А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»

ЗАДАНИЕ № 1

Анализ воспитательного мероприятия

Фрагмент работы театрального кружка.

А. П. Чехов «Лошадиная фамилия».

К юбилею А. П. Чехова в школе готовят большую конференцию. Мы (Моткина Ольга и Фейзрахманова Таира – организаторы мероприятия) решили, что сможем подготовить детей к выступлению как в рамках этой конференции, так и в узком кругу одноклассников с целью формирования у них определенных качеств. Мы ставили перед собой такие воспитательные цели:

- воспитание любви к слову, родному языку;

- воспитание умения работать в коллективе;

-воспитание таких качеств как ответственность, долг перед членами коллектива; взаимопомощь;

-еще большее сплочение коллектива;

- развитие ораторских навыков; научиться не бояться публику;

-умение проанализировать действия своих товарищей;

- воспитание уважения к труду других людей.

Мероприятие не носило эпизодический характер, потому что в школе часто проводятся спектакли, которые ставят дети, а также все это проходило в рамках конференции, посвященной А. П. Чехову. С ребятами систематически проводится внеклассная работа: концерты, посвященные государственным праздникам, чествования ветеранов, классные часы. Мы выбрали именно сценку, потому что в школе активно ведется работа в этом направлении, даже работает театральная студия.

Мы отобрали нескольких ребят для участия в нашем спектакле. Ребят мы отбирали по следующим критериям:

-колоритность образа;

-хорошая память;

-адекватность (но с этим и были проблемы).

У нас участвовали две девочки (Аня – автор, Наташа- жена генерала) и три мальчика (Рамиль – генерал, Никита- приказчик, Манас улу Бек- доктор).

Инициаторами являлись мы сами, но были активно одобряемы завучем, учителем по русскому языку и литературе, классным руководителем. После того как мы отобрали детей, которые будут участвовать, мы сообщили об этом учителю по русскому языку. Она сказала, что наш выбор правилен. Мы рассказали детям, что они будут участвовать в сценке, первая реакция была у всех одна: все обрадовались. Рамиль, которому выпала роль генерала, вообще очень возгордился, потому что в школе он считается «трудным» ребенком, но у нас получилось найти с ним общий язык. Мы решили, что в нем можно и нужно воспитать и ответственность, и умение работать в коллективе. Но не все участвовали в сценке добровольно. После первой репетиции мы столкнулись с тем, что Никита, который должен был играть приказчика, отказался от роли, о чем сообщил не нам, а своим одноклассникам. Мы поговорили с ним: оказывается, он не хочет учить много слов. Но Ольга Александровна Лученинова (учитель по русскому языку и литературе), действуя уговором («сделай это для меня, не подводи моих коллег» (это мы) и легкой угрозой («не сделаешь- поставлю «двойку»), добилась согласия Никиты. Больше он не отказывался.

Работу по постановке мы начали с того, что вместе с детьми прочитали рассказ и попросили их его пересказать. Справились все, кроме Манаса улу Бека, потому что он плохо понимал по-русски. Но мы взяли его, из-за того что он ходит в театральную студию. Пришлось объяснить текст Беку. Потом мы стали рассказывать детям, какие чувства испытывал каждый из героев, чтобы они лучше вжились в роль. Мы говорили: «Рамиль, тебе больно» или

«Наташа, тебе его жалко» и т. д.

Мы репетировали каждый день, с третьей репетиции мы стали брать ключи от актового зала. В первый раз случилась проблема: прибежала какая-то учительница (какого предмета- мы не поняли), раскричалась, побежала к завучу и собралась выставить нас. Она напугала детей, они сидели молча. В итоге удалось добиться от нее, что в это время в зале она занимается со своими детьми. Конечно, позиция администрации и педагогов нам не понравилась. Они в основной своей массе не шли нам навстречу, только классный руководитель и Ольга Александровна Лученинова немного нам помогали. Помощь их состояла вот в чем: Ольга Александровна разрешала брать ребят с уроков литературы, хранить в своем кабинете костюмы и уговорила Никиту участвовать, а классный руководитель пообещала их приструнить (но, кажется, так этого и не сделала).

Ребята были активны: они даже продумывали вместе с нами декорации, предлагали свои варианты по костюмам, сами брали ключи от зала, придумывали позы. Но из-за их активности порой возникали проблемы: они очень шумные, их надо было успокаивать. Они часто отвлекались, например, идет репетиция, сцена между генералом и приказчиком:

- Не Меринов ли? – генерал(и тут Рамиль чихнул)

-Будь здорово, Рамиль! Нет, не Меринов, ваше превосходительство! – ответ Никиты, который играл приказчика.

Также нам приходилось убирать все, что могло отвлечь внимание, особенно Рамиля, как то: мел, вазу, кораблик, учебники, сок, чипсы, палочки, коробочки. Мы даже пожалели, что нельзя убрать классную доску.

Вторая проблема, с которой мы столкнулись, - это незнание слов. Причем Рамиль, о котором все педагоги нам говорили, что он ничего не выучит, что он глупенький, выучил к первой же репетиции. Он очень боялся, что мы его не возьмем, потому что сначала мы провели с ним воспитательную беседу на тему «Оправдай наше доверие».

Конечно, перед тем как предложить эту постановку детям, мы все тщательно распланировали: мы адаптировали рассказ к условиям школы и 5 класса, то есть написали сценарий, продумали костюмы и декорации. Но в процессе работы наши изначальные задумки были несколько изменены не без участия самих детей. Остальные члены класса тоже принимали участие в этом мероприятии: они должны были прочитать этот рассказ, а после спектакля им были розданы опросники, которые они заполнили (сам опросник прилагается).

Работать было интересно. Ребята активные, некоторые сценки они, так хорошо вжившись в роль, проигрывали настолько естественно и хорошо, что мы искренне смеялись. У нас была хорошая, дружеская и здоровая атмосфера на репетициях. Ребятам самим понравилось с нами работать, это подтверждается тем, что после второй репетиции они стали сами предлагать остаться после уроков, много смеялись и шутили, подходили к нам на перемене, постоянно пытались нас чем-то угостить, улыбались при встрече, часто предлагали собраться и сделать прогон.

В процессе работы ребята научились держаться на сцене (некоторые совсем не умели), выработали у себя чувство ответственности, которое поначалу отсутствовало вовсе, стали терпимее относиться друг к другу, хотя вначале Рамиль и Никита ругались, когда по сцене был момент, что Рамиль должен показать Никите кулак, Никита ужасно обижался. Потом он перестал это так воспринимать и даже подружился с Рамилем. Мы как раз этого и хотели. Мы старались воспитать в более сильных по учебе ребятах (Аня, Никита, Наташа) терпимость, внимательность к их более слабым товарищам (Рамиль плохо читает, учителя вообще говорят, что из него ничего путного не выйдет, у него плохая наследственность, отец пьет. Но нам хочется верить, что из него толк выйдет, потому что парень он добрый, руки золотые, и если к нему хорошо обращаться, разговаривать с ним, то он прекрасно слушается и делает все, что его попросишь. Этого нельзя сказать про Никиту, например. А Рамилю просто не хватает ласки и заботы, он часто подходит к классному руководителю, тянется, чтобы его она приобняла. К нам он тоже стал так подходить потом. А Манас улу Бек вообще не понимает половины русских слов). В итоге мы даже добились дружбы между ребятами. И те из одноклассников, что смотрели из зала, были потрясены: они не ожидали, что Рамиль и Бек смогут так хорошо отыграть. В отзывах они писали, что им очень понравился Рамиль на сцене. Мы думаем, что этому коллективу наша сценка пошла на пользу. Ребята в целом стали лучше относиться друг к другу, узнали, что необходимо быть ответственными, помогать друг другу, делать работу сообща.

Что касается роли классного руководителя, то мы ее уже затронули. Хочется добавить, что Юлия Владимировна – молодой педагог, ей всего двадцать два года. На самом выступлении она пустила детей несколько раньше, чем следовало, потом минут пять успокаивала их и заставляла замолчать. Она несколько перестаралась и запретила детям вообще смеяться. Конечно, она сделала это из лучших побуждений, не учла только, что рассказ у Чехова юмористический, что мы детей настроили, что в зале будут смеяться (не над ними, а над сценкой). В итоге перепуганные дети молча сидели. Но в опроснике все написали, что им понравилось, что было смешно, перечислили моменты, в которых и было смешно. В общем, этим роль Юлии Владимировны и ограничилась. Мы же проводили с детьми много времени, помогали им, подсказывали, следили за дисциплиной. Нам кажется, что мы были хорошими воспитателями, потому что основное, что мы запланировали, воплотилось в жизнь. Мы ориентировались на возраст детей, строили наши взаимоотношения, опираясь на индивидуальные особенности каждого и уровень развития коллектива.

Всем, кто присутствовал на спектакле, наша работа понравилась. Мы тоже были довольны. В двух местах споткнулся Никита, перепутал пару фамилий, излишне много кашлял, но остальные справились с ролью на «отлично». Спектакль удачно совпал с концом четверти, ребята потом отправились с триумфом на чаепитие, где обсуждали спектакль с одноклассниками.

Разумеется, были и проблемы. Кроме перечисленных (препятствия от администрации школы, незнание слов, первоначальный отказ Никиты) были и проблемы с дисциплиной. Особенно вначале. Иногда нам казалось, что ничего не получится. Ребята постоянно отвлекались. У нас уже были готовы опуститься руки, но мы находили в себе силы, работали дальше, и постепенно начало получаться.

В целом мы довольны результатом. Мы считаем, что наше мероприятие увенчалось успехом, ведь мы достигли поставленных целей. Мы думаем, что все получилось хорошо, потому что мы подошли к детям с добротой, с желанием диалога, а не монолога, уважали детей, как личностей, принимали их пожелания и учитывали их. Мы открыли в себе много новых качеств: умение быстро адаптироваться к окружающим условиям, работоспособность, терпение, дипломатичность, владение ситуацией, научились добиваться поставленной цели.

Нам кажется, что если говорить об общей оценке, то она должна быть положительной, потому что всем понравилось, цели достигнуты, серьезных проблем не возникло.

Нам бы хотелось, чтобы в дальнейшем при внеклассной работе в этом классе привлекались и «слабенькие» дети, потому что многие из тех, кого учителя стараются не спрашивать, на самом деле неплохие дети, просто к ним нужно подходить индивидуально, а на это не всегда хватает времени, ведь в классе 31 ребенок.

Мы верим, что мы и этот спектакль останутся в памяти ребят как светлое время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: