Законы не исправляют и улучшают

А УХУДШАЮТ И ПОРТЯТ ЛЮДЕЙ Государство создает преступников быстрее, чем их наказывает. Нашитюрьмы набиты преступниками, которых развратило государство своиминесправедливыми законами, монополиями и всеми своими учреждениями. Мысначала издаем множество законов, порождающих преступления, а потом издаемеще больше законов для того, чтобы наказать за эти преступления. Тукер Государство издает столько законов, сколько отношений между людьми,которые должны быть определены. А так как отношений этих бесчисленноеколичество, то законодательство должно действовать непрерывно. Законы,декреты, эдикты, указы, постановления должны сыпаться градом на несчастныйнарод. Так оно и есть. Во Франции конвент в три года один месяц и четыре дняиздал 11600 законов и декретов; учредительное и законодательное собраниепроизвели столько же; империя и позднейшие правительства работали столь жеуспешно. В настоящее время собрание законов содержит их в себе, как говорят,более 50000; если бы наши законодатели исполняли свой долг, эта огромнаяцифра скоро удвоилась бы. Думаете ли вы, что народ и само правительствомогут сохранить какой-нибудь здравый смысл в этой ужасной путанице? Прудон Люди старательно вяжут себя так, чтобы один человек или немногие моглидвигать ими всеми; потом веревку от этой самой связанной толпы отдадут комупопало и удивляются, что им дурно. Стоит только, отрешившись от принимаемого на веру лжеучения, ивзглянуть на положение человека, живущего в государстве, - к какому бысамому деспотическому или самому демократическому государству он нипринадлежал, - чтобы ужаснуться на ту степень рабства, в котором живуттеперь люди, воображая, что они свободны. Над всяким человеком, где бы он ни родился, существует собрание людей;совершенно не известных ему, которые устанавливают законы его жизни: что ондолжен и чего не должен делать; и чем совершеннее государственноеустройство, тем теснее сеть этих законов. Определено, кому и как он долженприсягать, то есть обещаться исполнять все те законы, которые будутсоставляться и провозглашаться. Определено, как и когда он может жениться(он может жениться только на одной женщине, но может пользоваться домамитерпимости). Определено, как он может разводиться с женой, как содержатьсвоих детей, каких считать законными, каких незаконными, и кому и какнаследовать и передавать свое имущество. Определено, за какие нарушениязаконов как и кем он судится и наказуется. Определено, когда он сам долженявиться в суд в качестве присяжного или свидетеля. Определен возраст, прикотором он может пользоваться трудами помощников, работников, и даже числочасов, которое может работать в день его помощник, пища, которую он должендавать ему. Определено, когда и как он должен прививать предохранительныеболезни своим детям; определены меры, которые он должен принимать и которымдолжен подвергаться при такой-то и такой-то болезни, постигшей его или егосемейных и животных. Определены школы, в которые он должен посылать своихдетей. Определены размеры и прочность дома, который он может строить.Определено содержание его животных: лошадей, собак; как он можетпользоваться водой и где может ходить без дороги. Определены наказания занеисполнение всех этих и еще многих других законов. Нельзя перечислить всехзаконов на законах и правил на правилах, которым он должен подчиняться инезнанием которых (хотя и нельзя их знать) не может отговариваться человексамого либерального государства. При этом человек этот поставлен в такое положение, что при всякойпокупке потребляемых им предметов: соли, пива, сукна, железа, керосина, чая,сахара и многого другого, он должен отдавать большую часть своего труда длякаких-то неизвестных ему дел и для уплаты процентов за долги, которыесвершены кем-то во времена его дедов и прадедов. Должен отдавать также частьсвоего труда и при всяком переезде с места на место, при всяком получениинаследства или какой бы то ни было сделки с ближним. Кроме того, за ту частьземли, которую он занимает или своим жилищем, или обработкой поля, с неготребуют еще более значительную часть его труда. Так что большая часть еготруда, если он живет своим трудом, а не чужим, вместо того чтобыупотребляться на облегчение или улучшение положения его и положения егосемьи, уходит на эти подати, пошлины, монополии. Мало и этого: человеку этому в одних, в большинстве государств, велят,как только он войдет в возраст, поступать на несколько лет в военное самоежестокое рабство и идти воевать; в других же государствах: в Англии иАмерике, он должен нанимать людей для этого же дела. И вот люди, поставленные в такое положение, не только не видят своегорабства, но гордятся им, считая себя свободными гражданами великихгосударств Британии, Франции, Германии, России, гордятся этим так же, каклакеи гордятся важностью тех господ, которым они служат. Я думаю, что мы прежде всего должны быть людьми, а уже потомподданными. Нежелательно воспитывать в себе уважение к закону такое же, какк добру. Закон никогда не делает людей более справедливыми, а, напротив,вследствие уважения к закону хорошие люди делаются исполнителяминесправедливости. Торо Понятно, что коров, лошадей, овец стерегут люди. Люди знают, что нужноскотине и как лучше пасти ее. Но лошади, коровы, овцы не могут сами пастисебя, потому что они все одинаковы по своей природе. Так же одинаковы илюди. Почему же одни люди могут повелевать другими и заставлять их жить так,как это им кажется лучше? Все люди одинаково разумные существа, и управлятьими может только то, что выше их. Выше же их только одно: тот дух, которыйживет во всех их, то, что мы называем совестью. И потому людям нужноповиноваться только своей совести, а не людям, которые назовут себя царями,палатами, конгрессами, сенатами, судами. Американские индейцы жили так, что у них не было никакой власти,никаких законов, никакого правительства. Слушались они только заведенногообычая и своей совести. Те, кто поступали противно обычаю и совести, техизгоняли из общества, или когда случалось что-нибудь важное, как убийство,то наказывали убийство те, кто пострадал от него. И среди американскихиндейцев было гораздо меньше преступлений, чем среди наших государств свластями, тюрьмами и судьями. Где будет больше зла: там ли, где нет никакихзаконов, как было у диких американских индейцев, или там, где их слишкоммного? Я думаю, что верно можно сказать, что там, где слишком много законов.Овцы наверное будут счастливее, если они сами будут заботиться о себе, а небудут отданы на попечение о них волкам. По Джеферсону Гораздо естественнее представить себе общество людей, управляемоеразумными, выгодными и признаваемыми всеми правилами, чем те общества, вкоторых живут теперь люди, подчиняясь никто не знает кем установленнымгосударственным законам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: