Знание сильных и слабых сторон конкурента позволяет оценить способности организации к осуществлению различных стратегий. Кроме того, оно вносит существенный вклад в определение и выбор стратегических альтернатив. Один из подходов — использование слабостей конкурента в той сфере, где компания наиболее сильна или увеличивает свое преимущество. Конечным результатом должна быть стратегия, противопоставляющая «наши» сильные стороны слабостям конкурентов. И наоборот, зная «их» сильные стороны, необходимо определить способы их нейтрализации.
Именно такой стратегией воспользовалась одна небольшая компания по разработке программного обеспечения, у которой не было возможностей для продажи своих программных продуктов в розницу, равно как и ресурсов для стимулирования торговли. Поэтому она обратила внимание на других разработчиков, продающих свои программы и иногда компьютерную технику различным организациям, например инвестиционным компаниям и больницам. Фирмы, оценившие перспективность предлагаемого продукта, начали закупать его и встраивать в свои системы, что позволило компании нейтрализовать такие преимущества конкурентов, как доступ к каналам распределения и ресурсам.
Оценка сильных и слабых сторон конкурентов начинается с определения релевантных данной отрасли активов и компетенций. Затем осуществляется оценка их роли для стратегии каждого из соперников. Далее мы рассмотрим эту тему более подробно.
Сильные и слабые стороны конкурента