Прокачиваемость

Прокачиваемость характеризует перемещение смазочных масел сквозь трубопроводы, фильтры, сепараторы, отверстия и зазоры.

Наряду с вязкостными свойствами важными показателями прокачиваемости смазочных масел являются их чистота, цвет и вспениваемость.

В смазочных маслах не должно быть воды и механических примесей. Контроль за выполнением этих требований осуществляется стандартными методами.

Массовую долю воды в масле определяют на аппарате Дина и Старка. Для этого 100 г испытуемого масла смешивают с нерастворимым в воде нефтяным растворителем, температура начала кипения которого выше 100 ºС. Затем смесь нагревают в дистиллятной колбе до кипения. После того, как в приемнике-ловушке объем конденсированной воды перестанет увеличиваться, прекращают нагревание и определяют объем воды. Объем воды 0,03 см3 и меньше считается как следы. Если в нижней части приемника-ловушки не видно капель воды, то принимается, что она в масле отсутствует.

Для определения массовой доли механических примесей пробу масла растворяют в бензине или толуоле и фильтруют через бумажный фильтр; осадок на фильтре промывают растворителем, высушивают и взвешивают.

Чистоту моторных масел характеризуют специальным показателем. Для его определения испытуемое масло растворяют в бензине-растворителе и фильтруют через мембранные фильтры с диаметром пор 0,8…0,9 мкм. Фильтры сменяют через каждые 5 мин фильтрования. Затем фильтры с осадком высушивают и взвешивают. Степень чистоты масла оценивают по массе осадка в миллиграммах на 100 г масла.

Цвет смазочных масел определяют на колориметре ЦНТ, сравнимая визуально цвет масла или его раствора с цветными стеклянными светофильтрами. Цвет выражают в единицах ЦНТ, соответствующих номеру светофильтра от 0,5 до 8,0. Если цвет масла больше 8,0 единиц ЦНТ, то масло разбавляют растворителем в соотношении 15:85. Цвет нефтяного масла без присадок является показателем степени его очистки и месторождения нефти.

Вспениваемость характеризует свойство смазочных масел образовывать пену. Пена представляет собой дисперсию воздуха в масле. Она состоит из пузырьков воздуха, окруженных тонкой пленкой масла. Стабильность пены чистых минеральных масел зависит от их вязкости, поверхностного натяжения и температуры. Маловязкие масла образуют пену, состоящую из крупных пузырьков воздуха, которые быстро исчезают. В высоковязких маслах образуются мелкие пузырьки, которые создают стабильные пены. Чем выше поверхностное натяжение, тем меньше пенообразование. С повышением температуры стабильность пены снижается.

Склонность к пенообразованию оценивают по объему пены, которая образуется при продувании воздуха через масло. Вспениваемость смазочного масла определяют при температуре 24 ºС. Затем опыт проводят с новой порцией масла при 94 ºС и после отстаивания пены повторяют при 24 ºС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: