Человек коммуницирующий

РОСКОШЬ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ОБЩЕНИЯ


А. Ю. Борисов. Роскошь человеческого общения. - М, RISC. 184 с

В нашей жизни - множество мелочей, но действительно важных вещей, пожалуй, всего три:

1.Способность понимать, принимать и делать СЕБЯ,

2.Умение строить искренние и продуктивные взаимоотношения С ДРУГИМ,

3.Возможность жить В ОБЩЕСТВЕ, сохраняя свою индивидуальность и свободу выбора.

Собственно, это и есть содержание книги, а также программ Института Социальных Связей, директором которого является автор.

ISBN 5-86156-008-5

©RISC, 1998

©дизайн, иллюстрации - А.Фурсов

тел. Института: (095)129 2397, (095)124 4639

Институт Социальных Связей

г. Москва, пр. Вернадского, д. 38а, 55

Книга выпущена при участии АО "Академия-Центр"

ЛР № 061912 от 15.12.93.

Подписано в печать 19.01.98г. Формат 70x88/16. Бумага офсетная №1. Гарнитура Гельветика. Усл. печ. л. 13,11. Тираж 5000 экз. Заказ 89 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93


Содержание

ЧЕЛОВЕК КОММУНИЦИРУЮЩИЙ

часть I ПРЯТКИ С САМИМ СОБОЙ

ТАК НАЗЫВАЕМАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СЦЕНАРИЙ ЖИЗНИ

В ПОИСКАХ СЕБЯ

СТРАДАНИЯ и НЕСЧАСТЬЯ

АКТУАЛИЗАЦИЯ

Часть 2. 1+1

БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

КАРТЫ и ТЕРРИТОРИИ

МАНИПУЛЯЦИИ

МАСКИ и ЛИЦА

НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

ИГРА В СЛОВА

БЕЗ СЛОВ

ПРОСТРАНСТВО

ВРЕМЯ

КОНФЛИКТ

ОБЫЧНЫЙ ГИПНОЗ

Часть 3. ГРУППА и ОБЩЕСТВО

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ИСПЫТАНИЕ ЗАЛОМ

ТОЛПА

ЧЕЛОВЕК СИСТЕМЫ

ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ


ЧЕЛОВЕК КОММУНИЦИРУЮЩИЙ

Если бы я мог тебя включить, если бы я мог свести тебя с твоего жалкого ума, если бы я мог тебя различить, я дал бы тебе знать.

Р.Лэнг.

Слова, выбранные названием этой книги, принадлежат Экзюпери, считавшему человеческое общение ЕДИНСТВЕННОЙ настоящей роскошью. Это, на мой взгляд, отличное определение. Слово "роскошь" имеет два значения -нечто, приносящее удовольствие, и нечто, до поры - или всегда - доступное лишь немногим. Кроме того, синоним этого слова - богатство. И действительно, речь идет об огромном разнообразии ситуаций, настроений, приемов, установок, и беда в том, что множество людей привыкает пользоваться лишь малой частью этого изобилия.

Роскошь нужно уметь ценить, но без излишнего пиетета - были бы средства и было бы не жалко потратить их. "Умение общаться с людьми, - писал Дж.Рокфеллер, - это товар, который можно купить точно также, как мы покупаем чай или кофе... Но я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете". И действительно, коль скоро едва ли не все свое время мы общаемся, умение это делать - пожалуй, самое важное в жизни умение.

Это, казалось бы, вечная тема. Но для нас и именно сейчас - в особенности. Мы живем в новом Вавилоне, где, как когда-то было описано в Библии, существовал раньше один язык, который вдруг оказался перемешанным так, что один перестал понимать речь другого, что привело к разобщенности людей, и к тому, что "перестали они строить город и башню".

Общением занимается более пяти миллиардов человек. Ежедневно восемь часов большинство из нас проводит на работе, а после этого - еще восемь часов с друзьями и родными. Шестнадцать часов общества, контактов, общения. А после этого мы, наконец оставшись одни, продолжаем серию диалогов с теми, с кем только что расстались и сами с собой - наяву или - не важно - во сне. Львиную долю жизни мы, иногда не отдавая себе в этом отчета, общаемся. Как правило, мы плывем по течению, иногда сражаемся с ним, но именно оно управляет нами, и нам не приходит в голову, что то, на что мы тратим почти все свое время, стоит делать осмысленно - плыть не по течению или против него, а туда, куда нужно, как и советовал К.Прутков начинающим спортсменам.

Существуют люди, которые входя в комнату, как бы мгновенно наполняют ее энергией и положительным зарядом, с ними легко делать дело, веселиться или просто молчать, и неким таинственным образом у них все получается. С другими людьми постоянно ощущаешь неловкость и с трудом подбираешь удивительно отяжелевшие слова. Несмотря на то, что первые эффективные только там, где без них действительно не обойтись. Отсутствие того, что в научных монографиях называется "аппаратом" - при выбранном жанре все это мешало бы.

3.Наличие или предполагание неакадемического местоимения "я". Все никак не разберусь; "Мы полагаем" - это Николай II, некое тайное общество или просто попытка уйти от ответственности за свои слова (а вдруг что не так?)

4.По-существу в книге нет НИЧЕГО НОВОГО. Его, собственно, и вообще почти нет. Если что-то и есть - так это новое, непривычное сочетание давно известных вещей. Две почти банальности приходят в соприкосновение и высекается искра. Рене Магритт рисовал вполне бытовые вещи - ну, зонтик, ну, стакан... Но выходил стакан, чудесным образом стоящий на зонтике - и появлялось новое.

5.Все совпадения типовых портретов, реплик, ситуаций с реальными -преднамеренны, и узнавание себя или знакомых в них - одна из косвенных целей книги.

Обязательная техника безопасности:

1.Неизбежно будут схемы и обобщения. Они полезны, выверены и в целом правильны, но они - схемы, в жизни все, как минимум, сложнее, а иногда и просто не так, Любая типология - прокрустово ложе, реального человека нужно "укоротить" или "растянуть", чтобы в него втиснуть.

2.Любого человека можно достаточно убедительно описать и предсказать его поведение, после чего он вполне может поступить непредсказуемо. Впрочем, этим-то он и интересен.

3.В книге представлены разные школы и приемы, приверженности автора одной из них искать не стоит. Существуют разные подходы к одной проблеме, и все они могут содержать нечто ценное, а для решения иногда требуется комплекс. Часто мы выбираем одну накатанную дорожку, и в целом даже получается недурно, но чтобы нарисовать картину - нужна палитра. В природе чистых красок нет, и чтобы соответствовать, приходится смешивать. Одежду полезно выбирать сообразно погоде и, конечно, собственному стилю. Представленные школы связаны одной принципиальной общностью - уверенностью в огромных конструктивных возможностях человеческой личности и ее безусловном праве на самостоятельное распоряжение собственной судьбой.

4.Опора на собственные силы, уверенность в них - необходимое условие понимания и реализации человеком своей уникальности, самоидентификации, его борьбы с роботом в себе - за собственную индивидуальность. Глупее всего было бы, если бы читатель начал при этом ставить знак равенства (или думать, что это делаю я) между индивидуальностью и индивидуализмом или эгоцентризмом.

5.Согласившись с каким-нибудь замечанием ("верно подмечено!") не стоит начинать смотреть на людей только через эту призму. По одному жесту, слову, поступку представления о ЦЕЛОМ человеке не получишь, так же как по одной ноте не сыграешь мелодию. Нужен весь комплекс, включая контекст и фон.

6.Все приемы начинают нормально работать только доведенные до технологии в этой области появились только несколько десятилетий назад (нейро-лингвистическое программирование, трансактный анализ и др.), секрет общения пытались раскусить и в прошлые века и еще больше в начале нашего, когда одна за другой выходили книги о "Личном магнетизме" и "Искусстве влиять на людей". Однако, ничего магического. Никаких волшебных графов Калиостро, просто люди, сумевшие собрать некий конструктор, своеобразный кубик Рубика. И эта книга может оказаться полезной при сборке.

Это не очень сентиментальная книга, проникновенные разговоры о душе в ней отсутствуют. Человек - единое целое, организм, которому присущи физические, а также психические функции. Этот целостный организм ведет единую жизнь в целостном мире, причем внутренний и внешний мир его также представляют собой единое целое, расщепление которого правильнее всего считать болезнью.

У вас хорошое ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С САМИМ СОБОЙ? Вам никогда не случалось с изумлением смотреть видеозапись, с очевидным трудом и неожиданными эмоциями узнавая на экране совсем не такого, как вы думали, себя - голос, движения, мимику, фигуру? Камера - довольно безжалостная вещь, чисто оптические искажения образа - ничто по сравнению с тем, как его искажаем, насколько уводим от действительности мы сами.

Поэтому первое, что предстоит проделать - попытаться увидеть себя в единстве с миром и обществом, осознать участие в общем ПОТОКЕ жизни и гармонизировать отношения с собой и с ним. Прежде чем учиться общаться с другими, нужно научиться общаться с собой, и те, кто пытаются просто овладеть техниками манипулирования, далеко не уедут, так как ставят телегу впереди лошади.

Поэтому в книге три раздела: первый из них посвящен общению человека с собой, второй - общению в диаде (Я+Ты), третий - общению в группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: