double arrow

Федеральным законом были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования и валютного контроля.

Основные недостатки старого закона:

– избыток разрешительных процедур, тормозящих развитие внешнеэкономической деятельности и порождающих ситуации, опасные в смысле коррупции;

– несостоятельность действующей системы административного контроля за валютными операциями не только для противодействия "бегству" капиталов, но и даже для учёта его движения;

– отсутствие механизмов реального противодействия притворным сделкам, позволяющим уводить за рубеж "грязные деньги" с помощью подставных фирм;

– отсутствие четкого регулирования осуществления полномочий органов и агентов валютного контроля;

– наличие большого количества отсылочных норм, следствием чего являлись запутанность действующего законодательства и его неудобство для субъектов регулирования.

Таким образом, важнейшими изменениями нового валютного законодательства являются уточнение законодательных определений и основных требований к осуществлению валютных операций, а также чёткое разграничение полномочий органов и агентов валютного контроля. Кроме того, новое законодательство дополнено нормами прямого действия по вопросам, урегулированным в настоящее время подзаконными актами, не перегружая при этом закон излишними подробностями, затрудняющими его применение.

Новый федеральный закон о валютном регулировании и контроле отвечает требованиям либерализации валютного контроля в сочетании с разумной достаточностью ограничений и механизмов государственного регулирования. Очевидно также, что дальнейшие законодательные предложения должны рассматриваться с точки зрения их практической применимости и эффективности в рамках поддержания стабильности и прогнозируемости национальной валюты и противодействия вывозу капитала недобросовестными участниками валютных отношений.

Разрешается осуществление отдельных валютных операций между резидентами, в частности, оплаты и (или) возмещения расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы РФ, переводов физическими лицами - резидентами на зарубежные счета иных физических лиц - резидентов сумм, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5 тыс. долларов США, переводов физическими лицами - резидентами со своих зарубежных счетов в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках, и некоторые другие операции.

Перечисляются валютные операции, осуществляемые без ограничений по зарубежным счетам. К таким операциям, в частности, относятся операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории РФ.

Юридическим лицам - резидентам предоставляется право осуществлять некоторые виды расчетов без использования банковских счетов, например расчеты с физическими лицами -нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. Узаконено право физических лиц - резидентов рассчитываться наличной иностранной валютой в магазинах беспошлинной торговли.

Изменяется также порядок ввоза в Российскую Федерацию физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме и уточняется порядок их вывоза. Без декларирования можно ввозить не более 10 тыс. долларов США.

Уточняются положения, регулирующие открытие счетов резидентов в банках, расположенных за пределами РФ. Налоговые органы РФ наделяются статусом агентов валютного контроля. Уточняются порядок резервирования и возврата сумм резервирования, а также положения, регулирующие условия прекращения действия разрешений на осуществление резидентами валютных операций, открытие ими счетов в банках за пределами РФ, проведение по ним операций.

Соответствующие изменения вносятся в законы Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и "Об организации страхового дела в Российской Федерации", федеральные законы "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О Центральном банке Российской Федерации", "Об экспортном контроле", "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", "О финансовой аренде (лизинге)", в Налоговый кодекс РФ и Таможенный кодекс РФ.

По новому закону «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступил в силу в июне 2004 г., большинство ограничений на движение валютных средств физических лиц и организаций в 2006 г. отменены. При рассмотрении закона в Госдуме банкиры добились годового моратория на свободное открытие корпоративных счетов за границей. Эта норма вступила в силу с 18 июня 2005 г.— для открытия валютного счета вне России российским организациям теперь не нужно обращаться за разрешением в Центробанк. До этого вердикта регулятора можно было ждать в течение двух месяцев, а отказать заявителю ЦБ мог, сочтя, например, что необходимые операции можно провести и через российский банк. По новым правилам российской организации достаточно договориться с иностранным банком, а о появлении нового счета за рубежом уведомить в течение месяца налоговую инспекцию. Единственное ограничение — банк должен быть расположен в государстве, входящем в состав Международной рабочей группы по борьбе с финансовыми правонарушениями (FATF). Сейчас в FATF входят 62 страны.

Так же можно сделать вывод о поступательном развитии механизма обязательной продажи в сторону унификации применяемых при совершении различных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней этих курсов, уменьшения в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей пр­одаже в обязательном порядке, а также юридически более точной и экономически более обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов, ее размер согласно действующему законодательству не может превышать 30 процентов от поступившей суммы. Действующий норматив, установленный Банком России составляет 0 процентов (Таблица № 1). Перед продажей выручку можно уменьшить на расходы, связанные с исполнением сделок: затраты на транспортировку, страхование и экспедирование грузов, вывозные таможенные пошлины и сборы, комиссионные вознаграждения банкам. Инструкция Банка России «Об обязательной продаже» № 111-И, принципиальных отличий от действующего порядка зачисления выручки не несет.

Таблица№ 1

Размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже (в процентах) Период действия Нормативный акт, устанавливающий объем продажи
     
0 % С 7 мая 2006 г. Указание ЦБР от 29/03/2006 № 1676-У
10% 27 декабря 2004 г. - 6 мая 2006 г. Указание ЦБР от 26/11/2004 № 1520-У
25 % 18 июня 2004 г. – 26 декабря 2004 г. Инструкция ЦБР от 30/03/2004 № 111-И
25 % 10 июля 2003 г. – 17 июня 2004 г. Указание ЦБР от 09/07/2003 № 1304-У
Не свыше 30 % 9 июля 2003 г. Федеральный закон от 07/07/2003 № 116-ФЗ
50 % 10 августа 2001 г. – 8 июля 2003 г. Федеральный закон от 08/08/2001 № 130-ФЗ
75% 31 декабря 1998 г. – 9 августа 2001 г. Федеральный закон от 29/12/1998 № 192-ФЗ
50% 26 июня 1993 г. – 30 декабря 1998 г. Указ Президента РФ от 14/06/1992 № 629
40 % 1 января 1992 г. – 25 июня 1992 г. Указ Президента РФ от 30/12/1991 № 335

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и, в целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие принципиальные изменения в валютном законодательстве произошли за период 1986-1992 годов?

2. Какие валютные ограничения были предусмотрены законом № 3615-1-ФЗ?

3. Кто относится к резидентам и нерезидентам?

4. С какой целью вводилась обязательная продажа части валютной выручки резидентов государству заеоном№3615-1?

5. В чем проявился курс либерализации валютного законодательства с принятием закона № 173-ФЗ?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: