Суеверие неравенства, выделяющее людей правительства

КАК ОСОБЕННЫХ, ИЗ СРЕДЫ ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО НАРОДА Люди в наше время так привыкли к тому, что из всех дел, которыеделаются, есть такие, которые им запрещено делать, и еще такие, которые имвелено делать, как бы это ни было трудно для них, и что если они будутделать то, что запрещено, и не будут делать того, что поведено, то кто-то заэто накажет их, и им будет от этого худо. Люди так привыкли к этому, что ине спрашивают, кто те лица, которые запрещают им, и кто будет их наказыватьза неисполнение, и покорно исполняют все, что от них требуется. Людям кажется, что требуют от них всего этого не люди, а какое-тоособое существо, которое они называют начальством, правительством,государством. А стоит только спросить себя: кто такое это начальство,правительство, государство, чтобы понять, что это просто люди, такие же, каки все, и что приводить в исполнение все их предписания будет не кто иной, атолько тот самый разряд людей, над которыми и производятся эти насилия. Если не будет государственной власти, говорят начальствующие, то болеезлые будут властвовать над менее злыми. Но дело в том, что то, чем пугают,уже совершилось: теперь уже властвуют более злые над менее злыми, и именнопотому, что существует государственная власть. О том же, что произойдет оттого, что не будет государственной власти, мы судить не можем. По всемвероятиям должно заключить, что если люди, делающие насилие, перестанут егоделать, то жизнь всех людей станет от этого никак не хуже, но лучше. Стоит только вдуматься в сущность того, на что употребляет свою властьправительство, для того чтобы понять, что управляющие народами люди должныбыть жестокими, безнравственными и непременно стоять ниже среднегонравственного уровня людей своего времени и общества. Не тольконравственный, но не вполне безнравственный человек не может быть напрестоле, или министром, или законодателем, решителем и определителем судьбыцелых народов. Нравственный, добродетельный государственный человек естьтакое же внутреннее противоречие, как целомудренная проститутка, иливоздержный пьяница, или кроткий разбойник. Макиавелли вот как поучает государей об исполнении их должности:"Государям совсем не нужно иметь хорошие качества, но каждому из нихнеобходимо показывать вид, что он имеет эти качества. Скажу больше - в самомделе правителям это качество может быть только вредно, тогда как притворствов том, что имеешь те добрые качества, которых не имеешь, напротив, оченьполезно. Так, для государей очень важно уметь выказываться милосердными,верными своему слову, человеколюбивыми, религиозными и откровенными; быть жетаковыми на самом деле не вредно только в таком случае, если государь сподобными качествами сумеет в случае надобности заглушить их и выказатьсовершенно противоположное. Всякий может видеть, что государям, особенно только что получившимвласть или управляющим вновь возникающими монархиями, бывает невозможносогласовать свой образ действий с требованиями нравственности: весьма часто,для поддержания порядка в государстве, они должны поступать против законовсовести, милосердия, человеколюбия и даже против религии. Государи должныобладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразнообстоятельствам и, как я сказал выше, если возможно, не избегать честногопути, но, в случае необходимости, прибегать и к бесчестным средствам. Особенно важно для государей притворяться благочестивыми; в этом случаелюди, судящие по большей части только по одной внешности, так какспособность глубокого суждения дана немногим, легко обманываются. Личина длягосударей необходима, так как большинство судит о них по тому, чем оникажутся, и только весьма немногие бывают в состоянии отличить кажущееся отдействительного; и если даже эти немногие поймут настоящие качествагосударей, они не посмеют высказать свое мнение, противное мнениюбольшинства, да и побоятся оскорбить достоинство верховной власти,представляемой государем. Кроме того, так как действия государей неподсудны, то подлежат обсуждению одни только последствия действий, а несамые действия. Если государь сумеет только сохранить свою жизнь и власть,то все средства, какие бы он ни употреблял для этого, будут считатьсячестными и похвальными". Разбойники обирают преимущественно богатых, правительства же обираютпреимущественно бедных, богатым же, помогающим им в их преступлениях,покровительствуют. Разбойники, делая свое дело, рискуют своею жизнью,правительства почти ничем не рискуют. Разбойники никого насильно не забираютв свою шайку, - правительства набирают своих солдат большей частью насильно.Разбойники делят добычу большей частью поровну, - правительства жераспределяют добычу неравномерно: чем больше кто участвует в организованномобмане, тем более он получает вознаграждения. Разбойники не развращаютумышленно людей, - правительства же для достижения своих целей развращаютцелые поколения детей и взрослых ложными религиозными и патриотическимиучениями. Главное же, ни один самый жестокий разбойник, никакой СтенькаРазин, никакой Картуш - не может сравниться по жестокости, безжалостности иизощренности в истязаниях не только с знаменитыми своей жестокостью злодеями- государями: Иоанном Грозным, Людовиком XI, Елизаветами и т. п., но даже степерешними конституционными и либеральными правительствами с их казнями,одиночными тюрьмами, дисциплинарными батальонами, ссылками, усмирениямибунтов и избиениями на войнах. Как удивительно то, что короли так легко верят тому, что в них все, ичто народ так твердо верит в то, что он ничто. Монтескье Сильные мира кажутся великими только людям, которые стоят перед ними наколенях. Только встань люди с колен на ноги, и они увидят, что казавшиеся имтакими великими люди - такие же, как и они. Главное зло государственного устройства не в уничтожении жизней, а вуничтожении любви и возбуждении разъединения между людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: