Метод воспитания – игра

Игра для ребенка — выход в большую жизнь, осуще­ствление его мечты, исполнение желаний. Из анкет ребят видно, что игра делает их более развитыми практически во всех видах деятельности: «позволяет ставить себя в об­стоятельства, в которых не был...», «в игре человек учит­ся вести себя...», «игра — дело, где проверяются твои знания, сила, ловкость, сноровка, где все делаешь с удо­вольствием».

Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздорови­тельных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников и просто подвижные игры в лесу, на поляне, во время купания поднимают настро­ение детей, снимают напряжение, уменьшается количе­ство отрицательных поступков со стороны детей.

Для того чтобы правильно организовать, «поставить» ИГРУ, у вожатого должна быть соответствующая подго­товка и он всегда должен помнить, что такое игра. Игра — исторически сложившееся общественное яв­ление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развле­чения, отдыха, средством физического и общего соци­ального воспитания, спорта.

Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности Людей: в развлечении, отдыхе, развитии духовных и фи­зических сил. Игра — очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспита­тельной работе с детьми.

Игра — полезное средство воспитания детей и подро­стков. Она всегда целенаправленна и характеризуется мно­гообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, осо­бенно в детском возрасте. Но в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения жиз­ненных потребностей.

Среди большого разнообразия игр широко распро­странены у детей и подростков ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Тем более что лагерь располагает всеми необходимыми условиями для организации и проведения подвижных игр - прекрасная природа, чистый воздух, большая террито­рия.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры, дви­гательные действия мотивированы ее сюжетом, игры на­правлены на преодоление различных трудностей, препят­ствий, поставленных на пути достижения цели.

Подвижные игры не требуют от участников специ­альной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся.

Обращаем ваше внимание на то, что каждая подвиж­ная игра имеет свои содержание, форму и методические особенности. Содержание подвижной игры составляют: сюжет (об­разный или условный замысел, план игры), правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

Форма подвижной игры — организация действий уча­стников, представляющая возможность широкого выбо­ра способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально или группами, до­биваясь своего личного интереса, в других — коллектив­но, отстаивая интересы своего коллектива, своей коман­ды. Форма игры связана с содержанием и целиком зависит от него.

Методика проведения игры обусловлена особенностями ее содержания и формы. Подвижным играм свойственны:

а) образность;

б) самостоятельность действий в целях достижения дели, ограничиваемая правилами;

в) творческая инициативность в действиях в соответствии с правилами;

г) исполнение отдельных ролей в игре, согласно сюжету, что устанавливает определенные взаимоотношения коллективе участников игры;

д) внезапность, изменчивость ситуации в игре, требующая от играющих быстроты реакции, инициативы;

е) элементы соревнований в игре, требующие пол­юй мобилизации сил и повышающие эмоциональность игры;

ж) сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых «конфликтов», что создает высокий эмоциональный тонус.

Главным содержанием подвижных игр, как уже гово­рилось, являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве игрой они ока­зывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма человека. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности, а игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, зак­репляют свое представление об изображаемых событиях, жизни.

В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие в нужном направ­лении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности, как игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый в отряде, он совершенно по-иному проявляет себя в игре.

Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры во многом зависит от руководства ею. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различ­ные нравственные и физические качества. Рассмотрим основные задачи руководителя игры.

В игре проявляется индивидуальность детей. Изучив их характер и поведение в игре, вожатый сможет предот­вращать чрезмерную возбудимость, споры, искажение или несоблюдение правил, нечестность и другие отрицатель­ные стороны поведения.

Вожатый должен быть организатором игры и воспи­тателем поведения играющих в процессе ее проведения. Через игру вожатый стремится решить следующие важ­ные педагогические задачи:

1) укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому развитию;

2) содействовать овладению жизненно необходи­мыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них (особенно это каса­ется детей младшего возраста);

3) воспитывать у детей необходимые морально-во­левые и физические качества;

4) прививать воспитанникам организаторские на­выки и привычку систематически самостоятель­но заниматься играми.

Через игру вожатый имеет возможность сдружить де­тей, сплотить их, привить им чувство коллективизма, выработать сознательную дисциплину. Вожатому ни в коем случае нельзя поощрять азартные игры в отряде, а наобо­рот, пресекать, объясняя их пагубность. Но не всегда, правильно подобрав игру, можно до­биться положительного воспитательного эффекта. Мно­гое зависит от процесса организации и проведения игры.

Последовательность прохождения игры должны быть спланирована. Важно, чтобы в новых играх совершен­ствовались приобретенные навыки и приобретались но­вые.

Переходить к новым играм надо постепенно. При этом следует ориентироваться на знакомые игры. С этой целью в игры, сходные с изученными, нужно вводить более ус­ложненные правила и условия, последовательно повы­шать требования к овладению новыми навыками и умениями. Сходство действий облегчает переход к усложненным правилам и способам игры.

Игры должны соответствовать подготовленности детей к ним. Смысл игры в том, чтобы ее участник мог преодолеть препятствия на пути и достичь цель. Игра, в которой играющие не преодолевают трудностей, не прилагают усилий, не заинтересует детей и не будет иметь воспитательной ценности. Непосильные игры снижают у детей интерес и переутомляют их.

Рассмотрим план организации подвижной игры.

Подготовка к проведению подвижной игры. Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения, а так­же от погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно. В жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых дети выполняют игровое задание поочередно. Наличие инвентаря также влияет на выбор игры. Перед проведением игры на местности вожатый обя­зан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наме­тить условные границы для игры.

Организация детей для игры. Прежде чем объяснить игру, необходимо так расставить детей, чтобы они хоро­шо видели вожатого и слышали его рассказ-объяснение. Успех игры во многом зависит от его объяснения. Присту­пая к объяснению, вожатый должен представлять себе всю игру.

Рассказать, в чем смысл игры нужно четко, понятно и коротко: длительное объяснение может отрицательно повлиять на восприятие игры. Исключение составляют младшие отряды, где объяснение можно дать в сказоч­ной, увлекательной форме.

Рассказ-объяснение должен быть логичным, после­довательным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

1) название игры,

2) роль играющих и их места расположения;

3) ход игры;

4) цель игры;

5) правила подвижной игры.

Рассказ не должен быть монотонным. Объяснять игру следует спокойным голосом, иногда повышая или понижая тон.

(Григоренко Ю.Н., Пушина М.А. Кипарис-4: Здравствуй, наш лагерь! – М., 2004. С.59-65.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: