Чем большим уважением окружены предметы, обычаи, законы, темвнимательнее надо исследовать их право на уважение. Есть много старинных истин, которые кажутся нам вероятными толькопотому, что мы никогда серьезно не думали о них. Род Разум есть величайшая святыня в мире, а потому и величайший грехзлоупотреблять разумом, употреблять его на то, чтобы скрывать или извращатьистину. Высшая степень неправды и насилия - это установление одними людьмитакого закона, который не подлежит обсуждению других и должен быть принят наверу. Для чего это может быть нужно людям? Основа всякой власти - насилие, основа христианства - любовь.Государство - это принуждение, христианство - убеждение. Кунингам Гейкей Христос не основывал никакой церкви, не устанавливал никакогогосударства, не дал никаких законов, никакого правительства, ни внешнегоавторитета, но он старался написать закон Бога в сердцах людей с тем, чтобысделать их самоуправляющимися. Герберт Ньютон Просматривая историю человечества, мы то и дело замечаем, что самыеявные нелепости сходили для людей за несомненные истины, что целые нацииделались жертвами диких суеверий и унижались перед подобными себе смертными,нередко перед идиотами или сластолюбцами, которых их воображение превращалов представителей божества; видим, что целые народы изнывали в рабстве,страдали и умирали с голоду ради того, чтобы люди, жившие их трудами, могливести праздную и роскошную жизнь. И причиной таких нелепостей и страданийлюдских всегда было одно: принятие на веру того, что даже малым детям немогло не представляться неразумным. По Генри Джорджу Наш век - истинный век критики. Все принятое на веру проверяетсякритикой. Религия и законодательство обыкновенно думают ускользнуть от критики.Первая - с помощью своей святости, второе - с помощью своего величия. Но в таком случае они возбуждают против себя справедливое подозрение ине могут рассчитывать на непритворное уважение, потому что разум относится суважением только к тому, что в состоянии выдержать его свободное ивсенародное испытание. Кант Не надо бояться тех разрушений, которые совершает разум в установленныхлюдьми преданиях. Разум не может ничего уничтожать, не заменяя его истиной.Таково его свойство.
|
|