Вера хананеянки

Евангелие от Матфея 15:21–28 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слушали евангельское сказание о хананеянке, которой, пожалуй, единственной из всех, кто обращался к Христу, Он сначала отказал. Она просила Господа, чтобы Он исцелил ее дочь, но Христос продолжал идти, даже не поворачиваясь. А она бежала за Ним с воплями, умоляя Его откликнуться. Но Он молчал. Молчал, пока ученики не сказали Ему: «Учитель, отпусти ее, потому что она кричит вслед нам». Тогда Господь повернулся к этой язычнице и сказал такие слова, которые мы больше нигде не встречаем в Евангелии. Он сказал ей, что она — язычница, поклоняется идолам, и поэтому не может получить благодать исцеления.

Однако эта женщина не оскорбилась, не отвернулась, а продолжала просить. И когда Господь сказал ей сурово, что хлеб Он дает детям, что не может Он отдать хлеб псам, она возразила: «Господин, и псы едят крошки, которые падают от трапезы детей».

Тогда Господь остановился и ответил: «Женщина, велика вера твоя. Иди, дочь твоя будет здорова».

Почему Господь ее так испытывал? Конечно, мы не можем за Него дать ответ. Тайна мыслей Христовых от нас сокрыта. Мы только знаем, что никому Он никогда не отказывал. И даже язычникам: был сотник в Капернауме, римлянин, — Он ему не отказал. Напротив, тут же одобрил этого человека, сказав, что и в Израиле Он не нашел такой веры, и исцелил его слугу.

А этой женщине долго не отвечал. Казалось бы, она должна была уже перестать кричать Ему вслед. Конечно, мы знаем, что жители этой страны были не простыми язычниками. Из всех видов язычества там практиковалось самое страшное: убийства детей, разврат, который совершался в храмах, и многие другие страшные вещи, о которых Священное Писание нам говорит как о последнем пределе нечистоты и злочестия.

И вот Господь отказывает этой язычнице в Своем милосердии. Но не потому, что Он немилосердный! А потому что Он должен пробудить в человеке чувство своего недостоинства. Когда она признала, что принадлежит к людям недостойным, и все–таки продолжала умолять о снисхождении, Он увидел, что вместе с нечестием, воспринятым ею от своих предков, в душе ее жила глубокая вера. И тогда молчание Христа было нарушено.

Этот случай в жизни Господа приводит нас к событиям нашей собственной жизни. Тайна молчания Божия, когда мы к Нему взываем, скорбь человека, который простирает руки, и кажется, что Небеса его не слышат. «Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил?» [20] — вопиет псалмопевец. Ведь Господь, умирая, Сам повторял эти скорбные слова.

Кто из вас читает псалмы и любит их, знает, как много там подобных слов и тяжких вздохов души. Стучимся, зовем: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи!» [21]Из глубины, из бездны, из ямы, из пропасти… а Небеса молчат. Почему молчат? Почему не отзываются, когда приходят болезнь и смерть, когда царят на земле неправда и несправедливость?

Когда люди, лишенные веры или пытающиеся поколебать ее, говорят нам: «Смотрите, сколько зла творится на земле, и Бог ваш не слышит, и Бог ваш не откликается!» Да, так бывает…

Очень часто может казаться людям, что Господь безмолвствует. И вот молчание Христа, к Которому обратилась женщина хананеянка, наводит нас на мысль о том, что в этом безмолвии есть смысл. Конечно, мы не можем проникнуть в тайну Божию. Очень часто, когда нам кажется, что Господь не отвечает, Он ждет чего–то от нас. Он ждет от нас, чтобы мы признали свое недостоинство, чтобы мы ощутили смирение перед Ним. Потому что мы часто от Него требуем, и требуем с уверенностью, как будто Он обязан откликнуться на каждую просьбу, иногда и безумную.

Вы помните, я как–то рассказывал о монахе, который просил за человека, за бедного, но странноприимного, радушного человека, чтобы Господь послал ему богатство. И когда тот действительно разбогател, он перестал быть отзывчивым, он стал замкнутым, гордым, черствым и жадным. Часто мы не знаем, чего хотим, и просим совсем не того, что нам нужно. Иной раз бывает так, что Господь дает нам пожать плоды собственных грехов.

Вот люди говорят, что происходят войны, насилие и беззаконие. Верно, это происходит. Но путь был нам указан. Всем людям, и часто именно тем людям, которые совершают зло на земле, было сказано: «Вот дан тебе путь жизни, а вот тебе путь смерти. Выбирай сам. Ты свободный человек» [22].

И человек гордо выбирает путь смерти, выбирает путь лжи, отворачивается от истины Божией и идет по пагубной дороге. А когда на него падают камни с неба, когда он проваливается в пропасти, он говорит: «Где же Ты, Господи?»

Кто же виноват? Блудный сын или отец? Блудный сын, который ушел, и скитался, и ел со свиньями, — почему он впал в такое состояние? Отец ли был виновен в этом? Конечно, не отец, а сам сын, который ушел от него. И когда люди отступают от Бога, когда отступают от закона Божия, что могут они пожать доброго?

Отступают от Бога не только в уме своем и в сердце своем, но и в делах своих. Мы знаем множество людей и в прошлом, и в настоящем, которые, казалось бы, живут с Богом, считают себя верующими людьми, но в сердце не имеют настоящей веры. Вера им нужна лишь для того, чтобы быть спокойными и выпрашивать у Господа здоровья и даров, а по делам Божиим они поступать не желают. Живут совсем не так, как Он нам заповедал. Значит, они напрасно носят имя христианина или христианки.

Итак, то, что мы сеем, то и пожинаем. Иногда приходят моменты искушений, темных мыслей, колебаний совести, когда действительно мы стоим на краю обрыва. Вот один подвижник взывал когда–то: «Господи, когда я был в великом искушении, где Ты был?» И Господь ответил ему: «Я смотрел, Я взирал, Я присутствовал тут невидимо. Тебе казалось, что Меня нет, но Я смотрел на твое борение, на твое усилие, на твою ревность, на твою скорбь. Я видел, что ты это хочешь победить».

Нам кажется, что Его нет рядом с нами, но Он всегда рядом. Он помогает нам незримо. Иногда, когда нам кажется, что Он молчит, это не Он от нас отгородился, а мы от Него отгородились. Отгородились своим ропотом, претензиями, безумными словами и мыслями. Иные люди рассуждают так: «Какже так, я, Господи, Тебе служу и свечки ставлю, а болезнь меня не оставляет?»

Если бы так было, что каждый человек, который приходит и молится, освобождался от всех бед, освобождался от всех болезней, кто бы мы были тогда? Мы были бы купленные за плату, которые пришли к Богу не потому, что возлюбили Христа и заповедь Его, а потому что хотим получить здоровье и успех. Приходили бы с корыстью в сердце. И кому бы это было нужно? Нужна была бы Господу такая вера? Ведь Он потому и пришел на землю в уничиженном виде. Пришел и показал Себя Мужем скор–бей для того, чтобы люди не бежали за Ним ради земной славы.

А если бы Он пришел царем, могучим полководцем, великим государственным деятелем, человеком, пред которым за Его земную силу и славу склонялись ниц миллионы людей, все бы пошли за Ним, толпа бы бежала, толпы несметные. Потому что люди ищут себе господ. Но Спаситель Наш пришел совсем другим. От Вифлеемской пещеры до Голгофской горы Он всегда идет в уничижении…

Молча обращая к нам Свой взгляд, Он как бы говорит: «Вот таков ваш Господь. Узнайте Бога уничиженного, и тогда вы познаете Его тайну».

Один из ранних христианских писателей, Тертуллиан, говорил: «Когда я вижу Его замученным и оплеванным, когда я вижу Его умирающим, я познаю в Нем своего Бога».

Он умален ради нас. Он страдает вместе с нами. Когда нам кажется, что в нашей скорби мы одни, посмотрите на Распятие, на Крест Христов. Молча Он состраждет вместе с нами. Молча несет муку нашу, грех наш, тяготы наши на Своих плечах. Таков наш Господь.

И поэтому, если мы с вами отдали Ему свое сердце, не будем соблазняться и колебаться, не будем думать, что Небеса молчат. Когда нам кажется, что они молчат, взор Божий прикован к каждой душе, к каждой судьбе. Он ждет. Он вопрошает. Он благословляет и Он спасает всех нас!

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня вы слышали евангельский рассказ о том, как Господь посетил языческую землю, страны Тирские и Сидон–ские. Пошел Он туда, где почти никто Его не знал, как бы скрываясь от людей. Неузнанным проходил Он по берегу среди людей, которые поклонялись идолам.

Так же бывает и в нашем мире, когда вокруг поклоняются каждый своему идолу, незримо проходит Господь. Не замечают люди, что спасение близко, что надо лишь руку протянуть и пойти за Ним. Мы продолжаем жить в суете и ослеплении. И только когда действительно сердце наше охватывают скорбь и печаль, когда нам становится трудно в жизни, тогда вдруг мы вспоминаем, что жив Господь, жив наш Спаситель.

