Практикум № 3. «Корзина»

Название этого практикума не очень сочетается с видеотехнологией, но я назвал его так, как почти 20 лет назад, когда придумал для себя.

Суть упражнения состояла в том, чтобы прийти после работы в монтажную, выгрести из корзины (не мусорной!) обрезки не вошедшей в монтаж кинопленки и попытаться сочинить из этих кадров нечто осмысленное. Однажды так была сделана целая курсовая, причем весьма диссидентского содержания.

Но что сегодня мешает нам заменить обрывки кинопленки на кадры, например, 180-минутной кассеты-исходника, на которую подряд снимаются информационные сюжеты? Ведь задача состоит в том, чтобы создать сюжет, который никогда не снимался. И, конечно, все возможности звуковой дорожки тоже в вашем распоряжении. Понятно, что собрать из пяти футбольных матчей один — это не практикум.

Хронометраж — любой. Главное условие — понятность темы и идеи сюжета обычному зрителю и опять же удержание внимания, т. е. отсутствие скуки.

А практикум хороший. Недаром и истинные корифеи от кино не брезговали капустниками — ведь подход там абсолютно тот же.

И никаких досъемок. Разве что результат превзойдет ожидания и окажется достойным эфира, а 2–3 кадров явно не хватит или они будут недостаточно внятны. Но это уже задача не практикума.

А заодно попробуем, хотя бы однажды, ради эксперимента (прошу прощения у тех, кто всегда соблюдает профессиональную технологию), набраться терпения и пройти путь режиссерской работы по монтажу профессионально, грамотно и до конца.

Итак, берем любой архив. Чем разнообразней по содержанию, местам съемки, сезонам и пр. он будет, тем лучше. Ведь куда сложнее, но и интересней найти красивый переход из зимы в лето, при этом не пользуясь никакими микшерами, шторками и прочими спецэффектами. Обязательное условие этого практикума — работаем только в прямой склейке.

И сочиняем сюжет.

Прорабатывается:

· относительность содержания кадра — ведь каждый раз его конкретный смысл зависит от той монтажной фразы, в которую он входит;

· организация события и драматургии чисто монтажными средствами;

· умение видеть за конкретикой кадра его полное «звучание», как смысловое, так и тональное, обертонное;

· учет темпо-ритма внутрикадрового действия, светотональности, композиции, направления движения и прочих элементов в различных кадрах;

· учет операторского стиля съемки (если оператор хороший; плохой как раз и отличается отсутствием всякого стиля);

· творческий подход в использовании студийного (личного) архива — навык, особенно необходимый для режиссеров и монтажеров небольших студий, которые не имеют возможности снимать столько времени, сколько нужно;

· развитие творческой фантазии и умения варьировать любой материал в зависимости от замысла;

· введение в экранный «сопромат» — не каждый кадр встанет в любую монтажную фразу и повернется тем смыслом, какой захочется вложить в него автору. Умение «слышать» смыслы кадра и видеть возможность его разворота, не ломать структуру материала, а идти за ним всегда выдает руку серьезного профессионала. Ну и т. д.

Несколько советов и план работы.

Отсмотрите исходный материал, а какие-то кадры и по нескольку раз, затем отложите его в сторону и (кому-то понадобится неделя, кому-то часа два, но в это время лучше на экран не смотреть) сформулируйте тему (т. е. проблему) и идею (т. е. ваш способ решения проблемы). Причем обязательно на бумаге. Память — слишком ненадежное хранилище для гениальных замыслов. Кстати, именно записанная мысль имеет шанс добраться до зрителя. Обращали внимание, как тяжело бывает коротко и внятно записать даже то, что вроде «и так ясно»? Именно поэтому вся режиссура формулирует свои замыслы на бумаге.

Когда тема и идея определены, еще раз отсмотрите весь отобранный к монтажу материал и (ох уж эта писанина!) выпишите каждый из отобранных планов на отдельную карточку: содержание кадра, хронометраж, крупность, тональность и прочие важные для вас в этом кадре детали композиции. Как именно? Все равно, рецептов тут нет. Важно только то, что поможет вам вспомнить этот кадр, глядя на карточку, и учесть его место в будущей монтажной фразе. Иногда достаточно написать «00.10.15. Кр. пл., собака смотрит в камеру, 7 сек.», а иногда на описание деталей уходит и вторая сторона.

Теперь садимся за письменный стол и раскладываем «пасьянс» — занятие как минимум не менее увлекательное, чем игра в «Солитер». Перекладывая карточки, собираем монтажные фразы, из них — эпизоды и, наконец, весь сюжет. Конечно, это можно делать и в текстовом редакторе на компьютере, но, как показывает опыт, тактильные ощущения от карточек не только придают процессу особую прелесть, но и благотворно действуют на фантазию.

Когда «пасьянс» закончен, проверяем результат по финалу, т. е. просматриваем все с конца, убирая лишние кадры или заменяя их — очень действенный способ проверки, кстати, и для сценариев тоже.

Решаем саундтрек: на отдельный лист выписываем номера карточек и помечаем, что и как будет в этом месте звучать.

Вот теперь — за монтаж! Бумаги под рукой, но каждая придуманная за столом склейка проверяется практикой. И тут даже блестяще придуманную монтажную фразу нередко приходится перекраивать под реальность конкретных кадров, а то и придумывать новое решение. Ведь наш пасьянс не догма, а только план монтажного решения.

И снова не рассчитывайте на достойный результат с первого раза. Будьте тщательны, как ни в одной эфирной работе. А при таком отношении возвращаться за письменный стол придется не раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: