Третья проблема связана со сменой парадигм. Например, изменения в технологиях могут привести к трансформации характера бизнеса. Так, если раньше понятие «компьютер» означало мэйнфрейм, то впоследствии появились мини-ЭВМ, персональные компьютеры, портативные компьютеры, рабочие станции, серверы. Электронные лампы уступили место транзисторам, а те, в свою очередь, — полупроводникам, интегральным схемам и микропроцессорам. В каждом случае новая парадигма сопровождалась изменениями в распределении ролей. Как правило, в свете новых перспектив бывшие лидеры быстро утрачивали привычный статус.
Своего рода сменой парадигм является и появление новых бизнес-моделей. Starbucks и ее последователи изменили представления потребителей о приобретении и потреблении кофе, оставив производителей растворимого кофе в банках биться за сокращающийся рынок супермаркетов. Корпорации Dell удалось добиться изменения способа приобретения компьютеров (как со стороны частных лиц, так и организаций), превратив преимущество розничных каналов сбыта в недостаток. Nucor изменила сталелитейную промышленность, создав рассредоточенные металлургические мини-комбинаты, использующие в качестве сырья скрап (металлический лом). Крупным сталелитейным компаниям не оставалось ничего другого, как ввязаться в ценовую конкуренцию (ценой собственной прибыли). И не случайно в каждом из этих случаев проводниками новых парадигм становились компании-новички или фирмы, рассматривавшиеся как малозначительные нишевые игроки. Консультант по менеджменту Адриан Сливоцки назвал такого рода перераспределение прибылей и изменение экономического положения компаний «отраслевой миграцией стоимости».9
|
|