Так вот одна женщина из этих мест, хананеянка, которая уже ни на кого не надеялась, бросилась к Его ногам и сказала: «Господин! Дочь моя тяжело беснуется. Исцели ее!»

Но Спаситель, всегда отзывавшийся на просьбы о помощи, даже не оглянулся, ни слова не сказал и продолжал идти вдоль берега. А женщина громко кричала, звала, не отставала от них, так что даже ученики сказали Ему: «Отпусти ее, Учитель, чтобы она нам не кричала вслед».

Тогда Господь повернулся и напомнил им, что она язычница; что Он послан к людям, которые верят в Бога, к детям «дома Израилева». Хананеяне же не только поклонялись идолам, но приносили им в жертву своих детей и считали это делом благочестивым. Иногда сотнями сжигали людей, которых приносили в жертву идолу — Молоху. Молохом они называли своего бога грома и молнии. «Молох» по–ханаански значит «царь», и они считали его своим небесным царем. Зачем же они ему приносили своих детей? Зачем они совершали страшные, жестокие, развратные обряды? Потому что они надеялись, что таким способом они, в конце концов, завоюют себе благополучие, успех и победу над врагами.

Мы удивляемся и ужасаемся, но на самом деле и мы по–своему можем считаться такими же язычниками. Разве у нас нет своих идолов, которым часто мы приносим все самое дорогое: и жизнь, и время, и силы, и мысли, и свое сердце. Кто же эти идолы? Это наши грехи, наши пороки, наше глубокое самолюбие, самомнение, гордыня наша. У каждого из нас есть целое скопище, капище таких идолов, которым мы отдаем в жертву многое и служим им день и ночь.

И Господь как бы отверг эту женщину, сказав, что нечестивой язычнице Он не будет подавать помощь! Почему Он так поступает? Чтобы пробудить в ней сознание того, что она недостойна! Он сказал, что давать Божий дар язычнице — все равно что отнять у детей хлеб и бросить псам. Но она поняла все, что Он хотел ей сказать. Она поняла, что недостойна, что она язычница и принадлежит к тем, кто совершает этот жестокий, изуверский культ. И со смирением сказала: «Господин, и собаки едят то, что падает с господского стола».

Тогда Господь, испытав ее сердце, понял, что она оставила своих богов и доверилась только Ему. Она надеялась только на Него! Она ниоткуда уже не ждала помощи. И Он сказал ей: «Женщина, велика твоя вера. Да будет тебе по слову твоему».

Что же привело ее к ногам Христа? «Дочь моя жестоко беснуется» [23].

Но, как говорится в одном церковном песнопении, у нас не дочь, а плоть тяжело беснуется. И плоть — это не только тело, но и душа наша, и все, что нас делает живыми существами. Мы не можем ею управлять, она нам неподвластна; она подвластна страстям: нашему хотению, нашему произволу, нашей зависти, нашей ненависти, нашей лености, нашей гордыне — чего только нету нас в сердце! Вот что мы хотим исцелить, вот о чем мы просим.

Но Господь как бы не слышит нас! Мы стучимся к Нему и думаем, что Он сразу нас исцелит. А Он молчит. Многие из нас, придя, как бы каясь, холодными устами повторяют: «грешен, грешен» или «грешна, грешна» и не видят результата.

Здесь надо иметь терпение — то самое терпение, которое имела эта женщина, хананеянка. Она все равно продолжала кричать, хотя Он молчал, хотя Он не поворачивался, хотя Он уходил от нее. Она все равно шла за Ним, надеясь и веря. И испытана была ее надежда, испытана была ее вера. И она как бы здесь искупила и изжила свой, быть может, невольный грех — что принадлежала к язычникам.

И мы с вами не можем требовать от Бога, чтобы Он немедленно все перевернул в нашем сердце. Мы должны так же, как она, терпеливо идти за Ним и взывать: «Господи, помоги нам! Помоги нам, потому что все наше существо во зле беснуется!»

И если будет у нас хотя бы малая толика от веры женщины, если мы не будем роптать и обижаться, и пенять Богу если мы не будем говорить: «Что ж я, хожу в храм день и ночь, и ничто мне не помогает!» — если мы будем с надеждой и терпением ждать — тогда Он скажет и нам: «Велика твоя вера, она проверена, да будет тебе по слову твоему».

Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: