double arrow

Биржи труда.

Товарные биржи.

В августе 1922 г. СТО принял постановление «О товарных биржах», подводившее общую правовую базу под все фактически существовавшие биржи и определившее структуру и порядок работы вновь возникавших организаций. Заседатель видел задачи бирж в выявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочении товарообмена. В июне 1922 г. ВСНХ обратился к биржам с предложением усилить привлечение частных лиц и капиталов в целях борьбы с «черными биржами». Августовское постановление «О товарных и фондовых биржах» снизило ценз для частных предприятий, желающих участвовать в работе бирж.

По определению НК Внуторга, биржи представляли собой «самоорганизацию торгующих», что позволяло экономическими мерами решать задачи по регулированию товарооборота, которые не могли быть разрешены административным путем. Юридическая природа биржевой организации раскрывалась в циркуляре Комиссии по внутренней торговле при СТО РСФСР в марте 1924 г. Там определялось, что биржи не осуществляют функций государственной власти, но действуют на началах самоуправления, они не являлись ни государственными учреждениями, ни частными организациями, это общественные организации. В составе бирж создавались секции частной торговли. Для координации работы бирж учреждалосьБюро съездов биржевой торговли.

Биржи труда.

В развитии институтов государственного регулирования рынка труда и трудового посредничества можно выделить два периода:

1) адаптация государственного посредничества к нуждам рынка (1921-1924 гг.);

2) его демонополизация (1924-1927 гг.).

Становление трудового посредничества на первом этапе НЭПа определялось идеологическими установками о помощи рабочему классу. Государственное регулирование означало, что все операции по найму сосредоточиваются в одном месте, а работа распределяется в порядке общей очереди между добровольно обращающимися на биржу и в связи с принципом

наибольшей нуждаемости. Однако новые методы отличались от практики трудмобилизаций, во-первых, правом безработного не регистрироваться, если он не намерен трудиться, во-вторых, правом отказаться от предлагаемой работы. Работодатель, хотя и нес уголовную ответственность за нанятых, не мог отказаться от присланного работника. Услуги биржи труда стали бесплатными, принципы ее деятельности закреплялись Постановлением НКТ (Наркомтруда) от 12.04.1922 г.

В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.

Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические операции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков.

В результате при большом объеме безработицы лишь немногие подходили работодателям. Возник неудовлетворенный спрос. Хозяйственники, недовольные посылом некачественной рабочей силы, увидели в государственном регулировании тормоз в развитии промышленности, настаивая на демонополизации биржи труда. Заявки на рабочую силу поступали нерегулярно, предприятия начали сами подыскивать себе высококвалифицированных работников.

В середине 1923 г. появились новые ограничения, в частности, установлен предельный радиус найма через биржу - 15 верст, а также введен трехдневный срок исполнения спроса.

В итоге биржи труда до 1924 г., захватив монополию, так и не смогли эффективно регулировать рынок труда. Государство выделяло деньги на социальную помощь безработным, а не подыскивало для предприятий нужные кадры. Местным биржам приходилось идти на многочисленные отступления от действующих правил. Так, Оренбургская биржа труда в 1923 г. предоставляла право безработным самим подыскивать работу по истечении "биржевого стажа".

В 1923 г. в России насчитывалось 1,4 млн. безработных, насчитывалось 57 посланных биржей на 100 предложений, а в начале 1924 г. их число возросло до 83. Юридически демонополизация трудового посредничества была установлена Положением о Биржах труда в 1925 г., хотя НКТ СССР оставил за собой право на обязательный найм через посреднические органы, но в исключительных случаях. Первыми результатами демонополизации стали повышение качества деятельности бирж и переход от пассивного посредничества к активному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: