double arrow

Хеджирование. Понятие классификация и виды. Общее с биржевой спекуляцией

Хеджирование — это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, основываю­щейся на различиях в динамике цен реальных товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар.

В практике биржевой торговли разделяют хеджирование и спекуляцию. Биржевая спекуляция — это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, ба­зирующейся на различиях в динамике цен фьючерсных кон­трактов во времени, пространстве и на разные виды товаров.

В политико-экономическом смысле и хеджирование, и биржевая спекуляция представляют собой способ получения прибыли, основывающейся не на производстве, а на разнице в ценах. Хеджирование и биржевая спекуляция -- формы торговли на бирже, сосуществующие и дополняющие друг друга, но в то же время и отличающиеся между собой. Хед­жирование невозможно без биржевой спекуляции и наоборот.

Хеджирование на бирже осуществляют предприятия, организации, частные лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров.

Биржевой спекуляцией обычно занимаются члены биржи и все желающие сыграть на разнице в динамике цен фьючер­сных контрактов.

На практике нет строгого разграничения между субъекта­ми, занимающимися хеджированием, и субъектами, деятель­ность которых связана с биржевой спекуляцией, так как участники рынка реальных товаров тоже участвуют в биржевых спекуляциях, ибо в рыночном хозяйстве главное — получе­ние прибыли независимо от того, за счет каких биржевых операций эта цель достигается.

В целом хеджирование для всех организаций и лиц, ко­торые не являются членами биржи, представляет собой особую форму коммерческой деятельности на бирже с обыч­ной целью — получение наибольшей прибыли наряду с дру­гими существующими формами коммерции. Хеджирование обеспечивает косвенную связь биржевого рынка фьючерсных контрактов с рынком реального товара.

Хеджирование выполняет функцию биржевого страхования от ценовых потерь на рынке реального товара и обеспечивает компенсацию некоторых расходов.

Техника хеджирования состоит в следующем. Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от пред­полагаемого снижения цены, продает на бирже фьючерс­ный контракт на данный товар (хеджирование продажей). В случае снижения цен он выкупает фьючерсный кон­тракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара.

Покупатель наличного товара заинтересован в том, чтобы не потерпеть убытки от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный кон­тракт на данный товар (хеджирование покупкой). В случае, если тенденция угадана, покупатель продает свой фьючерс­ный контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по покупке наличного товара.

Использование механизма фьючерсной торговли позво­ляет продавцам планировать свою выручку, а значит, и при­быль, а покупателям — затраты.

Существуют разные формы хеджирования в зависимос­ти 6т того, кто является его участником и с какой целью оно осуществляется. Хеджирование может проводиться на весь наличный товар или на его часть; на имеющийся наличный товар или товар, отсутствующий в момент заключения фью­черсного контракта и т. д.

Хеджирование позволяет получить и дополнительную. прибыль. Средняя разница между ценой наличного товара и фьючерсного контракта на соответствующий месяц поставки представляет собой «базис» и зависит от расходов на хране­ние и других трудно прогнозируемых факторов.

Если хеджер является продавцом, то у него будет допол­нительная прибыль в случае, когда конечная цена окажется выше целевой. Это возможно при уменьшении базиса.

Если хеджер представляет собой покупателя, то допол­нительную прибыль он получит, когда конечная цена окажется ниже целевой, т. е. при возрастании базиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: