Как мы видим, спектр возможных решений варьируется от инвестиций для полной ликвидации бизнеса. Чтобы определить оптимальные варианты действий для фазы спада, фирма должна оценить пять типов стратегических неопределенностей (см. рис. 15.3). К их рассмотрению мы и переходим.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Перспективы рынка
1. Являются ли темпы снижение спроса систематическими и предсказуемыми?
2. Существуют ли очаги неудовлетворенного спроса?
3. Каковы причины спада — может быть, он носит временный характер? Интенсивность конкуренции
4. Оперируют ли в отрасли доминирующие конкуренты, обладающие уникальными компетенциями и навыками?
5. Действуют ли в отрасли конкуренты, не желающие покидать ее или добровольно сокращать выпуск?
6. Лояльны ли покупатели к торговым маркам? Насколько дифференцированы товары?
7. Имеет ли место ценовое давление?
Часть IV. Стратегии роста
Эффективность/сильные стороны
8. Получает ли компания прибыль? Каковы ее перспективы?
|
|
9. Какова доля рынка компании и тенденции ее изменения?
10. Обладает ли компания УКП в ключевых сегментах?
11. Может ли компания сокращать издержки параллельно с уменьшением объема продаж?
Взаимосвязи с другими видами бизнеса
12. Существует ли синергизм с другими СБЕ?
13. Совместим ли данный бизнес с текущим стратегическим направлением фир-
мы?
14. Обеспечиваются ли финансовые потребности бизнеса? Барьеры внедрения
15. Каковы барьеры на выходе?
16. Все ли альтернативные стратегии инвестиций доступны для организации?
Рис. 15.3. Выбор стратегии для находящихся в фазе спада отраслей