Определение температуры каплепадения смазки

Одной из причин перехода пластичной смазки в жидкое состояние является чрезмерное ее нагревание. Неправильный выбор смазок для узла трения приводит к серьезным нарушениям его работы, а часто вызывает и аварию автомобиля. Например, если в ступицы колес заложить ту же смазку, которой смазывают узлы трения ходовой части (т.е. среднеплавкую смазку "Солидол С"), то при движении автомобиля и нагреве подшипников ступицы эта смазка вытекает из полости ступицы, попадает на тормозные барабаны, нарушая систему торможения автомобиля со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для определения температуры каплепадения смазки пользуются специальным прибором (ГОСТ 6793-74), схема которого показана на рис. 4.1.

К нижней части термометра прикрепляется металлическая гильза 2, в которой за счет трения держится стеклянная чашечка 1.с калиброванным донным отверстием. Заполненная смазкой чашечка вставляется в гильзу, а собранный прибор (чашечка, гильза и термометр) вставляются в стеклянную муфту так, чтобы расстояние от ее дна до низа чашечки составляло 25 мм. Муфта погружается в стакан с водой или глицерином и закрепляется в штативе. При этом глубина погружения должна составлять 150 мм. Затем ведется нагрев жидкости в два этапа. На первом этапе скорость нагрева не нормируется и он ведется до температур: 30 °С - для низкоплавких смазок, 60 °С - для среднеплавких, 110 °С - для натриевых и 150 °С - для литиевых. На втором этапе темп нагрева должен составлять 1 °С в минуту. На обоих этапах жидкость в стакане следует периодически помешивать.

Температура, при которой в процессе нагревания падает из чашечки первая капля испытуемой смазки, считается температура каплепадения.Если смазка не образует капли, а вытягивается из чашечки в виде цилиндра, то за температуру каплепадения принимают ту, при которой выходящий столбик смазки коснется дна муфты.

 
 
 

Рис. 4.1. Прибор для определения температуры каплепадения смазок: 1 - чашечка; 2 - гильза; 3 - стакан с жидкостью; 4 - стеклянная муфта; 5 - пробка; 6 - термометр

Практически установлено, что смазку можно применять в узлах трения, рабочая температура которых не менее чем на 15-20°С ниже, чем температура каплепадения этой смазки.

Температура каплепадения зависит в основном от вида загустителя: у смазок на кальциевых мылах 70...90°С, на комплексных кальциевых мылах до 200°С, на натриевых до 120...150°С, на литиевых - 170...210°С.

Оборудование: прибор для определения температуры каплепадения смазок; шпатель; секундомер; стеклянный термостойкий стакан; глицерин или вода; кольцевая металлическая мешалка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: