Стратегический риск
Ориентация на будущее
Ориентация на настоящее
Стратегическое видение | Стратегическая неуступчивость |
Стратегический оппортунизм | Стратегический дрейф |
Рис. 8.5. Видение и оппортунизм
Возникающие барьеры
Картина будущего может быть в целом правильной, однако реализовать необходимую стратегию фирме удается не всегда. Этим отчасти объясняются неудачные попытки GE и других компаний прорваться на компьютерный рынок в 1960-е гг., а также попытки Sony сделать «Betacam» стандартом видеозаписи.
Неправильные предположения о будущем
Ошибочность видения может быть связана с тем, что оно базируется на неправильных предположениях о будущем. Например, концепция финансовых фирм с полным комплексом услуг (когда-то — видение для American Express, Sears, Merrill Lynch и других компаний) была основана на неверном предположении о том, что клиенты воспримут как ценное удовлетворение всех финансовых потребностей «за один заход». Как оказалось, в каждом конкретном случае люди предпочитают иметь дело с узкими специалистами. Ошибочной оказалась и концепция GE относительно полной автоматизации производства. Ее покупатели нуждались не в заводских системах, а в отдельных программных продуктах и оборудовании.
Глава 8. Создание устойчивых конкурентных преимуществ