double arrow

Человеческая личность


Эрик Берн. Формы человеческих отношений

--------------------------------------------------------------- Оригинал этого текста расположен на сервере PsyTechServer: Прикладная психология http://www.fido7.com/faqserv/psytech/---------------------------------------------------------------

Человеческая личность

Наиболее плодотворно думать о человеческой личности какразделенной на три части, или, еще лучше, осознавать, чтокаждый индивид представляет собой три различные личности,каждая из которых тянет в свою сторону ... так что удивительно,как вообще что-либо когда-либо оказывается сделанным. Иразумеется в сексе, если они очень сильно тянут впротивоположные стороны, он не получается, или по крайней мере,не получается как следует. Мы можем представить это оченьпросто, нарисовав друг под другом три круга, как на таблице 1.Они представляют трех человек, которых каждый мужчина иликаждая женщина носят в своей голове. На вершине находятся его родители, которые вдействительности являются двумя разными людьми, но в этойдиаграмме мы показываем их одним кружком, помеченным Родительили Род. Он представляет кого-то в голове, говорящего ему, чтоон должен делать, и как себя вести, и каким хорошим онявляется, и какой он плохой, и насколько лучше или хуже егодругие люди. Короче, Родитель является голосом в голове,сопровождающим редакторскими комментариями, как это частоделают родители, все, что он делает. Вы можете судить о том,когда говорит ваш Родитель или Родительское состояние эго потому, что он употребляет слова типа "смешной", "незрелый","ребяческий" или "порочный". Ваш Родитель может говорить с вамив таком духе в вашей голове и он может также обращаться вслух кдругим людям в то же самое время. Он может также быть любящим иполным сочувствия, в точности как настоящий родитель, иговорить вещи вроде "Ты зеница моего ока", "Дай я позабочусь обэтом" и "Бедная девочка". Средний кружок, обозначенный Взрослый или В. представляетголос рассудка. Он работает как компьютер, воспринимающийинформацию из окружающего мира и рашающий на основе разумныхвероятностей, какой род действий предпринять и когдапредпринять. Ему нет дела до понятия "зрелы", поскольку дажедети могут принимать такие решения, ни до понятия "искренний",поскольку многие воры и мошенники очень успешно решают, чтоделать и когда делать. Взрослый говорит вам, когда и как быстропереходить улицу, когда вынимать пирог из духовки. При переходеулицы, например, он действует как очень точный и очень сложныйкомпьютер, оценивающий скорость всех машин на кварталы в обестороны, и затем выбирающий как можно более ранний момент длятого, чтобы двинуться через улицу, не будучи убитым, иливернее, не будучи вынужденным бежать, тем самым теряясобственное достоинство. Взрослое эго состояние всегда скольковозможно следит за тем, чтобы сохранить ваше достоинство, заисключением случая, когда ваша судьба быть клоуном. Все хорошиекомпьютеры таковы: они выбирают наиболее элегантное решение истараются избегать дилетантских и небрежных где только могут.Вы можете определить, когда говорит ваш взрослый, поскольку онупотребляет слова типа "Готов?" "Сейчас!" "Слишком много!""Недостаточно!" и "Здесь, а не там". Нижний кружок, обозначенный Ребенок или Р., показывает, чтокаждый мужчина имеет маленького мальчика внутри себя, а каждаяженщина носит маленькую девочку в своей голове. Это Детскаячасть личности, ребенок, которым он или она когда-то были. Нокаждый ребенок отличается от другого, и Детское его состояние вкаждом человеке разное, потому что это Ребенок, которым он былв определенное время своей жизни. Когда Ребенок берет верх,человек ведет себя по-детски, подобно ребенку определенноговозраста: в одном человеке он может быть четырех лет и трехмесяцев, а в другом двух лет и шести месяцев, и сомнительно,может ли он когда-либо быть старше шести лет. Мы не называемэто Детское эго состояние "незрелым": мы просто говорим, чтооно подобно ребенку или напоминает ребенка. Возраст Детскойчасти личности в каждом индивиде определяется специальнымифакторами, о которых вы можете прочитать в другой книге, есливы пожелаете взять на себя такой труд.1 Важно осознать, чтоРебенок находится там не для того, чтобы его подавлять илинаказывать, потому что на самом деле он является лучшей частьюличности, частью, которая бывает или может быть, если к нейправильно подойти, продуктивной, спонтанной, умной и любящей, вточности как бывают настоящие дети. К несчастью, дети такжемогут быть надутыми, требовательными, не считающимися ни с кем,и даже жестокими, так что с этой частью личности не всегдалегко иметь дело. Поскольку ваше Детское эго-состояниеостанется с вами на всю оставшуюся жизнь, самое лучшее, чтоможно сделать, это признать его и постараться ладить с ним, ибудет больше вреда, чем пользы претендовать на то, что если выбудете его игнорировать и обращаться с ним сурово, то оноисчезнет. Вы заметили, что я обращаюсь к этим трем частям личности --Родитель, Взрослый, Ребенок -- как к эго состояниям, и это иесть научное название для них.* Эти эго состояния обуславливаютто, что случается с людьми, и что они делают друг с другом илидруг для друга. Лучший способ, и до сих пор самый точный исамый научный способ анализировать человеческие социальные исексуальные отношения заключается в том, чтобы понять, какиеэго состояния в них вовлечены. На каждое эго состояние нужносмотреть по отдельности, если человек хочет понять свои чувстваи поведение в таких ситуациях. Некоторые люди пытаются стать"цельной личностью", отрицая, что существуют различные частиличности. Лучший путь заключается в том, чтобы узнать как можнобольше о каждом аспекте, поскольку они все равно никуда неденутся, а затем заставить их совместно работать наилучшимвозможным способом.

Сейчас читают про: