Если и среда, и позиции компании на рынке неблагоприятны, у компании остаются два последних варианта: дивестиции (продажа) или ликвидация бизнеса (рис. 15.2). Среди условий, побуждающих предпочесть именно эти варианты, а не стратегию «доения», можно выделить следующие.
• Темпы снижения спроса велики и усиливаются, а очаги стабильного спроса если и существуют, то недостижимы для компании.
• Ожидается, что конкуренты, столкнувшиеся с высокими выходными барьерами, недостаточной лояльностью к торговой марке и отличительными признаками товара, создадут сильное давление на цену. Таким образом, стратегия «доения» будет убыточной для всех.
• Позиция компании слаба; один или два доминирующих конкурента имеют неоспоримые преимущества. Компания уже несет убытки, ее перспективы на рынке туманны.
• Стратегическое направление фирмы было изменено; данный бизнес стал ненужным или даже нежеланным.
• Низкие барьеры на выходе.
Позиция компании в ключевых сегментах
Прочная
Слабая