Внешнеэкономических контрактов

Расчеты в международной торговле осуществляются, как правило, в сво­бодно конвертируемых валютах. Положение этих валют не остается посто­янным. В зависимости от внутреннего экономического состояния той или иной страны, ее платежного баланса, а также под влиянием других факторов курс валюты этой страны по отношению к другим валютам изменяется. Колебания валютных курсов затрудняет эквивалентный обмен товарами и услу­гами.

Для защиты от возможных валютных потерь, связанных с курсовыми колебаниями в контрактах, применяют так называемые валютные оговорки. Зашита от рисков с помощью валютных оговорок относится к так называемой нестраховой защите, поскольку не предполагает размещение этих рисков на стра­хование в страховых компаниях.

Суть этих оговорок сводится к установлению в контракте, а именно в двух его статьях - «цена товара» и «условия платежа» — таких условий, кото­рые свели бы к минимуму возможные валютные потери.

Как показывает практика, в основной массе контрактов в качестве валюты цены и валюты платежа предусматривается одна и та же валюта. При этом экспортер заинтересован в установлении цены в устойчивой валюте, т.е. не подверженной риску обесценения. Фиксация цены товара в устойчивой ва­люте является одной из форм страхования валютных рисков, причем наиболее распространенной в настоящее время.

При системе фиксированных паритетов (до 1973 года) валюта цены в контракте не играла такой роли, как в настоящее время, так как колебания курсов любой валюты не могли выходить за допустимые пределы отклоне­ний от официального паритета +2,25 %. Основной задачей экспортеров в то время было страхование от официальной девальвации валюты цены.

Такое страхование осуществлялось в двух основных формах: с помощью валютной и золотой оговорок. Валюта цены привязывалась либо к доллару США по официальному курсу, либо через него к другой валюте, или же к своему официальному золотому содержанию. При наличии валютной или золотой оговорки сумма платежа в девальвированной валюте изменялась таким образом, чтобы сохранялся эквивалент в валюте, к которой привязы­валась валюта цены, либо в первоначальном золотом содержании.

При системе фиксированных паритетов девальвация одной валюты не приводила к автоматическому изменению паритетов и курсов других валют между собой. Так, например, девальвация английского фунта стерлингов не изменяла автоматически паритетов и курсов между долларом и немецкой маркой, маркой и французским франком и т.п. Применение валютной ого­ворки позволяло экспортеру сохранить эквивалент цены в других валютах без изменения.

Применявшиеся в то время золотые оговорки, при которых цена товара фактически приравнивалась к определенному количеству золота, были ого­ворками на базе официальной цены золота.

В настоящее время твердых паритетов и официальной цены золота не существует. Курсы валют изменяются не ступенчато, а постоянно под влия­нием рынка.

Не существует валюты-эталона, к которой можно привязать цену и пла­теж в контракте с целью сохранения неизменного эквивалента во всех других валютах, так как одни валюты дорожают, а другие становятся дешевле отно­сительно друг друга.

Большое значение в плане страхования от валютных потерь имеет выбор валюты цены. С достаточно высокой степенью вероятности можно ориенти­роваться лишь на краткосрочные тенденции в движении курсов валют.

Непосредственным регулятором валютного курса является платежный баланс страны, отражающий отношения поступлений и платежей валюты за экспортируемые и импортируемые товары и услуги, а также по движению капиталов в тот или иной момент либо за определенный период времени.

Если страна импортирует больше товаров и услуг, чем сама предостав­ляет, то образуется повышенный спрос на иностранную валюту. При сво­бодном колебании валютных курсов это ведет к повышению курсов иност­ранных валют и снижению курса валюты данной страны.

Рост цен внутри стран оказывает влияние на внешнеэкономические свя­зи, вызывает структурные изменения в платежном балансе, которые, в свою очередь, определяют движение курсов валют в более выгодном положении оказываются страны с низким ростом цен. Товары этих стран конкурентос­пособны на внешних рынках, а фирмы этих стран имеют больше возможно­стей расширить свой экспорт. Это ведет к росту поступлений иностранной валюты, росту спроса на валюты этих стран и повышению их курсов.

При определении возможной тенденции валютных курсов важна дина­мика цен на товары и услуги, являющиеся объектами международной тор­говли. Для этого могут быть использованы индексы оптовых цен.

В условиях неустойчивости валютных курсов установление цены в дол­ларах может не обеспечить полностью интересов экспортера. В этом случае возникает необходимость страхования от возможного падения курса доллара.

Такое страхование экспортной выручки, выраженной в валюте, положе­ние которой не устойчиво, возможно с помощью валютной оговорки, на­пример, к евро, которая на перспективу считается более устой­чивой. При этом в условиях платежа фиксируется, что платеж производится в евро, исходя из ее курса к доллару на дату подписания кон­тракта. Фактически эта оговорка переводит цену, выраженную в долларах, в евро. Это имеет реальный смысл в тех случаях, когда цена в кон­тракте с поставками в течение года и более устанавливается на базе котировоч­ной цены на какой-либо товарной бирже. Цена в контракте, установленная в долларах, в соответствии с котировочной ценой может изменяться в любую сторону, но пересчет ее в евро по курсу, зафиксированному на весь срок контракта, является гарантией от потерь вследствие возможного падения курса доллара.

Во внешней торговле в настоящее время применяется такой метод стра­хования валютных рисков, как включение в контракты многовалютных, или мультивалютных оговорок.

Особенность многовалютных оговорок состоит в том, что в качестве валютной оговорки берется не одна, а несколько валют, объединенных вме­сте в так называемой «корзине» валют.

Корзины валют представляют собой условные счетные единицы. При помощи таких условных счетных единиц определяется стоимость той или иной валюты по отношению к набору валют, с тем, чтобы уменьшить валют­ный риск для обеих сторон-участниц сделки. Это нивелирует курсовые ко­лебания данной валюты по отношению ко всем валютам корзины в целом и в какой-то мере стабилизирует первоначальное стоимостное выражение обязательств и платежей по контракту.

Большей частью выбор валют определяется исходя из характера торгов­ли данной страны с ее основными торговыми партнерами и из характера других внешнеэкономических связей этой страны.

К разряду условных или счетных валютных единиц относится СДР, со­зданная МВФ. Стоимость СДР определяется сейчас на базе средневзвешенной сто­имости доллара США, евро, фунта стерлингов и иены.

В целях уменьшения валютных потерь от резких колебаний курсов валют и их инфляционного обесценения экспортеры ряда стран применяют так назы­ваемый метод хеджирования, то есть метод заключения наряду с основным контрактом контракта о покупке у поставщиков соответствующего товара «на срок» (имеется в виду более поздний срок, чем по основному контракту) по фиксированной цене. Путем спекулятивных операций на бирже экспортер рассчитывает получить прибыль, которая компенсирует ему возможные убыт­ки при исполнении основного контракта.

Многие иностранные банки часто прибегают к валютным сделкам «на срок» (форвардным валютным операциям), смысл которых состоит в купле или продаже определенных сумм соответствующей валюты по заранее ого­воренному курсу на базе текущих рыночных котировок с ее фактической передачей в распоряжение контрагента в определенный срок в будущем (обычно на дату расчетов по коммерческим операциям). Таким образом банки страхуют себя и своих клиентов от возможных валютных убытков при проведении клиентами внешнеторговых операций. Кроме того, банки часто практикуют диверсификацию состава своих валютных резервов, сокращая в них удельный вес неустойчивых валют и увеличивая удельный вес устойчи­вых валют.

В ряде стран в целях страхования применяется практика регулирования срока платежа, называемая «лидс энд легс», которая заключается в прове­дении мероприятий по сознательному ускорению или задержке междуна­родных платежей по кредитным и внешнеторговым счетам, выраженным в иностранных валютах, чтобы предотвратить валютные потери и получить выгоду от ожидаемого изменения валютного курса.

Некоторые крупные фирмы иногда пытаются избежать валютных рисков путем проведения такой практики, которая предусматривает соответствие поступлений и расходов иностранной валюты. Например, фирма может инвестировать поступающую валютную выручку на депозитные счета в ев­ровалютах на определенные сроки. Эти счета выражаются в валюте намеча­емых будущих платежей.

Фирмы-экспортеры часто пытаются завышать цены при фиксации их в слабых валютах, чтобы нейтрализовать возможное падение курса валюты цены. Они могут также включать оговорки в экспортные контракты, допус­кая пересмотр цен в случае изменения валютных курсов.

Используется и такой метод страхования от валютных рисков, как прове­дение сделок «спот» с валютами и одновременное размещение их на денеж­ных рынках.

Проблема страхования валютных потерь в результате изменения валют­ных курсов относится и к фрахту. Объектом торговли здесь являются услуги по транспортировке грузов из одних стран в другие. Ценой этих услуг являют­ся ставки фрахта. При фиксации ставок фрахта в долларах активно стали при­меняться две формы страхования от валютных потерь.

Первый — это привязка к устойчивой твердой валюте по определенному курсу. Например, в контракте на перевозку грузов от одного порта к другому фиксировалось, что ставка для данного товара составляет 100 долларов за 1 тонну. Платеж осуществляется в евро по курсу не менее 1 дол. = 1 евро. В случае снижения курса доллара ниже 1 евро будет применен курс 1 евро за I доллар, т.е. сумма платежа не будет меньше установленной в евро.

Второй — более распространенной формой страхования от падения курса доллара является применение специальной валютной поправки на обесце­нение доллара—САF (currency adjustment factor). Суть ее заключается в том, что основная, или базовая, ставка фрахта увеличивается на определен­ную величину САF, отражающую обесценение доллара по отношению к другим валютам.

Размер САF в процентном отношении устанавливается объединением судовладельцев так называемыми конференциями.

В последние годы в контрактах предусматривают оговорки о пересмотре сторонами контрактной цены при изменении курса валюты цены, превыша­ющего определенный устанавливаемый сторонами предел колебаний,

Например, стороны контракта фиксируют цену в английских фунтах стер­лингов, исходя из курса фунта к доллару (либо к другой валюте) на дату подписания контракта. При этом оговаривается, что при изменении курсового соотношения между фунтом, превышающем 2,5 % в ту или дру­гую сторону, они встретятся для соответствующего пересмотра цены.

Все рассмотренные выше виды страхования валютных рисков: фиксация контрактной цены в твердой валюте, применение валютной и мультивалют­ной оговорок преследует цель снизить возможные потери от изменения кур­сов валют.

В настоящее время наблюдается введение или расширение правитель­ствами промышленно развитых капиталистических стран механизма страхо­вания экспортеров от валютных потерь в результате колебаний валютных курсов. Такие системы имеют место в Японии, Австрии, Великобритании, Дании, Италии, Норвегии, Португалии, Франции, Германии, Швеции, Швей­царии.

Механизмы страхования от валютных потерь содержат условия о том, что страховщик возмещает экспортеру валютные потери, которые понесет экспортер в связи с неблагоприятными для него колебаниями валютного курса, превышающими обусловленный уровень отклонения от его исход­ного курса при заключении контракта. В свою очередь, экспортеры выпла­чивают страховщику премию за страхование риска валютных потерь в обус­ловленном размере. В некоторых странах предусмотрено условие, чтобы экспортер сдавал страховому обществу валютную прибыль сверх обуслов­ленного процента.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем сущность перераспределительных финансовых отношений в стра­ховании?

2. В чем отличие страхования от кредитования?

3. Какие существуют виды страхования?

4. Какие существуют риски во внешнеэкономической деятельности?

5. Охарактеризуйте виды рисков экспортного кредитования.

6. Какие существуют способы защиты от валютных рисков?

Лекция 7.

Валютное регулирование неотъемлемая часть

внешнеэкономической деятельности государства

7.1. История представлений о роли государства и его регулирующей функции в экономике.

Приступая к всестороннему анализу роли и места государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности, необходимо, прежде всего, определить в целом роль и место государственной политики в рыночной экономике. Для выполнения этой задачи нужно обстоятельно исследовать историю представлений о роли государства на разных этапах развития общества, охарактеризовать его специфику, особенности и функции государства.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов (в переводе с английского означает торговец, купец) выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. В целом для этой школы характерны две основные черты:

богатство отождествляется с деньгами. Государство считается тем богаче, чем больше оно имеет денег.

накопление денежного богатства может быть достигнуто лишь с помощью государственной власти.

Следовательно, они провозглашали активное вмешательство государства в экономику.

Государство, в то время, осуществляло активную политику протекционизма (покровительство, защита), которая, как и ранее, так и в настоящее время, выражается в поощрении отечественной экономики, ее защите от иностранной конкуренции, расширение внешних рынков.

Важнейшими средствами протекционизма служат таможенные пошлины, а также создание монопольных торговых компаний.

С развитием капитализма основные положения меркантилизма изжили себя. Буржуазия выдвинула новые экономические теории, в основе которых лежало требование свободы торговли и предпринимательства от государства.

Так возникло фритредерство (в переводе с английского free trade – свободная торговля). Это направление в экономической теории, состоящее в требовании свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность. Фритредерство стало основой буржуазной классической теории, представители которой выступали:

во-первых, против привилегий, которыми пользовались торговые монополии и крупные землевладельцы;

во-вторых, против остатков средневековой цеховой регламентации и других ограничений свободной конкуренции;

в-третьих, выдвигали требование “экономической свободы”;

в-четвертых, высказывались за ограничение регулирования государством экономики.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он предпринял попытку оспорить взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Согласно его теории, государство при кризисе, то есть на определенных этапах экономического развития общества, могло активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров – не эластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики, Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Он полагал, что это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Характерными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

-высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

-создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

-широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого -использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги, инфляция и монополизм, включая способы недобросовестной конкуренции. Сокращение налоговых ставок сократит, доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности. Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, создание гибкой и взвешенной системы (антимонопольного) регулирования, способствующего поддержанию режима добросовестной конкуренции (в том числе и посредством таких методов как регулирование рекламной деятельности), дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Именно поэтому степень вмешательства и регулирования государством экономики в настоящее время имеет известные пределы. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, т. е. устанавливает правовые основы рынка и ценовой политики. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов Одновременно с вхождением Российской Федерации в мировое сообщество, произошла его интеграция и в мировую экономику. Это стало возможным после того, как Россия перешла к рыночной экономике. Концепция рыночной экономики играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежит всем организациям и предприятиям независимо от форм собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве. В связи с этим хорошо развивается внешнеэкономическое партнерство. Все вышесказанное подтверждает, что регулирование внешнеэкономических отношений государства является самой обширной сферой приложения государственного регулирования.

Итак, вмешательство государства в экономику, как правило, сводится к следующим действиям:

- выработка экономической политики;

- управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. (например: энергетическая система, деятельность связанная с освоением космоса);

- установление правовых основ рынка и ценовой политики. Стимулирование государством предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственников, принятие мер по пресечению монополизма, недобросовестной конкуренции, охрана прав потребителей;

- регулирование внешнеэкономической деятельности страны.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан. Сюда же можно отнести и защиту прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка;

б) Стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д. Основы государственной политики в этих областях закреплены в законодательстве Российской Федерации об образовании, о медицинском страховании, о развитии культуры. Что же касается внешнеэкономической деятельности, то они закреплены в Законе Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле”, а также в других нормативных и правовых актах;

г) Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д. В этой функции наиболее ярко выражено обще социальное начало, которое обеспечивает человеку достойные условия жизни, “путем гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства”. В настоящее время, в России принят ряд важных законов и других актов, направленных на социальную защиту населения страны.

7.2. Валютный рынок как объект государственного регулирования и контроля.

Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской федерации за последние годы развивается бурными темпами. Свидетельством тому служит появление и количественный рост новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отделов на фондовых биржах, широкой сети пунктов обмена валюты, резкий рост объема валютной выручки хозяйствующих субъектов от продажи ими на экспорт товаров, работ и­ услуг, бурное развитие торговли валютными фьючерсами и опционами. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.

Экономика любого государства не может существовать без развитого финансового рынка. Составной частью финансового рынка является валютный рынок. Валютный рынок – совокупность отношений, возникающих между субъектами валютных сделок. С институциональной точки зрения валютный рынок представляет собой множество коммерческих банков, валютных бирж и других финансовых учреждений, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения для обслуживания международного платежного оборота с использованием средств связи. Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр,­ где сосредоточена купля-продажа валют и ценных бумаг в валюте на основе спроса и предложения на них. Очевидно, что современная рыночная система немыслима без государственного регулирования экономики. Однако существует грань, за которой при этом происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. В этом случае рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него в большей степени следует косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо.

Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Формы валютных ограничений чрезвычайно разнообразны: ограничение или запрет на экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и т.д.

Методы валютного регулирования бывают: административные и экономические.

Административный метод включает в себя ряд жестких принудительных мер, обязательных для исполнения, установленных государством законодательным путем. Отменить действие этих мер может только государство.

Экономический метод предполагает воздействие на участников внешнеэкономических отношений путем экономической заинтересованности в осуществлении тех или иных операций.

Регулирование государством экономики требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

Каждое государство на валютном рынке выступая в роли продавца или покупателя, тем самым, являясь участником международных экономических отношений имеет собственные экономические интересы, которые воплощаются в определенной внешнеторговой политике. Каждая страна использует собственную валюту, что изменяет характер денежного обращения.

Международная торговля подвержена влиянию как государственного, так и международного регулирования и контроля, которые значительно отличаются от тех, которые используются в регулировании внутренней торговли. Все страны включены в сложную систему взаимосвязей, образуемых в результате торговых и финансовых отношений. В современных условиях существует множество барьеров, устанавливаемых государствами в международной торговле товарами и услугами, которые можно разделить на две основные группы: тарифные и нетарифные.

К тарифным барьерам относятся таможенные пошлины, представляющие собой акцизный налог, которыми облагается импорт, при пересечении государственной границы. Они выполняют несколько функций: защищают национальных производителей от внешней конкуренции, служат источником поступлений в государственный бюджет, выступают средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

7.3. Причины необходимости создания валютного контроля в Российской Федерации.

Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Валютное регулирование в СССР отражало все наиболее характерные черты валютной монополии государства. Наличие строго регламентируемого состава потенциальных участников внешнеэкономической деятельности, единственного банка (Внешэкономбанк СССР), осуществляющего международные расчеты, строжайшая централизация валютных поступлений и жесткий контроль за их использованием составляли систему валютного контроля без формального декларирования ее наличия и определения органов, осуществляющих такой контроль.

Ситуация изменилась во второй половине 80-х годов в связи с либерализацией в области внешнеэкономической деятельности, а следовательно, и появлением возможности использования предприятиями и организациями валютных средств, полученных в результате экспорта товаров, работ, услуг, либо приобретенных на внутреннем валютном рынке страны. Данные процессы активно стимулировались начавшейся в это же время широкомасштабной реформой банковской системы, приведшей к бурному росту разветвленной сети уполномоченных (получивших право на проведение валютных операций) банков, осуществляющих международные расчеты.

Однако, происшедшие изменения структуры государственного устройства СССР, образование суверенного государства Российской Федерации изменили приоритеты реализации основных направлений развития экономической политики, в том числе и в области валютного регулирования. Встала необходимость скорейшей разработки единого нормативного акта в области валютного законодательства, именно 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 (далее Закон).

Введение Закона впервые определило само понятие «валютного контроля», при этом было установлено, что целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также определены основные направления валютного контроля:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Появление в действующем законодательстве нормативной базы, регламентирующей валютные правоотношения резидентов и нерезидентов Российской Федерации, было обусловлено особенностями экономического развития государства, попыткой защиты национальной валюты РФ, а также необходимостью систематизировать большое количество так называемых «валютных ограничений» (норм, не позволяющих в ряде случаев свободно осуществлять валютные операции), «разрозненное» существование которых создавало определенные трудности, как для их толкования, так и для их практического применения.

Необходимо отметить, что валютный контроль является только надстройкой системы валютного регулирования в целом (если такая система предполагает наличие валютных ограничений) и решает вполне конкретный задачи, поставленные перед ним в тот или иной момент экономического развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: