О брачном пире

Евангелие от Матфея 22:1–14 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали притчу о царе, который устроил пир и позвал всех на это великое торжество. Но вместо того, чтобы откликнуться, вместо того, чтобы с радостью прийти на царский праздник, многие люди отказались. Друзья этого царя сказали, что у них есть свои занятия, свои дела, и не пришли к нему. А многие встретили посланцев царя с насмешкой, с угрозами, а были и такие, которые, чтобы досадить царю, даже убили посланных.

И тогда царь, видя, что он напрасно ждет призванных, послал своих слуг и сказал: «Дом мой полон, все на столах, все приготовлено. Что же я буду один в пустом доме находиться? Будет мой праздник мрачен. Пойдите по всем улицам! Всех бродяг, всех нищих, кого встретите на дороге, — всех зовите, чтоб был зал наш полон».

И вот они пошли по всем дорогам и созвали множество людей, так что дом царский наполнился. Но, конечно, каждый человек, узнав, что его приглашают в дом царя, постарался привести себя в порядок, надел лучшую одежду, которая у него была. А один человек об этом не побеспокоился, пришел как был, в грязной рабочей одежде, и сел за стол. А по понятиям того времени для хозяина это было большой обидой. И царь во время пира, обходя зал, увидел человека, который сидел в грязной, рваной одежде и ел вместе с другими. Тогда он подошел к нему и сказал: «Как ты мог прийти на мой пир в такой одежде?» И велел слугам вывести этого человека вон.

Такова притча, которую Господь рассказывал, наверное, не раз, потому что в Евангелиях мы находим ее изложенную по–разному. Значит, Он считал, что в ней заключено нечто очень важное для нас.

И вот сегодня я хочу обратить ваше внимание на две вещи. Первая: Господь зовет всех. Ведь когда ударяет колокол и начинается Божественная литургия, всех созывает Он. Вы, наверное, знаете, что в некоторые моменты службы полагается звонить в колокол для того, чтобы люди, которые не имеют возможности быть в храме, мысленно перенеслись душою в церковь и помолились вместе со всеми, зная, что здесь совершается Таинство.

Господь постоянно призывает к Себе людей и часто слышит в ответ: «Нет. Я не могу прийти к Тебе. Нет, мне некогда, я занят, я погружен в свои дела».

Господь призывает нас не только когда звучит колокол, не только когда идет служба в храме, но призывает нас всегда. Вспомните те обстоятельства вашей жизни, которые наводили на мысль, что это есть призыв Божий, призыв очнуться, опомниться, переменить нашу жизнь. Стучит Господь в наши двери, но мы говорим: «Подожди, Господи, мне теперь некогда».

И как те люди, которые отказывались прийти, — один говорил: «У меня свадьба», другой купил себе волов и хотел их испробовать на пашне, — так и мы говорим: «Подожди, Господи! У меня столько забот, у меня семья, дети, множество трудов. Потом когда–нибудь я откликнусь на Твой голос».

И так проходит целая жизнь. И когда отворяются перед нами ворота иного мира, оказывается, что мы были ослушниками. Мы были глухи к голосу Божию, который призывал нас.

Он призывает нас всегда и повседневно. Когда вы встаете утром, даже сам восход солнца должен быть для нас призывом Божиим. Господь поднимает перед нами светило. Господь дает нам пищу. Почему мы, садясь за стол, должны перекреститься или мысленно хотя бы прочесть молитву? Потому что пища, которая перед нами, напоминает нам о Том, Кто нам дал ее, Кто дал нам хлеб насущный. Радость приводит нас к благодарению. Печаль напоминает нам о необходимости терпения. Всегда и во всем мире мы слышим этот призывный колокол.

Господь зовет:

«Придите ко Мне все».

Когда мы открываем слово Божие, мы слышим там Его слова:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные».

А кто из нас не труждающийся? Кто из нас не обременен тем или иным? Зовет Господь и говорит печально:

«Много званых, но мало избранных».

Мало тех, которые услышали Его голос. Мало пришедших. Для Него это скорбь, потому что Он пришел на землю, чтобы каждый был спасен.

Но вот мы с вами здесь собрались. Казалось бы, мы услышали этот призывный голос, мы пришли пред Его лицо, и сегодня те, которые причащались, приняли участие в Его Тайной вечере. Может, этого уже довольно? Достаточно этого?

Но теперь вспомним вторую половину притчи. Вспомним о том человеке, который был приведен в зал, но потом был изгнан оттуда. Почему? Потому что иные из нас, придя к Богу, думают, что они совершили подвиг, чуть ли не милость оказали. Как будто это нужно было не нам, а только Господу Богу. И поэтому приходим со своими грехами без покаяния, а так, как мы есть: «Вот я пришел, и благодари меня за то, что я пред Тобой».

Каждый из нас несет в своем сердце бремя суетности, зависти, невоздержания, нетерпения, злобы и многого другого. Каждый из нас, когда наступает время исповеди, может заглянуть в свою душу, как в зеркало, и увидеть все это. Вместо того, чтобы стараться в тот день и час, когда приходишь к Нему, в Его царский дом, к Его трапезе, очистить свое сердце, мы стараемся себя оправдать и говорим: «Пусть Он примет меня таким, какой я есть».

Нет, этого мало. То, что мы здесь, это не одолжение Богу. А это значит, что мы откликнулись на Его призыв и несем ответственность за свой шаг. Пришли в храм — значит, с нас вдвойне спрос.

И не надо думать, что те, кто остался за порогом храма, кто не имеет веры, хуже нас. Они часто лучше нас. Господь спросит с нас по Своему закону, который мы знаем, а с них будет спрашивать по их закону.

Если мы приходим сюда и ничем не отличаемся от язычников, если мы приносим в храм чванство, злобу, осуждение друг друга — и всю эту грязь тащим в святое место, то разве этим мы служим Богу? Мы похожи на того человека, который в сапожищах пришел в царский дворец и расселся там, воображая, что он порадовал царя. А царь сказал: «Свяжите его и выкиньте вон, во тьму внешнюю».

Так вот, мы должны помнить, что не заслуга вовсе и не достоинство наше, что мы христиане. А это значит, что мы будем спрошены теперь уже по–другому.

Звал Господь нас? Звал. Но звал вовсе не для того, чтобы мы, придя к Нему, оставались сынами века сего, сынами греха, которые не желают расстаться с ним.

Вот, дорогие мои, о чем нам напоминает сегодняшняя притча. Идя сегодня домой, пусть каждый себе задаст вопрос: «Вот я откликнулся на Божий призыв. Но был ли я достоин этого? Был ли я достоин того, чтобы Господь меня к Себе призвал и принял?» И если вы ответите: «Нет», тогда не будем отчаиваться, а скажем: «Пусть покаяние очистит меня, чтобы грязная моя одежда сменилась одеждой чистой, данной Им, по Его бесконечному прощению».

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Есть в Евангелии притчи радостные и утешительные, такие, как, например, притча о блудном сыне, которая кончается радостным примирением. А есть притчи печальные, грустные, как та, которую сегодня мы слышали во время воскресной Литургии. Притча о званых на вечерю, притча о всех нас, о всех людях, которых зовет к Себе Господь…

Спаситель несколько раз рассказывал ее, в разных видах, но смысл всегда был один и тот же. Царь, или богатый человек, ждет гостей, приглашая их на свой пир, на брачный пир сына. Но они отказываются — у каждого находится предлог, и тогда приходится ему наполнить свой дом случайными прохожими, нищими, бродягами — кем попало.

Сейчас нам трудно уже представить тогдашнюю обстановку: царя, который устраивает пышное празднество, его знатных соседей — князей или вельмож, которые отказываются прийти на брачный пир. Но притчи Христовы — это жизнь человеческая, поэтому они относятся ко всем временам, к любой стране. Мы можем легко себе представить, как бы это происходило здесь, у нас.

Вообразим себе человека, который устроил праздник, скажем, какой–нибудь свой юбилей, и ждет дорогих друзей. Он потратил много денег, приготовил стол, полный различных кушаний, убрал дом. Все уже готово на столе! И вот ему звонит один и говорит: я не приду к тебе. От другого он получает письмо или телеграмму: «не смогу прийти», «я болен» или «мне некогда», «у меня дела»…

Близкие друзья, которых он так надеялся увидеть, один за другим его обманывают. Сидит он одинокий, и ему так тоскливо и тяжело оттого, что никто не откликнулся. Каждый стук, каждый звонок в дверь заставляют его сердце радостно биться: вдруг все–таки кто–то пришел, не забыл меня, но оказывается, это пришел почтальон и принес еще одну телеграмму: «я не приду к тебе, прости, празднуй без меня».

И сидит он один, а стол полон, и еда на столе приготовленная — с терпением, с любовью, с большими затратами. Что же ему делать одному? И чтобы как–то развеять свою тоску, он выходит на улицу, останавливает прохожих и говорит: «Никто сегодня не пришел на мой праздник. Пойдемте! Посидим со мной вместе». Люди сначала удивляются, но потом понимают его и один за другим наполняют его комнату. Ему становится легче на душе. Хотя это посторонние прохожие, хотя они совсем, может быть, не так ему приятны и дороги, как были бы его друзья, но все–таки кто–то пришел, занял пустующие места…

Эта притча о том, как Господь призывает и ждет нас, быть может, с грустью и печалью. Как Он обращается к людям, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные».

Но он никогда никого не заставляет, никого не неволит! Он хочет, чтобы каждый пришел к Нему свободно. Но большая часть людей не слышит этого зова, и вовсе не потому, что сердце их ожесточилось, что они считают себя Его врагами, а просто им некогда.

Вот утром в воскресный день звон церковного колокола возвещает о начале службы. В одном храме, в другом храме… А в это время утром в домах зажигаются огни. Просыпаются люди, встают. Среди них, может быть, десятки и сотни тех, которые не прочь были бы пойти в храм; тысячи тех, которые когда–то были крещены, а потом крестили своих детей. Но дом Божий оставляет их глухими. «Нам некогда», — думают они. «Сегодня у меня свободный день, я лучше отосплюсь», или «я лучше займусь своими делами».

Семь дней недели проходит, но никто не делает усилие, чтобы отдать Господу, отдать встрече с Ним час–два. Ведь мы приходим сюда, в наши храмы, чтобы встретиться с Господом, чтобы открыть Ему свое сердце!

Вся неделя полна суеты. С утра до вечера!

И когда Господь призывает нас, мы говорим: «нам некогда», «у меня столько дел!»

Куда мы пойдем с нашими делами, когда жизнь так коротка!? Что понесем мы с собой, если душа наша будет черствой и пустой?! Какой смысл в нашей суете, если страдает наше сердце, наша совесть?!

«Какая польза человеку, — говорит Господь, — если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»*.

Мы живем в селах и городах; у нас пока достаточно храмов. Вот здесь один, рядом другой. Но немногие из них наполняются до отказа, и только потому, что мы слабы, нерадивы и ленивы. Я уже не говорю о подавляющем большинстве людей, которые не хотят ничего знать об этом, которые и слова «Бог» и «Церковь» никогда не произносят и слышать не хотят. Но я говорю о тех, которые, казалось бы, не отказываются, не отрицают Бога, — но им кажется, что вполне достаточно, что они себя числят христианами. Но прийти на зов Божий — для этого у них нет ни желания, ни сил, ни времени.

А вот и конец притчи: один из тех, кто пришел на царский пир с улицы, пришел, не переодевшись. В богатых домах, в домах царей сесть за стол, не приняв при этому слуги особую торжественную и праздничную одежду, означало выразить неуважение к хозяину. И царь велит этого человека выгнать вон.

То же самое может быть в случае, который мы вообразили. Представим себе, что среди этих неожиданных гостей, которые собрались, один начинает вести себя непотребно — шумит, безобразничает, кричит. Что с ним делают? Конечно, его просят, чтобы он покинул дом.

О чем говорит концовка притчи? Что даже тогда, когда мы якобы откликаемся на зов Божий, когда мы приходим к Нему, — одного этого недостаточно. Мы это делаем не в качестве одолжения, мы не должны гордиться и говорить: «Господи, вот видишь, я пришел к Тебе». В чем и как ты пришел — это не менее важно.

Если мы с вами стоим перед крестом, перед алтарем, стоим перед святыней, а в сердце своем несем смрад и грязь своих грехов, да еще не каемся и не хотим себя очистить, не страдаем от этого, а стоим самодовольные, думая, что достаточно, что я уже пришел в храм, — тогда над нами будет приговор такой же, как был над тем человеком: «Свяжите его, — говорит царь, — и бросьте его во тьму внешнюю. Он недостоин находиться здесь».

Поэтому пусть каждый из нас, приходя в храм, проверяет себя, достоин ли он войти в него, достоин ли он предстать перед лицом Божиим. Если чувствует, что нет, — чувство покаяния, сознание своего недостоинства уже помогают нам очиститься. Часто у входа в храм изображают двух ангелов, которые держат свитки, это означает, что они видят сердце каждого человека [19]. У нас в церкви над дверями есть два таких изображения ангелов. Хорошо бы и нам помнить о том, что это не просто картина, икона, — что это действительно Господь смотрит в сердце каждого из нас: с чем мы пришли к святыне?!

Да, мы услышали голос колокола, услышали зов Божий — это первый шаг. А второй: с чем и как мы пришли? Готовы ли мы свое сердце очистить от налипшей на него тьмы и грязи греха? Готовы ли мы прийти к Нему так, как подобает нам приходить к Господу, Который зовет к Себе всех, но желает, чтобы рядом с Ним, рядом с Его святыней мы были чисты. Ибо Он свят.

Аминь.

20 сентября 1981 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: