненную работу минимальная ставка не может быть ниже установленного законодательно минимального размера оплаты труда.

Индексация проводится как на уровне государства в целом на основе специальных законодательных актов, так и на уровне предприятий и отраслей. Величина индекса­ции заработной платы теоретически должна быть прямо пропорциональна уровню инфляции.

Для проведения индексации в целях удержания размера заработной платы в условиях инфляции, рассчитываются индексы потребительских цен, которые фикси­руются в динамике изменения цен на товары и услуги.

Индекс цен определяет размер инфляции и служит индикатором величины ин­дексации денежных доходов и заработной платы. Индексация увеличивает номи­нальные доходы пропорционально росту цен.

Социальное парт­нерство - это соглашения и переговоры, основанные на реальных механизмах кол­лективно-договорного регулирования на уровне государства, отрасли, региона. Роль государства в этом процессе велика и состоит в том, чтобы создать

Эффект перераспределения доходов неоднозначно оценивается и сторонниками, и противниками государственного вмешательства в этот процесс. По расчетам А. Оукэна. утечка через «дыры худого ведра перераспределения» составляет более 70% дохода. «Дыры» эти неизбежны во всяком перераспределении и возникают за счет подрыва стимулов к деловой активности (и трудовой, и предпринимательской), роста административных расходов на осуществление программ поддержания дохо­дов. В результате любое перераспределение национального дохода на более равные доли ведет к уменьшению его общей величины. В итоге динамика доходов зависит как от роста общественного продукта, так и от способов его распределения. И рост, и падение доходов могут сопровождаться как усилением, так и снижением и к диффе­ренциации. Реальное перераспределение осуществляется стихийно и может приобре­тать скрытый, неконтролируемый характер. В результате декларируемые соци­альные приоритеты, выдвигаемые политическими лидерами, оказываются достаточно далекими от результатов правительственных программ. В конечном итоге распределение доходов детерминируется не политикой, а экономическими за­конами. Политика должна лишь нейтрализовать барьеры на пути повышения соци­ально-экономической мобильности в обществе и предоставлять четкие ориентиры для идентификации социально значимых типов поведения. В современных условиях наблюдается процесс изменения систем предпочтений и критериев максимизации полезности. Все более значимыми становятся такие общечеловеческие ценности, как охрана окружающей среды, укрепление здоровья и развитие творческого потенциа­ла, политическая и социальная стабильность отдельных стран и человеческой циви­лизации в целом.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспре­делению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эф­фективности. Известно, что рыночная система в числе прочих своих «ошибок» содержит и распределение доходов, т. е. ответ на вопрос «для кого», «кому». Распределение доходов, как мы видели, отличается неравномерностью. Рыноч­ная система не обеспечивает реализацию права на труд, на образование, медицинское обслуживание и пр., в конечном счете не содержит в себе социальной справедливости и равенства. Сложность проблемы состоит в том, что такие понятия, как справедливость и равенство, связаны с оценочными суж­дениями, которые основываются на различных предпочтениях, вкусах и взгля­дах. Оценочные суждения связаны с философскими, этическими категориями, находящимися за пределами экономики, но это не значит, что экономический анализ не может внести свой вклад в исследование этих явлений.

Экономичес­кая теория не может пойти дальше объяснения последствий и расчета выгод и издержек различных вариантов решения вопроса о соотношении равенства и эффективности.

Экономический анализ это информационная база для приня­тия решений о приоритетах социальной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: