Социальная экономическая политика - реализуется через политические решения и представляет собой процесс материализации общественного понятия о справедливом распределении дохода в реальную жизнь.
Политический аспект испытывает большое влияние экономических аргументов - размеров налогов, акцизов, пенсий и социальных выплат. В экономической теории понятие справедливости связывается с понятием распределения и перераспределения доходов. Справедливое распределение доходов — столетиями дискутируемый вопрос в теории и самый конфликтный на практике, потому что решающее слово имеют не экономические факторы, а доводы политические, опирающиеся, с одной стороны, на время от времени возникающие социальные конфликты и революции, и на социальное партнерство, с другой.Иными словами, с помощью социальной политики государство стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качестве, продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений и т.д. Особенностью социальной политики является жесткая взаимосвязь отдельных ее направлений. Среди основных направлений современной социальной политики можно выделить следующие (см. рис.).
|
|
По отношению к населению социальные гарантии выполняют экономическую, политическую и реабилитационную функции
Экономическая функция заключается в компенсации всех видов доходов и заработной платы, частичной компенсации дополнительных расходов, выдаче помощи в денежной или натуральной форме в пределах государственных минимальных стандартов, предоставления льгот. Эта функция включает страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам), финансируемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования.
Политическая функция включает обеспечение социального партнерства и политической стабильности в обществе за счет снятия напряженности в обществе, продуцирующейся различиями в уровне жизни населения.
Реабилитационная функция — формирует положительные эмоции и независимый общественный статус социально уязвимой части населения.
Социальные гарантии реализуются в различных организационно-правовых формах:
1. Государственные гарантии права на образование и медицинское обслуживание, права на труд и на отдых, охрану труда и семьи.
2. Государственное социальное обеспечение — помощь в виде денежных пособий уязвимым слоям населения, гарантирующая определенный минимальный уровень жизни, финансируется за счет налогов и других бюджетных поступлений.
3. Государственное, коллективное и личное социальное страхование — гарантирует в первом случае необходимый, во втором — привычный уровень жизни, в третьем — определенный уровень благосостояния.
|
|
4. Государственное социальное обслуживание — содержание и обслуживание нетрудоспособных граждан.
5. Государственные компенсационные выплаты — государственные выплаты и льготы некоторым категориям населения, чьи права, жизнь и свобода были ущемлены.
При этом основной принцип работы второй, четвертой и пятой подсистем основаны на солидарности поколений, коллективное страхование — на принципе субсидиарности и, наконец, личное страхование — на принципе эквивалентности. Принцип солидарности означает распределение помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов. Принцип субсидиарности означает оказание помощи в зависимости от нуждаемости, но с учетом размера взносов и размера выплат соответственно.
Принцип эквивалентности означает получение помощи пропорционально величине уплаченных страховых взносов.
Реализации организационно-правовых форм социальных гарантий неотъемлемо присущи такие принципы, как: всеобщность, доступность, всесторонность, многообразие видов обеспечения, адекватность (т.е. в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики).
Социальная защита — система мер, осуществляемых обществом по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения граждан.
Социальное обеспечение - система государственной социальной политики направленная на материальное вспомоществование и обслуживание населения в старости, в случае болезни и частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей имеющих детей.
Доход — сумма денежных средств или материальных благ, денежных поступлений населения из всех возможных источников в течение определенного периода времени.
Усиление имущественного неравенства и дифференциации населения по доходам является одним из социальных догматов рыночной экономики. Для измерения неравномерности распределения получаемых доходов различными группами населения используется показатель, введенный американским статистиком и экономистом Максом Лоренцем (1876-1959), получившим название "кривой Лоренца " или "лук Лоренца" С помощью этого метода определяется абсолютная и относительная численность работников, получающих доход (заработную плату) определенного уровня.
Уровень неравенства в распределении дохода воспроизводится на графике с помощью кривой Лоренца, где степень вогнутости кривой отражает большую неравномерность дохода, приходящуюся на разные группы. «Доля населения» будет располагаться на оси абсцисс, а «доля дохода» на оси ординат (рис.).
Теоретическая возможность абсолютного равенства в распределении доходов представлена биссектрисой. Она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. 20% семей получают 20% дохода, 40% — 40% дохода и т.д. Чем больше расстояние между биссектрисой и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равномерным, то биссектриса и кривая совпали бы. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами
Крайнюю степень неравенства в распределении доходов характеризует треугольник, образуемый диагональю и осями координат. Масштабы этого неравенства определяются при помощи коэффициента концентрации доходов — коэффициента Джини, получивший название по имени итальянского статистика Коррадо Джини (1884-1965). Коэффициент Джини разработан на основе кривой Лоренца. Он представляет собой отношение площади между кривой реальных доходов и линией, идущей под углом в 45° к площади, находящейся под линией, идущей под углом в 45°. Для получения коэффициента неравенства распределения доходов площадь верхнего треугольника, образованного делением квадрата Лоренца биссектрисой принимают за абсолютное равенство распределения, площадь нижнего — за абсолютное неравенство распределения доходов. Площадь, заключенная между биссектрисой равномерного распределения и кривой Лоренца, соотнесенная с площадью нижнего треугольника, дает коэффициент Джини. Коэффициент Джини, или индекс концентрации доходов, характеризует степень отклонения фактического распределения денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента варьируется от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
|
|
В условиях дифференциации доходов и уровней жизни возникает острая социальная проблема — проблема бедности. Каким образом ее можно определить? Очевидно, возможно обозначить те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство населения. Этот уровень и должен выступать как минимум материальной обеспеченности или прожиточный минимум (порог бедности). Все группы населения, живущие ниже «порога бедности» являются бедняками. Бедность нужно рассматривать не только как чисто экономический фактор. Это еще социальное явление, характеризуемое глубиной, остротой и продолжительностью бедности. Бедность характеризуется длительным отсутствием ресурсов, не компенсируемых предыдущими сбережениями и отказом от приобретения дорогостоящих товаров и услуг. Бюджетные обследования — выборочные статистические обследования доходов расходов и потребления населения. Материалы бюджетных обследований используются для анализа уровня жизни населения.
Уровень жизни - экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей.
|
|
Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как:
Прожиточный минимум — стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи определяемая на основе минимальном потребительской корзины. Для исчисления минимального прожиточного бюджета используется содержание продовольственной корзины.
Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц), рассчитывается на основе минимальных норм потребления продуктов (физиологический минимум), которые соответствуют физическим потребностям, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.
Содержание потребительской корзины, призванной обеспечивать физиологический уровень жизни, представляет собой минимальный прожиточный минимум.
Прожиточный минимум — социальный стандарт, обобщенный показатель или шкала бедности, при разработке которого различают два бюджета. Прожиточный минимум в стоимостном выражении выступает как бюджет прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет. Бюджет прожиточного минимума обозначает низкий жизненный стандарт, рассчитанный с учетом минимальных физиологических норм потребления товаров и услуг.
Потребительский бюджет - баланс доходов и расходов среднестатистический семьи характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся
Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчисленный из средних доходов на душу населения, поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.
На основании прожиточного (социального и физиологического) минимума разрабатываются программы государства в области регулирования доходов и поддержки беднейших слоев населения. Для этого проводится работа по законодательному установлению шкал соотнесения групп населения к категориям, находящимся за, так называемым, "порогом бедности" для последующего оказания необходимой социальной помощи.
Минимальный прожиточный минимум, обеспечивающий физиологический уровень жизни в денежном выражении, представляет собой минимальный потребительский бюджет и рассчитывается на основе 200 видов услуг и товаров. По состоянию на октябрь 1999 г., по данным Госкомстата РФ, прожиточный минимум в России составил на душу населения 1040 руб.
Реализация политики государства по перераспределению доходов между различными социальными группами населения возможна путем дифференцированного, прогрессивного налогообложения на работающих и распределения социальных трансфертов между неработающими группами и слоями населения.
История знает два подхода: уравнительное распределение произведенных материальных благ между всеми членами общества вне зависимости от степени участия в производстве и распределение доходов через рыночные механизмы. Причем, если в первом случае обеспечивается социальное равенство и социальный мир (за счет потери стимулов производства продукции и увеличения дохода), то во втором -стимулируется динамичное развитие системы. "Проблема для общества, склонного к равноправию, заключается в том, как перераспределить доход, чтобы свести к минимуму негативное влияние такого перераспределения на экономическую эффективность.
Инструменты перераспределения дохода включают:
прогрессивный налог с физических лиц;
регулирование заработной платы;
реализацию государственной социальной политики — программ помощи и социального обеспечения;
обеспечение пособиями по безработице;
системы медицинского обслуживания населения, образования и культуры.
Минимальный размер оплаты труда — не минимальная ставка заработной платы или, как часто говорят, минимальная заработная плата. Минимальная ставка заработной платы исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда в соединении с совершившейся работой и представляет собой вознаграждение работнику, отработавшему полностью рабочее время и выполнившему производственное задание. При этом, начисленная за определенную, выполненную работу минимальная ставка не может быть ниже установленного законодательно минимального размера оплаты труда.
Индексация проводится как на уровне государства в целом на основе специальных законодательных актов, так и на уровне предприятий и отраслей. Величина индексации заработной платы теоретически должна быть прямо пропорциональна уровню инфляции.
Для проведения индексации в целях удержания размера заработной платы в условиях инфляции, рассчитываются индексы потребительских цен, которые фиксируются в динамике изменения цен на товары и услуги.
Индекс цен определяет размер инфляции и служит индикатором величины индексации денежных доходов и заработной платы. Индексация увеличивает номинальные доходы пропорционально росту цен.
Социальное партнерство - это соглашения и переговоры, основанные на реальных механизмах коллективно-договорного регулирования на уровне государства, отрасли, региона. Роль государства в этом процессе велика и состоит в том, чтобы создать
Эффект перераспределения доходов неоднозначно оценивается и сторонниками, и противниками государственного вмешательства в этот процесс. По расчетам А. Оукэна. утечка через «дыры худого ведра перераспределения» составляет более 70% дохода. «Дыры» эти неизбежны во всяком перераспределении и возникают за счет подрыва стимулов к деловой активности (и трудовой, и предпринимательской), роста административных расходов на осуществление программ поддержания доходов. В результате любое перераспределение национального дохода на более равные доли ведет к уменьшению его общей величины. В итоге динамика доходов зависит как от роста общественного продукта, так и от способов его распределения. И рост, и падение доходов могут сопровождаться как усилением, так и снижением и к дифференциации. Реальное перераспределение осуществляется стихийно и может приобретать скрытый, неконтролируемый характер. В результате декларируемые социальные приоритеты, выдвигаемые политическими лидерами, оказываются достаточно далекими от результатов правительственных программ. В конечном итоге распределение доходов детерминируется не политикой, а экономическими законами. Политика должна лишь нейтрализовать барьеры на пути повышения социально-экономической мобильности в обществе и предоставлять четкие ориентиры для идентификации социально значимых типов поведения. В современных условиях наблюдается процесс изменения систем предпочтений и критериев максимизации полезности. Все более значимыми становятся такие общечеловеческие ценности, как охрана окружающей среды, укрепление здоровья и развитие творческого потенциала, политическая и социальная стабильность отдельных стран и человеческой цивилизации в целом.
Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности. Известно, что рыночная система в числе прочих своих «ошибок» содержит и распределение доходов, т. е. ответ на вопрос «для кого», «кому». Распределение доходов, как мы видели, отличается неравномерностью. Рыночная система не обеспечивает реализацию права на труд, на образование, медицинское обслуживание и пр., в конечном счете не содержит в себе социальной справедливости и равенства. Сложность проблемы состоит в том, что такие понятия, как справедливость и равенство, связаны с оценочными суждениями, которые основываются на различных предпочтениях, вкусах и взглядах. Оценочные суждения связаны с философскими, этическими категориями, находящимися за пределами экономики, но это не значит, что экономический анализ не может внести свой вклад в исследование этих явлений.
Экономическая теория не может пойти дальше объяснения последствий и расчета выгод и издержек различных вариантов решения вопроса о соотношении равенства и эффективности.
Экономический анализ — это информационная база для принятия решений о приоритетах социальной политики.