Несколько комментариев к тому, что предстоит

1.Эта книга написана без Придыхания. Объяснюсь. Существуют люди, любящие создавать себе кумиров или фетиши, о которых они могут говорить только с Придыханием, а от любого покушения на их святость впадают в ужас и агрессию. Для них существует не любимая картина, а Гениальный Шедевр, не работа с детьми, а Таинство Педагогики, вообще - Что-Нибудь с Придыханием. Мне знаком любитель баскетбола, который не может согласиться с тем, что это - дивная азартная игра с мячом, в которую, конечно, лучше играть хорошо, но -именно ИГРАТЬ. При слове "баскетбол" глаза его стекленеют. Я считаю это проявлением инфантилизма или фанатизма. Мне кажется, что, если любишь что-то, этого хочется (и можно!) касаться. И, конечно, подшучивать. Более того, щипать, переворачивать, обсуждать, - иначе какое же удовольствие от любимого предмета? Все это не есть отрицание авторитетов и нигилизм, просто если "по газонам не ходить!", зачем нам такие газоны?

2.Минимум теоретизирования и специальной терминологии. То и другое - автоматизма. Если сороконожка задумается, какую ногу сейчас переставлять, она останется на месте. Поток общения прервется. Просто нужна практика - в группах или (и) самостоятельно, а ее, конечно, в книгу поместить трудно. Вы слышали, чтобы кто-нибудь научился боксу, прочтя учебник?

7. Самое главное, если вы научились водить машину, делать это, не забывая, что вокруг - люди, а внутри - вы. Вы получаете инструмент, который вольно или невольно может применяться как орудие манипулирования человеком, его поведением, поступками, установками, психикой. Однако если ваша цель -не научиться общаться глубже и эффективнее, искреннее и свободнее, а просто дергать за веревочки людей, ваша ежедневная пища, пользуясь выражением известного восточного трактата, будет отличаться от первого варианта "как завтрак бедняка от княжеской трапезы".

Конечно, существенное место будет уделено раскрытию манипулятивных техник - от межличностных до уровня "человек-система". Это необходимо, но не потому что перед вами учебник манипулятора, а, наоборот, - скорее, руководство по сопротивлению манипуляциям.

Что в книгу не вошло (за исключением случаев, иллюстрирующих более общие положения):

1.Средства коммуникации - TV, радио, пресса, MINITEL, INTERNET, факс, модем и др. Технические средства, развиваясь, ускоряют и делают более эффективными социальные коммуникации, но никогда не отменят их, оставаясь только инструментом. Чтобы быть музыкальным, нужно иметь слух, развить его, и только потом приобретать скрипку Страдивари.

2.Специальные (деловые) коммуникации. Делегирование полномочий, структура организации, система наказаний и поощрений пусть остаются делом менеджмента и управления персоналом, так же как техника продаж, телефонные переговоры, организация конференций и выставок - делом рекламы и маркетинга, а проведение избирательной кампании - практической политологии.

3. Проблемы интимных отношений, отклоняющееся поведение,
суггестивные техники - все это всегда было и остается специальной областью,
зачастую компетенцией психотерапии.

Мир не просто меняется, он меняется принципиально. Мы начинаем жить во ВРЕМЯ КОММУНИКАЦИЙ. Основным источником благ более не является земля или капитал, на смену им приходит информация, человека кормят уже не руки, а голова, а основным экономическим отношением становятся вместо ренты или прибавочной стоимости коммуникации. Управление коммуникациями -завораживающе увлекательный вид творчества, к тому же все более востребованный временем в качестве профессионального занятия. Дефицит профессиональных коммуникаторов в политике, бизнесе, социальной сфере, образовании, просто в бытовой жизни ощущается все сильнее. Уже недостаточно бытыпросто обаятельным человеком, чтобы добиться необходимого результата, нужно уметь находить общий язык с собеседником, быть режиссером, аналитиком и бог весть кем еще одновременно - ЧЕЛОВЕКОМ КОММУНИЦИРУЮЩИМ.

Еще недавно таких специалистов в стране не было. "Не хочешь -заставим", - вот и вся роскошь общения, а специалисты, знавшие, КАК заставить, получали иную подготовку. Новый предмет появляется в сознании людей тогда, когда появляется слово, его обозначающее. Для того, чтобы начать всерьез относиться к чему-то, нужно это новое назвать. За рубежом КОММУНИКАТОР - одна из самых престижных профессий, у нас это слово только-только начинают писать по-русски.

Расхожим заблуждением является знак равенства между этой специальностью и психологией. В лучшем случае психолог видит одну сторону медали, у которой их парадоксальным образом несколько. Скажем, управление персоналом, безусловно, требует знания психологии, но экономист объяснит вам, что основное - разработать систему материального стимулирования, продумав и премии и штрафы, а юрист докажет, что главное - правильно составить контракт, регламентирующий все стороны взаимоотношений персонала и администрации. Все они правы и все - лишь отчасти.

Поэтому эта книга no-сути полна параллельных отсылок к таким разным областям, как риторика и стилистика, психология и конфликтология, политология и социология, актерское мастерство и журналистика, связи с общественностью и реклама, и, конечно, а может быть, и прежде всего - философия. То есть к тем пограничным курсам, комплекс которых и составляет основное содержание подготовки профессиональных коммуникаторов в Институте Социальных Связей.

В России складывается профессиональное пространство, цивилизованный рынок коммуникаций. В значительной степени это заслуга специализированных организаций и фирм и, естественно, людей, их возглавляющих. Со многими из них, начинавшими существовать в крайне неблагоприятной среде пять-семь лет назад, а теперь уверенно занимающими лидирующие позиции в стремительно развивающейся сфере деятельности, наш Институт связывает тесное сотрудничество, а с некоторыми - и многолетняя личная дружба. Я искренне благодарен создателю и вице-президенту Ассоциации рекламных агентств А.Гнатюку, гл. редактору "Рекламного мира" В. С. Черняховскому, содиректору агентства "Имидж-лэнд" К. Иванову, директору центра политического консалтинга "Никколо-М" И. Минтусову, директору компании "Смысл-персонал" Т.Муладжановой, гл. редактору ИМА-пресс С.Шананиной, директору "Линии График" М.Аппалонову руководителю тренинговых программ PR-Агентства "Михайлов и партнеры"Г.Михайловой, а также руководству Института Гуманитарных Коммуникаций и Института семейной и групповой терапии - за то, что каждый из нас более не живет в профессиональном вакууме и, играя в лесу, знает, что на соседней полянке тоже резвятся. И делают это здорово.

Книга -всегда способ высказаться для автора - прокричать, прошептать или промямлить. Я благодарен всем, кто помог мне научиться высказываться так, а не иначе:

моим друзьям, которые не дают обстоятельствам диктовать им условия, потому что предпочитают сами диктовать условия обстоятельствам-А. Бильжо, М.Куснировичу КДельво, многим из тех, кто перечислен выше,спокойным и сильным книгам Ф, Перлза и М. Эриксона, А.Маслоу и В. Франкла, Э. Берна и Р. Баха, читая которые, вдруг понимаешь: вот же оно, то, что думал, только не мог доформулировать,

тем, кто учил меня от обратного, оставляя наедине с трудностями или даже создавая их вполне человеческими средствами, например, равнодушием или подлостью. Они в конечном счете дали мне попробовать эти трудности на вкус и убедиться в их нестрашности

всей команде нашего Института и, прежде всего, - М. С.ЖамкочьяниА. Лукинуза профессиональную поддержку и А.Фурсову за то, что, когда я писал эту книгу, он рисовал ее, а точнее - нас с вами, таких симпатично-квадратных,

студентам Института, постоянным камертонам убедительности написанного здесь –благодаря наличию либо отсутствию интереса и азарта на наших встречах, в особенности тем из них, кто услышанное переводит из слов в поступки и, как О.Щелкунова, Е.Зимина и Н.Белоусов, со временем становится не только коллегами, но и друзьями,

семье, которая была и является источником главного (не в школьном смысле) образования,

Тане - настоящему (1+1=11) соавтору всего, что делаю.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: