1. Вопросы образования в исследовании затрагиваться не будут.
2. Медынский Е. Н. выводит цели воспитания из философских установок Платона –– “с помощью воспитания Платон пытается приблизить мир реальный к миру идей”. См.: Очерки по истории педагогики. М., 1952. С.14.
3. Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989. С. 164.
4. Там же.
5. Деление возрастных групп дается по: Зоргенфрей Г.Г. Социальная педагогика Платона // Журнал министерства народного просвещения. 1906. Ч. VI. №12. С. 188 — 202.; Новосадский Н.И. Педагогические идеалы Платона // Варшавские университетские известия. 1904. №1.
6. Лосев А.Ф. Платон // Лосев А.Ф., Тахо–Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. С.8.
7. Подробнее о вопросах эстетики во взглядах Платона на воспитание см.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.; Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.; История греческой литературы // под общей ред. Соболевского С.И., Грабарь–Пассек М.Е., Петровского Ф.А. М., 1955. Т.2. С. 180–199.; Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства древней Греции. М., 1987. С. 187–188.
|
|
8. Волгин В.П. выделяет такие нравственные качества, как “мужество, рассудительность, чувство справедливости”. См. Очерки истории социалистических идей. М., 1975. С. 34.
9. Волгин В.П. считает, что в «Законах» задачи воспитания у Платона нацелены на закрепление законопослушности и преданности традициям. См. Там же. С. 36.
10. Подробнее об этом см.: Журковский Г.Е. Очерки истории античной педагогики. М., 1963. С. 214–220.; Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М.. 1982. С. 352.
11. Боннар А. считает, что “под музыкой разумеется все: поэзия, музыка в собственном смысле слова и танец”. См.: Греческая цивилизация // Сочинения в трех томах. М., 1991. Т.3. С. 118.
12. Подробнее о музыке в системе воспитания Платона см.: Шостьин А.П. Нравственно воспитательное значение музыки по воззрениям Платона и Аристотеля. Сергиев Посад, 1898.
13. Шостьин А.П. выделяет в системе воспитания Платона и “не правильное обращение к музыке”. Там же. С. 3–4.
14. Новосадский Н.И. Указ. соч. С.12.
15. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1913. С. 43.
16. Новосадский Н.И. Указ. соч. С.7.
17. Интересно для сравнения спартанское воспитание. См.: Кареев Н.И. Государство — город античного мира. СПб., 1903. Гл. XI. С. 147 – 165.
18. Новосадский Н.И. Указ. соч. С.5.
19. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л., 1991. С. 424.
20. Журковский Г.Е. считает, что с помощью этих игр Платон “навязывает ребенку то, что угодно окружающим его взрослым”. Указ. соч. С. 244.
21. См.: «Государство», VII, 514a–521c.; Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона // Сочинения. М., 1993.
22. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991 (переиздание). С.101.
23. На это обращал внимание Асмус В.Ф. Историко-философские этюды античной философии. М., 1984. С. 30.
24. Подобные аналогии проводит в своей работе Гиро П. Указ. соч. С. 31.
25. Подробнее об этом см.: Евдокимов Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве платоновских «Законов» // Платон и его эпоха. М., 1979. С.191 – 212.; Журковский Г.Е. Указ. соч. С. 240–241.
26. Учителя не пользовались большим почетом и уважением в обществе. Подробнее об этом см.: Штаерман Е.М. В афинской школе // Древняя Греция. М., 1974. С.211–217.