Уважение

Следующий вид отношений, который мы затронем, называетсяуважение. Это еще одно отношение на уровне Взрослый-Взрослый, ионо основано на прямом разговоре и на выполнении семейных,профессиональных и социальных контрактов без оправданий,уверток или частных оговорок. Прямой разговор возможенблагодаря надежности, а выполнение контрактов идет от взаимныхобязательств. Надежность и обязательства вместе добавляются кдоверию, и доверие -- это то, что возбуждает уважение -- этонечто, что начинается очень рано в детстве, если оно вообщекогда-нибудь начинается. Ребенок, как мы уже сказали, является во многих отношенияхлучшей частью личности. Это полная энтузиазма, творческая,спонтанная часть личности, часть, которая делает женщиночаровательными, а мужчин остроумными и веселыми. Это такжечасть, которая получает удовольствие от природы и людей. Кнесчастью, для того, чтобы он мог жить в мире, необходимо,чтобы Ребенок был обуздан и испорчен Родительскими и Взрослымивлияниями. Например: он должен научиться не разбрасывать сэнтузиазмом еду по всему столу и не мочиться творчески налюдях* он должен также научиться не пересекать улицу спонтанно,но посмотреть вокруг, прежде чем он это сделает. Если слишкоммного ограничений ведут к замешательству, тогда Ребенокстановится совсем неспособным нравиться себе вообще. Одно из самых ценных качеств Ребенка -- это егопроницательность. Работа Взрослого узнавать факты об окружении,в особенности физическом окружении: как водить машину и почемунадо платить долги, и когда вызывать доктора, -- информацию,которая может быть необходимой для выживания во взрослом мире.Выживание Ребенка, однако, зависит от людей, поэтому онозабочен ими главным образом: кому он может доверять, за кем оннаблюдает, кто будет с ним хорош, а кто собирается ударить илипренебречь им. Дети понимают людей много лучше, чем взрослые,включая хорошо тренированных взрослых, которые изучаютчеловеческое поведение. Эти профессионалы лишь выучивают зановонечто, что они некогда знали, но независимо от того, какстарательно они учатся, они никогда не становятся такими жехорошими психиатрами или психологами, какими они были во времясвоего раннего детства. Причиной этого является то, что большинство родителейпобуждают детей не быть чересчур чуткими и не смотреть на людейпрямо, чтобы понять, что они собираются делать, потому что этосчитается грубым. От них ждут, чтобы они составляли мнение олюдях с помощью своих Взрослых вместо прочувствования их спомощью Ребенка. Большинство детей, включая тех, ктонамеревается быть психиатрами и психологами, следуют этиминструкциям, а затем проводят пять или десять лет в колледже ииногда следующие пять в терапевтических группах или упсихоаналитика, все для того, чтобы получить обратно 50процентов той способности оценивать людей, которую они имели ввозрасте четырех лет. Но ребенок по-прежнему здесь, хотя он может говорить недостаточно громко и ясно, и это именно он, кто решает лучшевсего, достоин или нет кто-то доверия. Доверие идет от Ребенка,уважение от Взрослого с разрешения Ребенка. Уважение означает,что Ребенок наблюдает кого-то и решает, что он достоин доверия.Ребенок тогда говорит Взрослому: "Вперед. Ты можешь доверятьему. Я буду наблюдать за ситуацией и заново ее время от времениоценивать". Взрослый тогда переводит это в отношение уважения иведет себя соотвественно. Иногда, однако, вмешивается Родитель.Ребенок и Взрослый могут оба быть готовы идти вперед, и тутРодитель вносит предубежденное возражение: "Как ты можешьдоверять человеку с длинными волосами?" или "Как ты можешьдоверять толстой женщине?" Для Ребенка, конечно, длинные волосыили толщина не имеют ничего общего с тем, достоин человекдоверия или нет, он горазео охотнее будет с длинноволосыммужчиной или толстой женщиной, которые любят его, чем скоторотковолосым мужчиной или тонкой женщиной, которые нелюбят. Ничто так не нарушает интуицию Ребенка, как Родительскиепредрассудки. Первая ситуация доверия возникает между младенцем и егоматерью, когда ее надежность и обязательность проверяются вкормлении его. Его выживание зависит от этого, и его отношениек жизни и людям зависит от того, как это осуществляется. Если его кормят по требованию, он подает сигнал своимголодным криком. Если она приходит, когда он зовет, онанадежна. Если она приносит молоко немногим позже, онаобязательна. Но если она медлит прежде чем прийти, и оставляетего одного с едой, он никогда не научается доверять ей. Это неесть недоверие, которое представляет собой обманутое доверие*это отсутствие доверия, отсутствие чего-то, чего никогда небыло. Если его кормят по расписанию, например, каждые четыречаса, ситуация отличается. Большинство младенцев, по-видимому,имеют биологические часы, возможно, те же самые, что некоторыевзрослые используют, когда они решают встать в 7.15 ипросыпаются точно в 7.15. Ребенок заводит свои часы на четыречаса и ждет, что мать будет тут как тут, когда раздастсясигнал, и покормит его вскоре после этого. Если она делает ито, и другое, он доверяет ей. Если она не делает ни того, нидругого, -- не доверяет. В обоих случаях, по мере того, как он становится старше, онготов принимать все более и более длинные отсрочки, а еще позжедаже исключения, при условии, что их не очень много. Но вслучае, когда их слишком много, он либо никогда не узнает, чтотакое доверие, либо научается доверию. Главное в том, что онждет от нее не только надежности, когда она приходит вовремя,но и обязательности, когда она приносит еду сразу или вскорепосле того, как приходит. Вполне возможно, что его собственнаядостойность доверия будет повторять ее: он может быть надежными обязательным, или одно, но не другое. Для младенца этозначит, что его мать будет на месте, (надежность) и будетделать то, что он от нее ждет (обязательность). Позднее онбудет ожидать от людей,что они будут присылать известие, еслинамереваются опоздать (надежность), и будут выполнять своиконтракты, когда приходят (обязательность). Он может извинитьненадежность, если обязательность все же остается, и он можетизвинить недостаток обязательности, если надежность имеетместо, и то и другое с чувством протеста, но он вряд ли будетдоверять кому бы то ни было, кто не является ни надежным, ниобязательным. Теперь один домашний пример. Надежный муж -- это тот, ктоговорит вам без исключения о всяком деле, которое он имеет,независимо от того, насколько плохим оно является. Обязательныйсупруг -- тот, кто дает уверенность, что любое его делоявляется хорошим даже если он не сообщает о нем. Достойныйдоверия и уважения муж -- тот, кто не имеет дел, если обещал неиметь их во время свадебной церемонии, поскольку, если бы онсобирался их иметь, то он предупредил бы. Действительно, трансакции, которые выражают уважение междудвумя людьми, являются трансакциями на уровнеВзрослый-Взрослый, как ранее было показано на табл.3, но ониимеют другое качество. Они не осуществляются через предмет какв случае сослуживцев, но глаза в глаза и между мужчиной иженщиной, с полной уверенностью в надежности и обязательностидругого, если только или до тех пор, пока не подтверждаетсяпротивоположное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: