Пластичные смазки применяются для таких трущихся деталей механизмов, где по конструкционным особенностям не могут удерживаться или регулярно подаваться жидкие масла, т. е. когда использование минеральных масел невозможно или нерационально.
В качестве примера таких узлов, используемых на автомобилях, можно назвать подшипники колес, шарниры различного рода приводов и т. д.
Эксплуатационные требования к качеству смазок следующие: смазки должны быть однородными; обладать определенными механическими свойствами; оказывать минимальное коррозионное воздействие на металлы; не должны содержать воды и механических примесей.
При оценке смазки по внешним признакам обращается внимание на ее цвет, состояние ее поверхностного слоя и ее однородности. Почти все смазки являются непрозрачными, поэтому их цвет надо фиксировать в отраженном свете.
Цвет зависит от окраски входящих в состав смазок компонентов и применяемых для автомобилей, технологии её изготовления и сохраняет в процессе производства цвет содержащихся в них масел. Следовательно, чем светлее смазка, тем более глубокой очистки масло использовано для ее приготовления. Смазки, в которых не содержатся специальные добавки (солидолы, консталины и др.), имеют цвет от светло-желтого до темно-коричневого. Наиболее ярко выраженный цвет имеют смазки графитная и № 158. Первая имеет черный цвет, вторая - синий. Смазки с углеводородными загустителями (технический вазелин и др.) имеет слабый запах нефтепродуктов. Жировые смазки универсального назначения (например, солидолы серии УС) могут пахнуть хозяйственным мылом. Все массовые синтетические смазки (солидол С и др.) обладают своеобразным, слегка ароматным запахом, который после первого знакомства с ним в дальнейшем быстро и безошибочно распознается.
|
|
Дисперсная фаза образует в смазках ажурный кристаллический каркас, составленный из частиц микроскопических или субмикроскопических размеров. Величина частиц и обусловленное этим своеобразие каркаса проявляются не только в механических свойствах смазок, но и в их внешнем виде. При частицах дисперсной и субмикроскопической величины поверхность смазки внешне выглядит гладкой и блестящей, как у солидолов, смазок ЦИАТИМ-20І. Если в процессе приготовления получаются кристаллические образования более крупных размеров (микроскопических), то, как бы тщательно поверхность такой смазки ни приглаживать, все равно она будет внешне выглядеть зернистой и даже волокнистой (например, жировой консталин).
После интенсивного механического воздействия (в частности, после длительной работы в механизмах) видимая простым глазом структура всех смазок становится гладкой.
Оборудование: стеклянная пластинка; шпатель; образец испытуемой смазки.
Порядок выполнения работы:
1. Смазку при помощи шпателя нанести на стеклянную пластинку слоем 1-2 мм. При этом допускается образование пузырьков воздуха.
2. Осмотреть слой смазки в проходящем свете и определить наличие или отсутствие в ней капель масла, комков загустителя, посторонние твердые включения.
3. Результаты оценки записать в отчет.